Философский анализ развития воинской службы в современных условиях - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Философский анализ развития воинской службы в современных условиях

Веселов Б.А. 1, Лубяной В.И. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

В начале XXI века российская государственность находится в состоянии активного совершенствования. В процессах социальной модернизации страны и формирования перспективного облика Вооруженных Сил важное место занимает изучении истории, осмысление вопросов войны и мира, обоснования роли военнослужащего и армии в структуре российских государственных и гражданских отношений.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что перед государством стоит важная задача по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития общества и укрепления обороноспособности страны. Особенно важно формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Обращение к проблеме духовно-нравственных качеств личности военнослужащего современной российской армии связано, прежде всего, с тем, что особенностью военной профессии в отличие от других видов деятельности является то, что нравственный аспект составляет одну из важнейших ее сторон. Нравственно-гуманистический характер носят ее направленность и целевое назначение. В деятельности военнослужащего многое зависит от нравственности избранных средств, так как для сохранения жизни подчиненных и сослуживцев, выполнения приказов и поставленных задач порой необходимы не только профессиональная компетентность, но и гуманизм, взаимовыручка, бескомпромиссность, определенное мужество со стороны военных кадров.

В ходе написания данной работы проанализирована философско-культурологическая концепция содержания и значимости воинского служения, которая позволяет представить как целостность воинскую культуру общества и военную сферу.

Мировая и отечественная философия о сущности, содержании и значимости воинского служения.

Военная служба - это особый вид установленной государством на основании федерального закона деятельности человека в специально создаваемых им государственных организациях (вооруженных силах, войсках, воинских формированиях) и государственных органах, решающих задачи по защите Отечества (обороне и военной безопасности) специфическими (военными) методами и средствами вооруженной борьбы, предполагающими использование оружия и вооружения индивидуального и коллективного применения.

Решение задач по защите Отечества предполагает практическое и непосредственное осуществление закрепленных в Конституции Российской Федерации функций государства по обеспечению его независимости, суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса в сфере военной безопасности на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законах.

Феномен воинского служения рассматривается на основе философских методов осмысления различных авторов, которые под данным термином понимают материальные и духовные аспекты человеческой деятельности, связанные с войной и военным делом.

Особенности развития настоящего времени требуют исследования воинского служения, что, в свою очередь, предполагает применение различных методов осмысления, в том числе и философских. Результаты такой работы позволяют выполнять ориентировочную и инструментальную функции в процессе организации и регулирования формирования воинского служения.

Под культурой воинской службы обычно понимают материальные и духовные аспекты человеческой деятельности, связанные с войной и военным делом. Поэтому наиболее распространённое мнение, что воинская культура есть не что иное, как воинская служба, которая наиболее полно и явно демонстрируется только в условиях войны. Именно в войне фиксируются и демонстрируются основные характеристики служения государству, поэтому философско-культурологические концепции позволяют представить воинскую культуру общества и военную сферу как целостность в социокультурном пространстве общества, а также установить диалог между теорией и практикой по проблеме воинской культуры общества, соединив усилия личности, общества и государства по обеспечению надёжной защиты Отечества.

Вопросы осмысления воинского служения и её культуры нашли своё отражение в работах различных авторов, начиная с древнейших времён до настоящего времени. Вопросами о сущности, содержании и значимости воинского служения занимались Аристотель, Платон, Тертуллиан, Н. Макиавелли, Ф. Аквинский, Э. Роттердамский, П. Гольбах, И. Кант, Ф. Ницше, Ж.-Ж. Руссо, Э. Тейлор, А. Минделл, А. Тоффлер, С. С. Антюшин, А. Г. Дугин, С. Ю. Иванова, Ю. В. Мамонтов, С. А. Тюшкевич и др.

О плодотворности «союза» философии и военного искусства можно судить, вспомнив из истории десятилетний поход войска Александра Македонского. Он был возможен потому, что наставником полководца был Аристотель – ученый, сочетавший в себе знания философии, математики и астрономии, геодезии и физики, военного дела и истории. Неудивительно, что благодаря этому война велась войском А. Македонского на основе тщательно разработанного плана и всестороннего обеспечения.

