Философский анализ современных представлений об армии будущего - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Философский анализ современных представлений об армии будущего

Батыргалиев Н.К. 1, Лубяной В.И. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность темы обусловлена сложившейся ситуацией военно-политического конфликта с участием России и ведущих на мировой арене государств.

В вооруженных силах России процессы модернизации должны быть направлены на согласование всех видов управленческого воздействия с перспективными целями развития всего реформируемого общества. В современной армии продолжает сохраняться, в качестве ведущей, ориентация на человека и «социальный ресурс» как на цель и решающий фактор всех перемен в вооруженных силах.

С каждым днем все реальнее становится угроза новой глобальной войны, в которую, вероятнее всего, будет втянута и одна из самых могущественных сверхдержав – Россия. И дело вовсе не в том, что у нее имеются какие-то агрессивные планы, Россия обладает территорией и ресурсами, которые станут причиной борьбы. И противостоять такой угрозе будет крайне сложно. Ведь даже обладая ядерным арсеналом, нельзя иметь полной уверенности в том, что страна в безопасности.

Именно поэтому в данной военно-научной работе я хочу обратиться к философским концепциям армии будущего и рассмотреть проблемы, которые характерны для данной темы.

Социальное явление армии.

Социальное явление армии: Коренные изменения в социально-политическом устройстве России, уточненные задачи по обеспечению вооруженной защиты ее рубежей в новой военно-политической обстановке и при ограниченных экономических возможностях обусловили жизненную необходимость глубоких преобразований Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов оборонного комплекса. Проводимые на пороге третьего тысячелетия реформы находят свое отражение и в такой основообразующей для армии и флота области, как военная наука.

В начале 90-х годов военная наука, испытывая ощутимое давление объективных обстоятельств, не всегда достаточно успешно справлялась с возникающими проблемами. С одной стороны, появились жесткие ресурсные и временные ограничения в военно-научной деятельности, практически невосполнимыми стали потери от возможных неверных шагов. Иными словами, ряд задач, в том числе проблемного характера, потребовал получения не просто допустимых либо рациональных решений, а решений оптимальных, часто единственно возможных, разработки для этого, причем в форсированном режиме, соответствующих методологий и методик. С другой стороны, произошли (активные процессы продолжаются и сейчас) кардинальные изменения в приоритетах, в объемах требуемых научных усилий по многим направлениям исследований. Предметные области, ранее считавшиеся «неродными» либо «побочными» детьми военной науки, стали куда важнее, чем прежние фаворит. Кроме объективно оправданных факторов (новые геополитические условия, политические и экономические основы государства и др.), к этому добавились снижение активности при проведении исследований в ряде научно-исследовательских организаций и в оборонных отраслях промышленности, определенная «пауза» в геополитических, экономических, общегуманитарных исследованиях.

Необходимость системной, комплексной оценки долговременных последствий проводимых мероприятий потребовала форсированного развития всех направлений военно-прикладного анализа и прогнозирования вопросов национальной безопасности, а также перспектив реформирования военной организации государства. Революционные изменения претерпели исследования в области военной экономики. Практически ни одна из отраслей военной науки не сохранила в полной мере свой первоначальный облик, возникла объективная необходимость внесения изменений в характер и методы решения стоящих перед ними задач.

Так, в современных условиях и в ближайшей перспективе возрастает актуальность разработки основ механизма реализации стратегии непрямых действий в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации и определения перечня неотложных и действенных мер по нейтрализации непрямых действий против нее. Особую важность приобретает разработка системы эффективного противодействия информационному воздействию, организация и ведение информационной борьбы. Крайне остро встала задача совершенствования методологии исследований с целью повышения достоверности и точности получаемых результатов.

С начала 90-х годов значительные изменения произошли и в организации научных исследований в Вооруженных Силах, в количестве и к* нацеленности научно-исследовательских организации, в их структуре, численности и оснащенности. Существующий военно-научный комплекс Вооруженных Сил, претерпевший за многие годы ряд преобразований, сложился под влиянием двух достаточно противоречивых тенденций. С одной стороны, постоянное появление новых задач вызывало и вызывает необходимость в новых знаниях и, следовательно, в расширении состава сил, участвующих в научных исследованиях и разработках. С другой - регулярно возникают объективные обстоятельства, вынуждающие сокращать количество научных учреждений и их численный состав. Организационно военно-научный комплекс Вооруженных Сил состоит из органов руководства научной работой, научных организаций и подразделений, выполняющих исследования и разработки, заказчиков военно-научной продукции и системы военно-научной информации.

Основной объем научных исследований и разработок выполняют специальные научно-исследовательские организации (НИО) Министерства обороны РФ (до 85%). 10% приходится на научные подразделения и профессорско-преподавательский состав вузов МО и около 5% - на научно-исследовательские подразделения испытательных полигонов (центров), учебных центров и других организаций Вооруженных Сил.

Важнейшим компонентом является система военно-научной информации - информационные и редакционно-издательские органы, включающие отделы военно-научной и технической информации научно-исследовательских организаций и военно-учебных заведений МО, специальые библиотеки, фонды, другие органы, осуществляющие выпуск и распространение военно-научной информации в интересах Вооруженных Сил.

К сожалению, как показывает практика, имеющийся в настоящее время военно-научный комплекс не в полной мере отвечает содержанию снижается вследствие дублирования и параллелизма в исследованиях и испытаниях, отвлечения сил и средств на решение несвойственных задач, применения устаревших технологий.

В оптимизации нуждается не только сеть разработчиков военно-научной продукции, но и система заказов научно-исследовательских работ. Требуется централизация систем планирования, контроля, внедрения результатов. Это касается тематики исследований, развития и применения лабораторно-экспериментальной базы, накопления и оборота военно-научной информации, современных информационных технологий.

Ограниченные средства ставят нас перед необходимостью принципиального реформирования военно-научного комплекса - от его целевой ориентации до оргштатных структур. Задачи, состав, структуру и численность научных организаций Министерства обороны надо привести в соответствие с преобразуемым обликом Вооруженных Сил, нынешними военно-политическими и экономическими реалиями. Необходимо также повысить реальную отдачу научной работы, более рационально использовать имеющийся потенциал.

Таким образом, на фоне значительно изменившейся военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире, проводимых в государстве реформ со всей очевидностью и остротой выявилось несоответствие существующего военно-научного комплекса сегодняшним требованиям и тем более - завтрашним. Положение его на фоне хронического недофинансирования продолжает ухудшаться, разрушается экспериментальная база, девальвируется интеллектуальный и кадровый потенциал, утрачиваются динамика и перспективы разработок и исследований. - Назрела необходимость радикального изменения всего военно-научного комплекса. Во-первых, ему нужно придать качества именно системы, т.е. он должен иметь ясные задачи, четко структурированные силы и средства, эффективный механизм их функционирования, действенный контроль, опирающийся на систему критериев оценки. Во-вторых, эта система должна быть многофункциональной, т.е. располагать потенциалом как для фундаментальных, поисковых, так и для прикладных исследований.

В-третьих, она должна быть способна решать наукоемкие проблемы, для чего необходима тесная интеграция деятельности НИО МО и РАН, ведущих государственных и общественных научных, исследовательских, аналитических организаций. В-четвертых, система должна располагать управляемыми, пригодными к использованию в реальном масштабе времени базами и банками данных и, наконец, быть оптимальной по критерию «эффективность - стоимость».

Конечно, это лишь основные, рамочные требования. Возникшие проблемы могут быть решены только комплексно. В этих целях предусматривается создание и развитие единого военно-научного комплекса Вооруженных Сил рационального состава, структуры и численности, концентрация научных научных ресурсов на решении задач строительства и развития ВС РФ, упреждающей научно-практической проработке актуальных проблем обороны и безопасности Российской Федерации. Для этого в ближайшем будущем предстоит реформировать систему руководства научной работой в Вооруженных Силах на основе устранения избыточных и дублирующих звеньев, ввести типовые структуры органов научного руководства; провести основные мероприятия по реорганизации военно-научного комплекса с оптимизацией количества НИО МО и численности ученых и специалистов; преобразовать систему финансирования военной науки с активным привлечением децентрализованных и внебюджетных источников; осуществить переход к единым централизованным системам планирования и контроля научно-исследовательских работ, подготовки и распределения научных кадров, к централизованному использованию и развитию уникальной экспериментальной базы; создать основы единой системы военно-научной информации Министерства обороны; привести нормативную правовую базу в соответствие с целями и задачами военной реформы.

Создание единого военно-научного комплекса обеспечит проведение на должном уровне исследований по следующим приоритетным направлениям: системный анализ военно-политической, военно-экономической, военно-стратегической обстановки, прогнозирование их развития и подготовка предложений и рекомендаций для принятия решений по предотвращению (ликвидации) военных угроз; укрепление и развитие потенциала сдерживания; разработка оптимальных способов решения мобилизационных задач; развитие военной инфраструктуры и оперативного оборудования территории РФ; обоснование военно-технической политики, общего облика системы вооружения для ВС в целом и по видам ВС, родам войск и специальным войскам и т.д.

В минувшем году уже проделана определенная работа по реформированию военно-научного комплекса и системы организации и ведения научных исследований: проведена инвентаризация научно-исследовательских организаций и военно-учебных заведений Министерства обороны, в ходе которой выработаны конкретные рекомендации по исключению дублирования и параллелизма в исследованиях; подготовлены предложения по оптимизации и закреплению за НИО и вузами научно-практических областей, задач с привязкой к планируемой перспективной структуре военно-научного комплекса; уточнены состояние и возможности экспериментально-лабораторной базы и основных фондов для обеспечения исследований на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Завершен первый этап реорганизации сети НИО Министерства обороны, в ходе которого общее количество научно-исследовательских учреждений сократилось на 22 %; проведена государственная аккредитация ряда научно-исследовательских организаций МО; разработаны проекты руководящих нормативных документов по организации, координации и планированию научной работы в МО РФ.

Работа по совершенствованию и развитию военно-научного комплекса и системы организации и проведения научных исследований будет продолжаться на протяжении всего периода реформирования Российской армии. Реформа военно-научного комплекса должна существенно повысить эффективность и качество военно-научного обеспечения строительства Вооруженных Сил и военного строительства в целом, обеспечить рациональное использование ограниченных материальных и финансовых ресурсов, сохранение и развитие военно-научной базы, важнейших военно-научных школ и укрепление на этой основе военно-научного потенциала Вооруженных Сил.

Философское понятие армии.

Понятие "армия" многозначное. Им обозначается большое количество людей, одинаковых по своему социальному положению или профессиональной деятельности, совершенно не связанных с вооруженным насилием. Довольно часто встречаются такие понятия, как "армия безработных" или "армия врачей", "армия учителей" и другие.

В военной сфере термин армия также имеет несколько смыслов. Армия - оперативное объединение, состоящие из нескольких соединений и отдельных частей различных родов войск и специальных войск, предназначенных для выполнения оперативных задач. В зависимости от принадлежности к виду вооруженных сил, боевого состава, характера решаемых задач различают армии: общевойсковые (полевые), танковые, воздушные, ПВО и другие. Раскрытие содержания философии армии предполагает повышенное внимание к понятию "армии" как орудию вооруженного насилия. Армия как совокупность вооруженных сил конкретного государства и является основным средством вооруженного политического насилия. Более глубокому уяснению предмета исследования армии служит уточнение ряда родственных, но не тождественных понятий. Вооруженная организация - это различные группы и отряды вооруженных людей, объединенных общей целью. Военная организация - это объединение людей - носителей военного дела, создаваемая государством, классом, партией. Вооруженные силы - это боевые государственные объединения вооруженных людей. Войска - собирательное название воинских частей, соединений и объединений в видах ВС, кроме ВВС и ВМФ. В России термин "войска" применяется также в названиях составных частей ВС (ракетные войска стратегического назначения, сухопутные войска, войска противовоздушной обороны, пограничные войска, внутренние войска), родов войск (мотострелковые войска, танковые войска и др.), специальных войск (войска связи, инженерные войска и др.), а также - как обобщающее наименование сил и средств, оперативных и территориальных объединений (войска фронта, войска военного округа и др.), соединений и объединений, выполняющих определенную задачу (войска прикрытия, войска укрепленных районов и др.).