Не имея ни карт, ни компаса македонцы, тем не менее, совершали тысячекилометровые переходы в неизвестные страны, преодолевая труднодоступные горные хребты, обширные безжизненные пустынные пространства, форсировала крупные водные преграды и не имели поражений.

Фактически все выдающиеся полководцы древних времен – Эпаминонд и Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь и другие – были вместе с тем и великими философами, их полководческое озарение и поиск новых способов боевых действий основывались на предвидении, всесторонней оценке обстановки. Вот как оценивал деятельность великих полководцев немецкий генерал-фельдмаршал Альфред фон Шлиффен (1833-1913 гг.). В своей работе «Полководец» он писал: «Македонский учился у Аристотеля, Цезарь – философ, Густав Адольф знал семь языков, Фридрих Великий знал все, кроме орфографии и немецкого языка».

Становление военной службы в РФ прошло длительную эволюцию. Постоянное войско в России ведет свою историю от стрельцов Ивана Грозного, который положил начало созданию армии с централизованной системой управления и снабжения.

Петр I произвел коренную реорганизацию вооруженных сил и создал регулярную российскую армию, которая имела четкую структуру и единые штаты. Начинается внедрение правовых начал во все основные сферы жизнедеятельности государства и его основного института - армии.

В 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. 26 апреля 1715 г. был подписан Артикул воинский - Воинский устав, принятый при Петре Великом и действовавший до середины XIX в., подробно регламентировавший устройство армии, обязанности солдат и офицеров, порядок прохождения службы.

24 января 1722 г. Петр I подписал Табель о рангах, регламентирующую прохождение государственной (военной, гражданской и придворной) службы в Российской империи, действовавшую вплоть до 1917 г., которая предусматривала разделение всех служащих на четырнадцать категорий - "рангов" или "классов" - и устанавливала персональный состав, права и обязанности, свойственные каждой из них.

После вступления России на капиталистический путь развития на повестку дня встал вопрос о создании массовых вооруженных сил. В ходе военных реформ 1862-1874 гг. была введена всесословная воинская повинность, изменены системы военного управления, подготовки и обучения военных кадров, осуществлено техническое перевооружение армии и флота.

После Октябрьской революции 1917 г. старая русская армия прекратила свое существование. Взамен нее была создана Красная Армия, в последующем Вооруженные Силы Советского Союза.

Перед распадом СССР они включали в себя Сухопутные и Ракетные войска стратегического назначения, Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной обороны и Военно-Морской Флот. Они были оснащены мощным вооружением, в том числе ракетно-ядерным, передовой техникой и укомплектованы хорошо подготовленным в военном отношении личным составом.

Современная армия России официально создана 7 мая 1992 г. указом Президента Российской Федерации. Она является наследницей боевой славы и традиций русской армии дореволюционного времени и Советских Вооруженных Сил.

Правовой основой ее деятельности являются: Конституция РФ, ФЗ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (ред. от 06.01.2007) "О воинской обязанности и военной службе", ФЗ от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "Об обороне", ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (ред. от 06.01.2007) "О статусе военнослужащих" и другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры России.

Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами.

Российские Вооруженные Силы имеют трехчленную структуру, которая в большей степени соответствует сегодняшним требованиям и позволяет повысить эффективность боевого применения, серьезно упростить взаимодействие различных видов Вооруженных Сил и удешевить систему управления войсками.

В настоящее время Вооруженные Силы структурно включают в себя три вида: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот; три рода войск: Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска, Воздушно-десантные войска. Также в структуру Вооруженных Сил РФ входят Тыл Вооруженных Сил, Служба расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации, Железнодорожные войска, войска, не входящие в виды Вооруженных Сил.

Военная служба относится к самой сложной и трудной деятельности. Она не нормирована продолжительностью рабочего времени, строжайше регламентирована установленным порядком, правилами и нормами их соблюдения, требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокого профессионализма и особой ответственности за выполнение широкого круга обязанностей. Кроме того, военная служба ограничивает для военнослужащих многие права и свободы человека и гражданина. Трудности военной службы в наши дни усугубляются социально-экономическими, политическими, нравственными проблемами в стране, слабой правовой и социальной защищенностью военнослужащих. Главная же трудность военной службы состоит в том, что она, в конечном счете, предназначена непосредственно обеспечить достаточную боевую готовность Вооруженных Сил, а в случае необходимости - отразить военную агрессию и нанести агрессору поражение.

В ст. 59 Конституции РФ сказано, что защита отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ и что гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Однако престиж военной службы в настоящее время находится на довольно низком уровне. Одним из условий поднятия престижа военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, является не только установление, но и реальное соблюдение их правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемой должности и порядка прохождения военной службы, предусмотренных законодательством.

В целях повышения престижа военной службы представляется целесообразным предусмотреть в законодательстве нормы по принятию граждан на государственную службу или на службу в органы исполнительной и законодательной власти только после прохождения гражданами военной службы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах Российской Федерации.

Целесообразно существенно расширить права военнослужащих в области образования. Это позволит гражданам реализовать себя после прохождения военной службы.

Необходимо усилить и медицинское обеспечение, и обслуживание военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Одной из проблем организации воинской службы является проблема организации работы территориальных призывных комиссий.

Так, согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

- Воинский учет;

- Обязательную подготовку к военной службе;

- Призыв на военную службу;

- Прохождение военной службы по призыву;

- Пребывание в запасе;

- Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Кроме того, весьма интересны в плане нашего исследования работы таких русских религиозных философов, как В. С. Соловьёва, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка, В. Ф. Эрна, Ф. М. Достоевского.

В работах В. Н. Гребенькова и А. Б. Григорьева предпринята попытка дать определение и выявить специфику современного состояния воинской культуры в Российской Федерации с учётом исторического аспекта, а также проведён анализ структурных компонентов культуры воинской службы.

В отечественной литературе сложилась традиция рассмотрения военных действий в рамках философии и социологии войны. Неоднозначная с точки зрения оценок, возникающая в ходе военных действий морально-нравственная ситуация, обусловленная насилием, смертью во имя жизни, формированием образа врага, а также вопросы войны и мира являются объектом исследования «философии войны» таких учёных, как А. Г. Дугин, В. С. Заболотный, А. Е. Снесарев и др.

Ещё один пласт теоретических изысканий направлен на анализ и разработку моделей военно-патриотического воспитания, вопросы которого в условиях развития современного мира приобрели особое звучание.

Проблема формирования ценностных ориентаций и социальных установок военно-патриотической направленности у молодёжи призывного возраста носит комплексный и междисциплинарный характер, при этом система военно-патриотического воспитания связана с культурным развитием вообще и воинской культурой в частности.

Анализ научной литературы по данной теме показывает, что авторы рассматривают воинское служение как частное проявление и необходимую составляющую познавательного освоения действительности, являющегося всеобщим условием теоретической и практической деятельности человека.

В условиях развития современного научного знания наряду с собственно «военными» проблемами сформировались самостоятельные отрасли исследования, так называемые философия войны, социология войны, психология войны, антропология войны, военная педагогика и т. п., которые так или иначе обращаются к вопросам осмысления воинской службы.

В целом же воинская культура как культура воинской службы возникает в виде эмерджентного свойства культуры и существует в двух формах: латентной и явной.

В латентной форме воинская культура «растворена» в повседневной экономической, политической, правовой, нравственной, религиозной и других формах культуры.

В явном виде, на наш взгляд, воинская культура проявляется в готовности защищать свою Родину.

Сегодня как никогда важно обратиться к основным концепциям культуры воинской службы, что позволит помочь системному анализу социальной реальности, так как воинская культура, по нашему мнению, относится к системообразующим культурным факторам.