В современных условиях основными составляющими силового компонента военной организации Российской Федерации являются: Вооруженные Силы РФ; Внутренние войска МВД России; ФСБ Российской Федерации; Войска правительственной связи ФАПСИ; Войска гражданской обороны МЧС России; Железнодорожные войска РФ; Воинские формирования спецстроя России.

Анализ трудов философов, политических, государственных деятелей Древнего Китая и Индии, Древней Греции и Рима приводит к выводу, что в них содержатся глубокие и интересные мысли об армии. Одним из первых попытку раскрыть назначение армии как орудия ведения войны и покорения чужих армий предпринял древнекитайский полководец Сунь Цзы (6 -5 вв. до н. э.). В древнеиндийском памятнике литературы "Законы Ману" утверждалась идея об армии как средстве контроля, устранения и подавления недовольных поданных государства, говорилось о значении моральных сил армии в войне, о роли подготовки войск и их снабжения, о месте и роли полководца как руководителя армии и вершителя судеб войны. Проблемы армии рассматривались в военной и в философско-политической литературе Древней Индии. Так, в трактате о государственном устройстве брахмана Чанакья (IV в. до н. э.) была высказана мысль об армии как орудии осуществления политики.

Проблема армии в идеологии рабовладельческого Рима занимала видное место, что нашло своё отражение в трудах философов, историков государственных и военных деятелей. Так, Тит Лукреций Кар появление армии, как органа государства, объяснил объединением людей в общество, возникшее в результате договора между ними. Римские философы и историки Древнего Рима рассматривали армию с идеологических позиций, обосновывали классовые интересы, оправдывали захватническую политику рабовладельческого государства.

Особое место среди литературных источников об армии занимает трактат историка Ф. Вегеция. В нем обобщены военные вопросы того времени и сделан ряд качественно новых выводов о вооруженной борьбе, морально- боевых и физических качеств их народа и воинов. Ф. Вегецию принадлежит одна из самых удачных попыток дать определение армии. Он писал: "Словом армия называют некоторое число легионов, помощные войска, кавалерию и пехоту, собранные для войны вместе". (Флавий Вегеций Ренат. Краткое изложение военного дела // Вестник древней истории. М., СОЦЭКГИЗ, 1940 - С. 84). Платон рассматривал армию как орган государства, предназначенный для борьбы с внешними и внутренними врагами, поддержания порядка в обществе, обеспечения подчинения народа государственным законам. Аристотель обосновал в своих трудах необходимость и естественность армии для ведения "междоусобных войн" между греческими городами - полисами и внешних "пограничных войн со своими соседями". Демокрит считал оправданным применение армии в подавлении восстаний, мятежей и смут в государстве. Он рассматривал войско как естественное средство приобретения собственности, рабов и охоты на диких животных. Платон и Аристотель отстаивали положение о том, что государство не может существовать без армии как орудия, с помощью которого война поставляет рабов.

В эпоху феодализма господствовали религиозные взгляды на армию. Аврелий Августин называл армию орудием божьего суда. Фома Аквинский объявил воинов и армию находящимися на службе господней. Ф. Викторий и Ф. Саурец роль и место армии в обществе считали определенными божественной волей.

В XVI-XVII веках проблема армии отражалась в трудах английских философов. Так, Т. Гоббс в армии видел орган государства, орудие осуществления внешних и внутренних войн, считал необходимым подчинение армии, военного руководства политическому.

Французские просветители XVIII века существование армии связывали с бедностью народных масс и рассматривали армию как инструмент укрепления власти монархов, а воина - как военного профессионала и гражданина.

В XIX веке мыслители подошли к пониманию классовой сущности армии, предназначенной для зашиты привилегий господствующего класса.

Даже довольно краткий обзор военно-философских источников позволяет сделать вывод, что проблема армии исследовалась мыслителями на протяжении всего времени существования человеческого общества. Предпринимались попытки выявления происхождения армии, её значения и характера, связи с политикой, функции, место и роль в государстве и обществе. Но особенно интенсивно проблемы армии стали исследоваться в XIX веке т.к. значительно увеличилось количество воин и возросло значение их результатов. Определенный вклад в развитие научных взглядов на армию внес Ф. Энгельс. Длительное время в отечественной военно-философской мысли господствовало определение армии, сформулированное Ф. Энгельсом как "организованное объединение вооруженных людей, содержащихся государством в целях наступательной или оборонительной войны" (ф. Энгельс. Армия//К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. т.14 с. 5). На основе исторических фактов Ф. Энгельсом было доказано, что формы организации армии и способы её использования во многом определяются экономическим фактором. Армия рассматривалась в классовом обществе как главное орудие господствующих классов, с помощью которого решаются внутренние и внешние политические и другие задачи. Состояние армии Ф. Энгельс рассматривал в тесной связи с характером, целями войны, с общим морально-политическим состоянием народа. Он показал, что в составе, организации, структуре, вооружении, способах боевых действий армии проявляются черты того общественного строя, порождением которого она является. Ф. Энгельсу принадлежит заслуга разработки вопросов строительства вооруженных сил в целом и отдельных родов войск, комплектования, вооружения, обучения войск, руководства и управления ими, эволюции способов и форм вооруженной борьбы, развития средств фортификации и методов осады крепостей, развития артиллерийского, военно-морского дела, службы тыла, материального снабжения армии.

В настоящее время сущность армии определяется как «орган государства, предназначенный для проведения его политики средствами вооруженного насилия» (см. Политология. Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993, с. 27).

Закон Российской Федерации «Об обороне» (1992 г.) определил сущность и предназначение Вооруженных Сил следующим образом: «Вооруженные силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные силы предназначены для отражения агрессии, направленной против России, вооруженной защиты целостности территории РФ, выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации».

Происхождение армии.

Проблема происхождения армии большинством военных теоретиков увязывается с возникновением и развитием государства как системообразующего ядра общества. Почти все многообразие подходов к проблеме генезиса армии укладывается в договорную, органическую, насильственную и материалистическую концепции. Договорная теория исходит из того, что государство является результатом договора между людьми, в соответствии с которым оно должно обеспечивать порядок и безопасность в обществе посредством создания специальной организации людей, вооруженных и обученных применению средств насилия в интересах всех граждан. В рамках органической теории возникновение армии связывается с необходимостью существования и функционирования государственной власти в интересах деятельности общества как живого организма. Армии отводится функция обеспечения целостности, управляемости и обеспечения безопасности. В насильственной концепции появления армии приоритетное значение отводится социальному (одной части общества над другой) насилию во всех формах его проявления. Инструментом вооруженного политического насилия в обществе и выступает армия.