Сложности воинского служения, наделённость военнослужащих правом применения оружия требуют от них стойкости духа и накладывают высокую нравственную ответственность. Только люди с высокими духовно-нравственными идеалами и добросовестным отношением к порученному делу могут обеспечить безопасность страны. Поэтому воспитание высоконравственного, любящего свою Родину, почитающего традиции своего народа защитника является одной из важнейших задач сегодняшнего дня.

Философский анализ содержания и перспектив воинской службы.

Военная служба имеет высокую значимость для государства, потому что это особый вид государственной службы, который заключается в почетной обязанности - защищать государство. Сотрудники государственных структур занимаются выполнением самых различных функций, которые требуются для нормального функционирования государства. Услугами государственных служащих пользуются все современные органы независимо от:

- государственного устройства,

- формы правления,

- политической системы или правящего режима.

Именно они в современном обществе осуществляют контрольную, правоисполнительскую и все другие виды деятельности, подготавливают и принимают общеобязательные законодательные акты, а также занимаются реализацией государственное принуждение в отношении лиц, совершающих правонарушения и т.д. Государственная служба является сложным комплексным правовым институтом, занимающим особое место в функционировании государства.

Реформирование военной службы является фундаментом для дальнейших преобразований в армии, так как определяет взаимоотношения как внутри самой системы, так и ее взаимодействие с другими системами. Открытое и гласное обсуждение военного законодательства является важнейшей чертой зарождающегося гражданского общества.

В Российской империи использовалось понятие «государственная служба» и наряду с ним термин «общественная служба». В современном российском законодательстве и правовой науке термином «государственная служба» обозначается институт права (или подотрасль права) как определенная совокупность правовых норм, регулирующих государственно-служебные отношения.

На сегодняшний день одним из философских проблем является формирование престижа прохождения военной службы. Это одна из главных задач государства в обеспечении военной безопасности и инструментов в деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Повышая уровень престижа военной службы, руководство нашей страны решает дифференцированные цели для различных категорий личного состава.

Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, престиж прохождения военной службы выступает как мотивация к дальнейшему социальному выбору, для сержантов, солдат по контракту он, зачастую, как отмечает Л.В. Певень, выступает как фактор выбора того или иного соединения (воинской части) войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Иными словами, в настоящее время, престиж прохождения военной службы в соединении (воинской части) Вооруженных Сил Российской Федерации может рассматриваться в числе прочих и фактором конкурентности на рынке труда.

В современных условиях данное обстоятельство требует от командиров соединений (воинских частей) войск ВС РФ внимания к вопросам управления престижем прохождения военной службы в конкретном соединении (воинской части) воинских Вооруженных Сил Российской Федерации.

Воинская служба позволяет офицеру реализовать свои способности, свой творческий потенциал в самых различных сферах, в том числе и в научной области. Участие в научной деятельности для офицеров в период воинской службы возможно в самых разных формах. Перечислим некоторые из них:

- проведение различных исследований в интересах обороны и безопасности государства;

- написание кандидатских и докторских диссертаций, военно-теоретических трудов, статей, подготовка докладов, научных отчетов, сообщений, рецензий, заключений и других научно-методических материалов в военно-теоретической и военно-технической областях;

- участие в рационализаторской, изобретательской и патентно-лицензионной работе;

- разработка учебников, в том числе компьютерных, учебных пособий, монографий;

- участие в научных конференциях, семинарах, творческих дискуссиях и др.

Командиры частей и соединений Вооруженных Сил Российской Федерации нередко рекомендуют для обучения в адъюнктуре и докторантуре вузов Минобороны России офицеров, проявивших склонность к научной работе.

Военная служба как специфический вид деятельности характеризуется следующими признаками:

- осуществляется в специфической организации, учреждаемой государством, - военной организации государства (иногда она именуется войском, вооруженной силой, армией);

- государство определяет порядок и условия поступления (привлечения) в военную организацию государства, пребывания в ней и выхода из нее;

- военная организация государства предназначена для участия в военных действиях (войне или ином вооруженном противостоянии) военными методами, предполагающими применение средств вооруженной борьбы;

- государство определяет внутреннее устройство военной организации, порядок управления ею, назначает ее руководителей и устанавливает отличия входящих в нее лиц от остального населения страны.