Общепринятой теорией возникновения армии является та, в соответствии с которой генезис армии непосредственно связан с возникновением государства, политической власти. Прообраз армии появился в период разделения общества на классы как организации политической надстройки государства. В процессе политической и материальной дифференциации появилась потребность охранять привилегированное положение меньшей части общества. Первые вооруженные отряды открыто обеспечивали охрану лицам, социальным группам, нанявшим воинов. Генезис армии носит объективный характер, обусловленный экономическими и социально-политическими условиями в виде разделения труда, появления прибавочного продукта, способности производить оружие в больших количествах, наличия людей по статусу, качествам годных для военной службы. Армия развивается под воздействием внешних и внутренних факторов. К внешним факторам, оказывающим наиболее сильное влияние на армию, относятся географические, климатические условия государства, демографическая ситуация в стране, состояние политических и духовно-нравственных отношений в обществе, состояние экономики страны, качества политических, государственных и общественных институтов, направленность внутренней и внешней политики государства и особенно военной политики, характер военно-политической обстановки в мировом и региональном измерениях, наличие военно-политических союзников у государства и партнеров у армии, уровень развития науки, особенно военной, наличия современного вооружения и военных технологий, приоритетность обеспечения военной безопасности государства среди военных институтов. К внутренним факторам, определяющим состояние армии, относятся: количество и качество личного состава, военной техники, оружия, уровень боевой подготовки войск, морально-психологической подготовки, традиции воинской службы, организационная структура, организация повседневной деятельности войск, система материально-технического обеспечения. Важным элементом армии является организационная структура в которую входят: система комплектования, система управления, однотипное вооружение, военные технологии и снаряжение, единая система обучения, воспитания и морально-психологической подготовки, общий порядок организации, регламентации и прохождения воинской службы. Наличие в организационной службе армии перечисленных элементов придает ей целостность и единство, обеспечивая возрастание военной силы. Кроме того организационная структура армии характеризуется численностью военнослужащих, составом, соотношением техники и человека, энерговооруженностью, соотношением видов и родов войск.

В современных условиях структура вооруженных сил РФ представлена видами ВС: сухопутными войсками, Военно-воздушными силами, Военно-морским флотом, а также войсками, не входящими в виды Вооруженных сил, тылом ВС, организацией и воинскими частями строительства и расквартирования войск. В структуру ВС РФ входят рода войск: ракетные войска стратегического назначения, космические войска и Воздушно-десантные войска.

Закономерности и развитие армии.

Возникновение и развитие армии - закономерный процесс. Можно говорить о двух группах закономерностей, действию которых подчиняется развитие армии. Первая из них - закономерности социально - политические, выражающие зависимость развития армии в целом как политического института, её отдельных типов от разновидностей общества, отдельных его сфер, а также определенные социально-политические тенденции этого развития. Эта группа закономерностей изучается различными общественными науками. Вторая группа закономерностей - специфические, военно-технические закономерности, которые, наряду с первыми, определяют развитие организации армии, её техническое оснащение, комплектование, военное управление и т. п. Эти закономерности изучаются и анализируются в первую очередь военной наукой. На фундаменте глубокого познания объективных закономерностей развития армии и с учетом требований военной практики вырабатываются принципы её строительства и военного строительства в целом в тех или иных странах.

К основным принципам становления, функционирования и развития современной армии России относятся:

- Подконтрольность военных структур высшим органам государственной власти;

- Многонациональность кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту;

- Централизация военного руководства и единоначалия на правовой основе;

- Постоянная боевая готовность;

- Соответствие организационной структуры, боевого состава и численности войск концепции национальной безопасности РФ, военной доктрине РФ;

- Соблюдение общегосударственных политических прав и свобод, социальная защищенность военнослужащих в соответствии со спецификой воинской службы;

- Учет национально-исторических традиций, норм международного права, отечественного и мирового опыта военного строительства;

- Учет геополитического и геостратегического положения страны.

В качестве основных тенденций развития современных армий выступают:

- Сокращение численности личного состава;

- Усиление мобильности;

- Рост технической оснащенности;

- Профессионализация личного состава;

- Совершенствование организационной структуры и задач;

- Деидеологизация и департизация.

Функции армии.

В военно-философской литературе нет единой точки зрения на понимание содержания "функции армии". Одни понимают под функцией армии основное содержание и основные направления деятельности армии как вооруженной силы, вторые - только направления такой деятельности, третьи - саму деятельность по выполнению таких задач, четвертые - участие армии в решении "невоенных задач" (воспитание личного состава, хозяйственная деятельность и др.). Очевидно, что наиболее правильным подходом к определению функций является рассмотрение их как отношений. Исходя из этого, функции армии можно представить как совокупность видов закономерностей системообразующих отношений между армией и обществом. Как справедливо отмечает Ю. В. Мамонтов, "функции армии являются средством регуляции военно-политических отношений и разрешения противоречий между стоящими у власти классами и их антагонистами - противниками внутри страны или на международной арене - в целях удовлетворения коренных интересов и достижения политических целей". (Мамонтов Ю.В. Армия: целостность, система, организация. М., 1986. - С. 134).