Нормативно одним из основных документов регулирующих военную службу является Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") (с изменениями от 26 июля 2017 г.).

Обращаясь к выделенным признакам военной службы важно отметить, что не всякая деятельность с оружием в руках является военной службой. В противном случае участие лиц, например, в составе незаконных вооруженных формирований также могло бы быть отнесено к указанной специфической деятельности. Данная деятельность должна быть в нормативно определенном порядке уполномочена государственной властью, в России - федеральной государственной властью.

С другой стороны, не всякая уполномоченная государством деятельность с оружием в руках является военной службой. В Российской Федерации для исполнения служебных обязанностей имеют право на ношение оружия и в законодательно определенных случаях на его применение сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы и ряда других организаций.

Ключевым в определении понятия военной службы является ее целевое назначение, т. е. для чего она предназначена, а также указание о возможности применения специальных (боевых) средств и методов.

В сфере обороны и военной безопасности военная служба осуществляет следующие функции: обеспечение достаточной обороноспособности и военной безопасности государства; борьба с терроризмом; установление и поддержание пограничного режима, охрана Государственной границы и др.

Таким образом, особенность военной службы состоит в исполнении военнослужащими специфических функций, связанных с применением или возможностью применения средств вооруженной борьбы, в целях решения государственными органами и организациями задач в области защиты Отечества (обороны и военной безопасности), закрепленных за ними в нормативном порядке.

Военная служба, являясь по своей природе и по определению видом государственной службы, имеет ряд специфических признаков, отличающих ее от гражданской и военизированной государственной службы. Несмотря на то, что Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "устранил" особенности военной службы, определив ее как вид государственной службы и тем самым уравняв ее с другими видами, по своему сущностному содержанию военная служба имеет ярко выраженные особенности.

Семантическое значение слова «особый» заключается в том, что предмет или явление, обладающие определенным свойством, обладают признаками, которых не имеют другие, близкие по своим общим свойствам или признакам предметы или явления. Применительно к предмету исследования необходимо выявить признаки, которые свойственны только военной службе, детерминированы ее сущностью и не характерны для других видов государственной службы, т.е. особенности военной службы. В то же время разновидности государственной службы, в том числе военная, имеют различия в общих признаках, характеризующих единый правовой институт государственной службы, т.е. можно выделить отличия военной службы.

Наиболее общее отличие специальных видов государственной службы, в том числе и военной службы, от общегражданской государственной службы заключается в предназначении этих видов государственной службы, т.е. в выполняемых ими функциях и задачах. Для всех специальных видов государственной службы, включая и военную службу, в целом характерны следующие признаки:

- специфика выполняемых задач и функций;

- наличие специальных принципов в организации службы;

- особые условия службы, нередко сопряженные с риском;

- наличие профессиональной специфики;

- особые служебные обязанности (защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, прав и публичных интересов граждан, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка и т.д.);

- наличие особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, учитывающих особенности должностных функций и условия службы сотрудников;

- особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведения испытательного срока, аттестации, прекращения службы;

- наличие определенного в нормативных административно-правовых актах статуса государственных служащих с установленным кругом прав и обязанностей;

- особый порядок привлечения к видам правовой ответственности (прежде всего административной и материальной);

- специальное обеспечение (денежное содержание, социальные льготы, форменная одежда, знаки различия и т.п.).

Как видно, многие из перечисленных отличительных признаков имеют особый характер.

Отдельные разновидности государственной службы имеют различия в своем статусе, обусловливающие отличия военной службы от других видов государственной службы Российской Федерации.

Военная служба, как и государственная служба в целом, организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности.

Деятельность государственных служащих разных ведомств имеет свои особенности, так как они выполняют свойственные данной отрасли задачи, связанные с осуществлением различных функций государства или отдельных их сторон.

Деятельность военнослужащих осуществляется в специальных, относительно самостоятельных государственных организациях и органах, ее содержание и организационно-правовые формы определяются государством, предназначением Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, функциями и задачами, возложенными на них.