В научной литературе нет единства и в отношении количества функций армии. Одни авторы выделяют три группы функций: монофункцию, основные функции и "субфункции"; другие выделяют две функции, а внутри их - подфункции, или основные "направления", стороны; третьи придерживаются многофункциональной концепции. При определении функций одни авторы называют их внутренними и внешними, другие дают определение каждой функции. Классификация функций армии может осуществляться по различным основаниям. Используя, как основание, сферу действия армии, можно выделить функции внешние и внутренние по отношению к данному обществу. Внутренние функции характеризуют армию как субъект военно-политических отношений в обществе. Мировой и отечественный опыт говорит о том, что у всех армий, мира в том числе и у отечественной, всегда существовала внутренняя функция. Ещё Аристотель утверждал, что армия всегда была инструментом "поддержания власти против неповинующихся", Николо Макиавелли писал, что армия "выступает основой власти во всех государствах". Изменения в военно-политической обстановке в мире значительно корректируют социальный статус армии, количество её функций и их содержание. В соответствии с военной доктриной Российской Федерации на её вооруженные силы могут быть возложены задачи по оказанию помощи пограничным войскам в охране Государственной границы РФ и по содействию другим силам в охране морских коммуникаций, важных государственных объектов и экономических зон в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и пиратством. Качественно новым для России является правовое закрепление внутренней функции армии. В военной доктрине отмечено, что армия может быть применена для содействия органам внутренних дел и внутренним войскам МВД РФ в локализации и блокировании района конфликта, пресечения вооруженных столкновений и разъединения противоборствующих сторон. Статья 4 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Данное положение определяет роль и функции Вооруженных Сил в обеспечении безопасности страны. Военная доктрина РФ конкретизирует задачи армии и других войск РФ. Вооруженные силы применяются для: защиты суверенитета и территориальной целостности других жизненно важных интересов РФ в случае совершения агрессии против неё или её союзников; проведения операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами РФ; пресечения вооруженных конфликтов, любого противоправного вооруженного насилия на государственной границе, границе другого государства в соответствии с договорными обязательствами. Внешние функции отражают место и роль армии во взаимоотношении с государствами мирового сообщества и их армиями, войсками ООН. Принимая в качестве оснований характер решаемых задач, среди функций армии можно выделить основные или не основные. Основными являются функции, для выполнения которых создавалась армия данного общества по своему прямому предназначению. Кроме того, принятая за основание значимость дает функции армии главные и не главные. Продолжительность действия функций армии позволяет различать среди них постоянные и переходящие.

Западными идеологами, военными теоретиками создано множество концепций армий, её сущности и назначения. Плюрализм взглядов объясняется сложностью армии как социального института, разнообразием её сторон, связей с обществом, которые в интересах той или иной концепции абсолютизируются и используются для объяснения армии. Всю совокупность западных концепций армии в зависимости от сущности можно объединить в две группы: социально-политические и технико-социологические. Наиболее заметными сторонниками социально-политических концепций являются разработчики институционной теории армии - Ж. Ван Доорон, П. Блау, Шосселер и неомилитаристской теории армии, авторами которой выступают Д. Вебер, Д. Джонсон, Д. Чанг, С. Файер. Смысл институционной теории армии сводится к изображению её в качестве необходимого фактора стабильного функционирования западного общества. Приоритетное значение придаётся внутренней функции армии, сводящейся к ликвидации подрывных действий в виде забастовок, демонстраций, рассовых волнений. В рамках неомилитаристской концепции армии вооруженные силы рассматриваются как государственный орган, основным содержанием деятельности которого является участие в осуществлении социальных программ, направленных на обеспечение благосостояния граждан. Акцентируется внимание не на собственно военных, а на социально-производительных функциях армии, под которыми понимается предотвращение и контроль за употреблением алкоголя и наркотиков, развитие общего образования и подобные им.

Среди технико-социологических концепций армий наиболее известны теории конвергенции армии и гражданских органов и технотронная. М. Яновиц, А. Байдерман, Х. Радбрух, Л. Шарп утверждают, что в результате технического прогресса, охватившего западные общества и их армии, стирается различие между армией и невоенными организациями. Основное содержание данной концепции сводится к прикрытию милитаризации общества рассуждениями об огражданствлении армии и военного аппарата, сокрытию факта возрастания значения в государстве военно-технического комплекса, его влияния на армию. Разработчики технотронной теории армии Р. Бранд, Б. Палмер, Э. Зоуолт, Т. Мильтон, Л. Рюль исходят из того, что научно-технический прогресс в соотношении с политикой, оказывает непосредственное, минуя политику, влияние на военно-техническую сторону армии. Движущей силой данного процесса выступают, по мнению западных теоретиков, как свои научно-технические достижения в области вооружений и военных технологий, так и потенциального противника, что создаёт угрозу национальной и военной безопасности, что требует наращивания мощи вооруженных сил из-за страха оказаться беззащитными перед постоянно возрастающей военной угрозой.

Армия - это исторически приходящая, обусловленная социально-экономическим строем общества, вооруженная военно-политическая организация классов, наций и их государств, предназначенная для сохранения, укрепления защиты политической власти, готовая к ведению войны или применению вооруженного насилия.

Главными приоритетами развития военной организации государства являются:

Создание единой системы управления военной организацией государства и обеспечение ее эффективного функционирования;

Создание и поддержание в необходимой готовности структур для подготовки мобилизационного развертывания ВС РФ и других войск;

Развитие и совершенствование войск (сил), обеспечивающих стратегическое сдерживание (в том числе и ядерное);

Комплектование, оснащение, всесторононнее обеспечение и подготовка соединений и воинских частей постоянной боевой готовности, сил общего назначения для решения боевых действий в локальных войнах и военных конфликтах.

Армия в системе государственных и общественных институтов: Армия как средство политики может выступать в прямой политико-психологической и комбинированной формах.

Армия как средство политики в прямой форме проявляет себя в процессе ведения боевых действий в условиях войны, осуществлении вооруженных акций на границе, ведении вооруженного террора, вооруженного выступления с целью захвата политической власти.

Армия как средство политики в политико-психологической форме выражается в демонстрации военной силы, угрозе применения силы, приведения вооруженных сил в более высокую степень боевой готовности, развертывании и передислокации воинских частей.

Комбинированная форма проявления армии как средства политики выражается первоначально в демонстрации готовности использовать армию как средство разрешения противоречий, а в последующем дается санкция на использование вооруженных сил.

Коренные преобразования в общественном и государственном устройстве России по-новому ставят вопрос о месте и роли армии в нашем обществе и государстве. Различные политические силы активно ведут борьбу за влияние на армию, преследуя свои цели. В сущности, все эти цели и задачи сводятся к попытке использовать армию как решающую силу в борьбе за политическую власть. Правящие политические силы стремятся упрочить своё влияние в армии и, опираясь на её поддержку, осуществлять управление государством.