Целостность государства и государственный суверенитет обеспечиваются деятельностью ряда государственных органов и организаций.

Таким образом, военная служба в отличие от гражданской государственной службы, предназначенной для формирования и реализации государственно-управляющих воздействий, предназначена для реализации функций собственно государства в области обороны и военной безопасности, т.е. является деятельностью военнослужащих в целях обеспечения решения специфических задач по защите Отечества (обороны, в условиях военного и чрезвычайного положения, в период мобилизации и вооруженных конфликтов), а также в соответствии с международными договорами.

Содержание данного понятия составляют специальные права и обязанности, связанные с особенностями деятельности или положения отдельных групп (слоев, категорий) граждан.

Военнослужащие при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также в случаях привлечения для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, которые носят, как правило, временный характер.

Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Например, в соответствии с Федеральным законом "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ (в ред. от 01.07.2017г.) военнослужащие, проходящие службу в федеральных органах государственной охраны, имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом.

Особенности правового положения отдельных групп, видов, категорий военнослужащих определяются законодательством.

Также, характерной особенностью военной службы является наличие специальных принципов в организации военной службы.

К данным принципам следует отнести:

- верность Российской Федерации;

- единоначалие и субординация на военной службе;

- соблюдение воинской дисциплины; непрерывность военной службы и постоянная готовность к защите Российской Федерации;

- обязательный профессиональный отбор при равном доступе к военной службе и равные условия ее;

- взаимосвязь прав, свобод, запретов, ограничений, обязанностей, ответственности и государственных гарантий военнослужащих;

- государственная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

- принцип соразмерности и ответственности за принимаемые решения.

Из всего вышесказанного следует вывод - на протяжении всей человеческой истории, среди прочих видов социальной деятельности, большую роль играла воинская деятельность. Имея ярко выраженную специфику, она удовлетворяет одну из фундаментальных человеческих потребностей, а именно - потребность в личной, общественной и государственной безопасности. При этом воинская деятельность имеет немало общего с другими видами деятельности, присущими человеческому обществу.

Заключение.

Подводя итоги данной военно-научной работы можно сделать вывод, что без базовой методической, философской подготовки современный офицер не может объективно оценить происходящие изменения в военном деле, творчески осмысливать влияние научно-технического прогресса. Динамичные процессы, происходящие на современном этапе в военном деле, неизмеримо повысили роль научно обоснованных, опирающихся на знание и учет объективных законов рекомендаций и выводов для войск. От военных кадров требуется глубокое понимание сущности процессов, происходящих в сфере военной деятельности, способность вскрывать новые тенденции в ее развитии, глубокое знание характера современной вооруженной борьбы, умение прогнозировать, далеко заглядывать в будущее, видеть перспективу совершенствования стратегических и оперативно-тактических форм и способов действий. Поэтому осмысление теории и практики воинской службы с философской точки зрения является одной из ключевых задач в решении проблем военного строительства. Знание истории возникновения, становления и развития военно-философской мысли не только обеспечивает единство логического и исторического в овладении военной наукой, но и вооружает командные кадры методологией подходов и многовековым опытом решения задач вооруженной защиты Отечества.

Список использованной литературы.

1. Русские философы о войне: Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, В.Ф. Эрн: антология / сост. И.С. Даниленко. – М.; Жуковский: Куликово поле, 2005.

2. Гребеньков, В.Н. Военная культура российского общества: дис. ... д-ра филос. наук / В.Н. Гребеньков. – Курск, 2011. – 307 с.

3. Дугин, А.Г. Философия войны / А.Г. Дугин. – М.: Яуза, 2014. – 220 с.

4. Машкин А.В. Престиж прохождения военной службы в соединении (воинской части) Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации как критерий уровня развития системы воспитания личного состава. Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. – № 2(2). – М., Изд. «МЦНО», 2016

5. https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-kultury-voinskoy-sluzhby-filosofskoe-osmyslenie.

6. https://studbooks.net/2419491/pravo/teoreticheskie_osnovy_voennoy_sluzhby_rossiyskoy_federatsii.

Просмотров работы: 168