В российском обществе распространены три основные трактовки взаимосвязи политики и армии. Первая заключается в том, что армия есть политическая организация и поэтому не может быть вне политики. В соответствии со вторым подходом, армия видится вне политики и политически нейтральна. Третья точка зрения состоит в том, что политичность и неполитичность армии есть субъективные данности, которые при необходимости можно выбирать или не замечать. Политичность армии хранится в её сущности, происхождении, признаках, выполняемых функциях. Армии внутренне присуща политичность, которая определяется, прежде всего, тем, что она строится в соответствии с законами такого общественно-политического явления, как война, которая выступает самой острой формой политической борьбы. Армия является главным субъектом в данной борьбе. Поскольку война по своей сути есть политика, то и каждый акт вооруженной борьбы пронизан политическим смыслом. В конечном счете каждый воин творит политику, воплощает её в жизнь силой оружия. Политика есть внутренний смысл вооруженной борьбы, определяющий её характер, способы и формы на основе определенной материально-технической базе. Внутренняя политичность армии обусловливается её деятельностью как разновидностью политической деятельности в силу того, что это действие по формированию и регулированию властных отношений внутри государства, в региональном и мировом масштабе. Деятельность армии оказывает непосредственное влияние на политическую реальность, определяет исключительно значимые политические результаты, например, политическую значимость побед, поражений.

Военная деятельность объективно требует наличия у военнослужащих высокоразвитого государственно-политического сознания, для формирования и развития которого создаются специальные органы и осуществляется систематическое идеологическое и нравственно-психологическое воспитание. Например, в американской армии мощнейшие управления информирования, в английской армии - просвещения, в германской армии - идеологической работы.

Жизнь военных не может полностью отключаться от политических процессов общества. Невозможно представить себе воинскую деятельность, сознание военнослужащего, их жизнь отчужденными от политики, лишенными политического содержания. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что армия является органической частью всей системы политических отношений. Армия выступает самой организованной, мобильной , мощной политической силой, обладающей наибольшим техническим потенциалом разрушения и насилия. Она решает часто определяющую роль, так как способна подчинить себе другие институты, дать решающий перевес той партии, которую она поддерживает, может самостоятельно стать силою над гражданской властью. Самостоятельная роль армии проявляется внутри государства, между ветвями власти, особенно между законодательной и исполнительной, во взаимоотношениях власти с обществом, народом, отдельными социальными слоями.

Особое значение во взаимоотношениях армии с властными структурами государства имеют традиции. В течение прошлых столетий некоторые государства развивали и поощряли традицию подчинения военного руководства гражданским властям. В США, например, за всю историю ни один генерал не посылал войска к Белому дому. Любые попытки неповиновения властям или несогласия с проводимой президентом или конгрессом политикой заканчивались немедленным увольнением отважившихся на это военачальников. Так случилось с генералом Д. Мак-Артуром во время корейской войны и с героем войны в Персидском заливе генералом Н. Шварцкопфом. В советский период в основу взаимоотношений власти и социалистической армии был положен принцип безусловного подчинения последней институтам власти, контролируемым и направляемым партией. Даже массовые сталинские репрессии против командных кадров не вызвали протеста и сопротивления властям, хотя только в армии было репрессировано более 40 тысяч командиров различного уровня.

В ряде стран сложилась противоположная тенденция. Исламские военные, например, всегда проявляли определенную независимость от власти и стремились навязать ей необходимые решения. Противясь усилиям властных органов установить жесткий контроль над вооруженными силами, они не раз угрожали демократии заговорами. Особенно рельефно традиция дистанцирования от гражданской власти и политической самостоятельности армии сложилась в большинстве стран "третьего мира", в которых отсутствуют развитая экономическая и социальная база, политическая система. В этих государствах армия представляет наиболее организованную и мощную военную и политическую силу, способную навязать правительству свою волю или заменить его.

Политическая роль армии не всегда реакционна. Она может быть и патриотической, миротворческой (удерживающей от классовых столкновений, гражданской войны), консолидирующей общественные силы и укрепляющей целостность государства. Если авторитарный режим является переходной формой от диктатуры к демократии, политическая роль армии имеет явную демократическую ориентацию. Практически всегда успешная экономическая и политическая модернизация была обеспечена поддержкой армии. Примерами могут служить Испания, Тайвань, Сингапур, Южная Корея. Она помогла авторитарной власти, нацеленной на реформы, развернуть борьбу с коррупцией и махинациями чиновничества, мобилизовать все ресурсы страны, провести рыночные преобразования страны и силой подавить выступления тех слоев, которые пытались им препятствовать. Стабилизирующая роль армии не сводится к силовой реакции на действия, угрожающие обществу изнутри, чреватой большой, бессмысленной кровью. Она обеспечивает стабильность общества неучастием в политической борьбе, отсутствием партийных симпатий, невозможностью использования ее в интересах отдельной группы, твердостью и последовательностью своих политических позиций, ориентированных на поддержку закона, государственных устоев, Конституции своей страны. Армии не всегда удаётся осуществить стабилизирующую роль. В ряде случаев она самостоятельно вмешивается в политику, становится активным субъектом властных отношений. Примерами, подтверждающими данный тезис, могут служить 550 военных переворотов в Латинской Америке за последние 150 лет, около 50 военных переворотов в Азии за период с 1945. Устойчивой зоной военных переворотов является и Африка, где с 1948 по 1985 было отстранено от власти 68 глав и правительств. Достаточно активно ведут себя военные в политической жизни Греции, Испании, Португалии, Франции, Югославии, Польши. Вероятность непосредственного вмешательства военных в политику возрастает в обстановке углубляющейся общественной и международной нестабильности, особенно, когда правительства, другие властные структуры утрачивают контроль за развитием событий, оказываются неспособными принимать и проводить в жизнь действенные меры.

В условиях демократического режима, как правило, существует модель эффективного гражданского контроля над вооруженными силами, опирающаяся на безусловное признание военными верховенства гражданской политической власти.

Гражданский контроль над военной организацией – это система контрольно-управленческих мер, проводимых государственными органами и общественными институтами по укреплению стабильных военно-гражданских отношений в обществе, способствующих повышению надежности и эффективности деятельности военной организации государства, а также обеспечивающих соблюдение его законодательства, государственной и военной дисциплины.

Гражданский контроль не унифицирован и имеет множество вариантов практического воплощения. "Американский вариант" гражданского контроля заключается в следующем: 1. Конгрессу дано право обсуждать и утверждать военный бюджет требовать отчета высших военных чинов о положении в армии, издавать уставы, наставления, регламентирующие действия войск. 2. Гражданское министерство обороны, где министр и его заместители являются гражданскими лицами, осуществляет непосредственное военно-политическое управление войсками. 3. Политические права и свободы военнослужащих ограничены значительными правовыми запретами.

Вполне отчетливо просматривается стремление российского политического руководства создать эффективный гражданский контроль над Вооруженными Силами.

Система гражданского контроля над военной организацией РФ включает подсистему государственно-административного контроля в лице Президента РФ, Правительства РФ, Суда РФ, Прокурату РФ, Гражданского руководства ВС, других войск и воинских формирований. Подсистема парламентского контроля включает: Федеральное собрание РФ, Представительные органы субъектов РФ. Подсистема общественного контроля объединяет общественные объединения, средства массовой информации, граждан РФ. Так, Президент РФ является Верховным Главнокомандующим ВС России. Он утверждает военную доктрину РФ, назначает высшее командование ВС, присваивает высшие воинские звания, имеет право вводить на территории России военное положение. К ведению высшего законодательного органа власти относится утверждение Указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования ВС за пределами Российской Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федераций подлежат принятые Государственной Думой Федеральные законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты Государственной границы РФ, утверждение военного бюджета, определение структуры и численности ВС, разделение органов и функций управления, относящихся к военно-политической сфере и департизации российской армии.

Основными целями гражданского контроля над военно-политической деятельностью государства в соответствующих областях являются:

В военно-политической области – контроль над использованием вооруженных сил и других войск в соответствии с конституционным предназначением;

В военно-правовой области – контроль над соответствием процесса военного строительства существующим правовым актам, государственному и международному законодательству;

В военно-экономической области – контроль над бюджетными ассигнованиями и правильностью реализации военного бюджета, административно-хозяйственной деятельности вооруженных сил;

В социальной области – контроль над формированием и реализацией государственной программы обеспечения социальной защиты военнослужащих и их семей, положением личности в системе военно-социальных отношений.

Основными факторам, определяющими специфику военно-гражданских отношений являются:

Форма государственного правления, взаимосвязи государства и гражданского общества;

Характер политического режима и уровень развития демократии, их влияние на принятие военно-политических решений;

Способ производства, уровень экономического развития государства;

Уровень функционирования политических институтов, общественных организаций и их участие в реализации военной политики государства;

Военно-политическая обстановка;

Геополитические, этно-социальные, конфессиональные, информационные и другие факторы;

Ценностно-культурные основы взаимодействия военной организации и гражданского общества.

Государство может делать всё необходимое для армии или же пренебрегать её интересами, причинять ей своим отношением вред, провоцировать необоснованную критику в её адрес. Армия, в свою очередь, может быть полностью преданной власти, а может выражать недовольство ею, противодействовать дискриминации своих интересов, отказывать властным структурам в поддержке и даже выступать на стороне оппозиции.

Понятие "политизация" применительно к армии отражает определенное её состояние, характеризующееся следующими признаками: самостоятельной политической активностью; вовлеченностью в политику в качестве объекта борьбы политических сил; приверженностью какой-либо одной идейно-политической доктрине, партии (либо внутренний раскол армии на соперничающие идейно-политические группировки, фракции); сочетанием профессиональной службы с различными видами политической деятельности у военнослужащих. Требование деполитизации армии означает исключение указанных явлений из жизни войск. Крайний взгляд на деполитизацию, как на полное изолирование армии от политики, свидетельствует о непонимании её природы, функционального предназначения, механизма управления, военной практики.

Таким образом, деполитизация армии включает следующие значения: снижение степени политизированности, политическое разложение и деградация армии, очищение армии от какой-то конкретной политики, выход из-под подчинения ей, меры по исключению возможности определять действия армии какими-либо политическими силами, кроме государства, выключение армии из политической борьбы, недопущение ее внутрь армии, запрещение деятельности партий в армии, ограничение политических прав, свобод и действий военнослужащих, отчуждение военнослужащих от политики.

Отношения народа и армии характеризуются значительным многообразием. Они могут быть взаимно уважительными, отстранённо-равнодушными, настороженными и даже враждебными. На характер взаимоотношений народа и армии оказывают влияние состояние военно-политической обстановки страны, традиции, исторические заслуги армии, степень её соответствия потребностям обеспечения национальной и военной безопасности, авторитетом или его отсутствием у военно-политического руководства и верховного командования. Качество отношения народа и армии характеризуется уровнем правовой защищенности и материального положения военнослужащих, поддержкой военных на выборах, престижностью воинской службы, готовностью призывного контингента служить в армии, наличием конкурса в военно-учебные заведения, отношением к армии населения и наоборот.

Серьезной проблемой во взаимоотношениях общества и армии является настроения призывников и лиц, проходящих действительную военную службу, среди которых преобладает негативное отношение к конституционному долгу по защите Отечества. Данное отношение сформировалось по причине непопулярных в народе попыток вовлечения армии во внутриполитический процесс на стороне одной из противоборствующихполитических сил, возрастанием опасности военной службы, участием армии в военных конфликтах, не поддерживаемых народом, криминализацией казарменной жизни, недостаточным материальным, культурным обеспечением военнослужащих, пренебрежительным отношением властей к благополучию военного человека- защитника Отечества. Снижению авторитета армии в обществе способствует её прогрессирующее отставание по уровню вооружений от ведущих западных армий.

Интересы обеспечения национальной и военной безопасности требуют изменения нынешнего социального статуса армии в обществе. Для российского общества корректировка социального статуса армии обусловлена интенсивными социально-политическими процессами в стране и во всем мире, новыми тенденциями в развитии военного дела, Вооруженных Сил РФ, принятием и материализацией оборонительной по направленности Военной доктрины, изменениями в политической системе, потребностями правового обеспечения и законодательного закрепления развития и функционирования армии в современных условиях.

Сущность, предназначение армии и характер их проявления в обществе выражается категорией "социальная роль армии". Применительно к вооруженным Силам РФ данное понятие включает военную деятельность армии и деятельность личного состава в общественных, государственных и политических организациях и процессах. Таким образом, социальная роль армии - это конкретно-историческое функционирование армии в социальной среде, соответствующее предписанным ей правам и обязанностям, которые определяют её деятельность в обществе. В современных условиях предназначение ВС РФ имеет следующие цели: обеспечение мирных условий реформирования российского общества, предотвращение войны с другими армиями и повышение эффективности военных средств как гаранта безопасности в соответствии с имеющимися договоренностями, оказание миротворческого и стабилизирующего воздействия на российское общество. Как показывает практика функционирования российской армии в последние годы, она предстает в несвойственных для себя ролях: армии- мишени, армии - оккупанта, армии - буфера между враждебными группами населения, армии -опоры и стабилизатора, армии - врага. Рост доверия к армии и её авторитет зависят от демократизации общественных отношений, усиления открытости армии, более широкого и правдивого информирования общества о её состоянии и проблемах, от вовлечения общественности в решение вопросов финансирования, подготовки и осуществления военной реформы.

Основное содержание социально-философского учения об армии.

К числу важнейших проблем, которые образуют основное содержание социально-философского учения об армии, относятся: происхождение и классово-политическая сущность армии, её соотношение с политикой и войной, другими формами и орудиями социального насилия; основные социальные типы и виды армии, их социально-политический характер и особенности; экономические основы функционирования и развития армии; экономические основы военной мощи государства; соотношение армии и экономики; характер взаимодействия социально-политического, научно-технического, морально-психологического факторов в жизнедеятельности армии; армия и наука, идеология, социальные отношения; роль вооруженных сил в историческом процессе; характерные черты и функции армии современных государств, место и роль армии в осуществлении внутренней и внешней политики; сущность и особенности Российской армии как основы обеспечения национальной и военной безопасности Российской Федерации; соотношение человека и военной техники в современных армиях; анализ основных социологических концепций армий западных военных теоретиков.

Представления об армии будущего.

Представление№1 «ВОЙНА. ВОЙНА НИКОГДА НЕ МЕНЯЕТСЯ…»

Знакомая фраза, не так ли? Вот только как-то абсурдна она сейчас звучит. Как же война не меняется, если всего лишь 60 лет назад человек научился уничтожать целые города одной небольшой бомбой? А всего лет 200 назад про скорострельность и точность огня, типичную для современных боевых действий, даже мечтать не могли? Тем не менее, война не меняется – меняются только средства её ведения. Причём иногда – очень даже непредсказуемо. Однако такие люди, как Майкл О’Хэнлон, считают, что можно спрогнозировать, как будут меняться военные технологии в ближайшие 20-25 лет, и представить, какими в результате станут армии будущего.

Майкл О’Хэнлон – внешний консультант ЦРУ в период 2011 — 2012 годов, специалист по политтехнологиям и обороне США, автор книги «Технологические перемены и будущее войны».

Между прочим, характер боевых действий и развитие технологий с 2010 по 2020 им были предсказаны довольно точно. Однако он на этом не остановился и попробовал спрогнозировать, какие перемены придут в армии будущего в период с 2020 по 2040 год.

Честно говоря, ничего хорошего ждать не стоит. В том смысле, что военные технологии будут развиваться значительно эффективнее и быстрее, чем в начале XXI века. И это наводит на крайне неприятные мысли по поводу возможных причин вооруженных конфликтов. Впрочем, в своих прогнозах Майк основным врагом выставляет всё же мировой терроризм. Но все мы прекрасно понимаем, о какой угрозе ЦРУ думает на самом деле. Но давайте милостиво будем делать вид, что речь идёт именно о террористах.

Согласно Майклу О’Хэнлону, все военные технологии можно условно поделить на 4 категории:

сенсоры и способы обнаружения;

компьютеры и коммуникации;

двигатели, снаряды и платформы;

прочие технологии и виды вооружения.

ВОЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1. СЕНСОРЫ И СПОСОБЫ ОБНАРУЖЕНИЯ

Оптические, инфракрасные и ультрафиолетовые датчики;радиолокационные датчики и радиосенсоры, звуковые, гидролокационные и датчики движения;магнитное обнаружение; пучки частиц. Химические датчики; биологические датчики.

2. КОМПЬЮТЕРЫ И КОММУНИКАЦИИ

Радиосвязь.Лазерная связь; квантовые вычисления.Компьютернаятехника;компьютерноеПО;наступательныекибероперации;искусственный интеллект.

3. ДВИГАТЕЛИ, СНАРЯДЫ И ПЛАТФОРМЫ

Ракеты;топливо;реактивныедвигатели;двигатели внутреннего сгорания;корабли.Взрывчатыевещества;двигатели с батарейным питанием;броня, СИЗ;стелс-технологии;спутники.Робототехника и автономные системы.

4. ПРОЧИЕ ВОЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВИДЫ ВООРУЖЕНИЯ

Радиочастотное оружие; оружие массового уничтожения. Несмертельное оружие; биологическое оружие; химическое оружие; электрические пушки; лазеры; наноматериалы; 3D-печать; устройства для улучшения человека.

Представление№2

Любители научной-фантастики и технического бреда обычно грезят всяким лазерными бластерами, пушками гаусса и боевыми роботами.

Все вот эти беспилотники и пиу-пиу разноцветными лучами. Причем не только грезят, а на полном серьезе пытаются все это разработать и внедрить, вваливая безумные деньги. Такое происходит в основном в США, но и у нас хватает полоумных фантазеров. А что вы хотели, если главой ВПК у нас служит технически безграмотный журналист Рогозин?

Я уверен что будущее совершенно за другими принципами и системами.

А именно - армия будущего должна формироваться вокруг идеи автономизации.

Дело в том, что начиная где-то с 17-го века и до сегодняшнего дня ключевым и самым слабым звеном почти любых армий было снабжение.

Армии зависели и зависят от поставок извне и если они прерывались - армии терпели поражение. Исходя из этого сложилась практика окружений, перерезания коммуникаций с последующим разгромом. Армии вынуждены собирать огромное количество людей, которые держат фронты на тысячах километров, чтоб враг не прорвался в тыл и не лишил снабжения. Ведь прекращение поставок боеприпасов и топлива быстро приводит к полному прекращению сопротивления.

Армия будущего должна быть построена так, чтоб минимизировать необходимость внешних поставок, которые для современных армий осуществляются уже эшелонами. Обычная армия тратит топливо и боеприпасы в невообразимых количествах.

И в век современных технологий это абсурд.

Современное оружие в виде пулеметов и всяких прочих "градов", засыпающих окрестности тоннами железа является абсурдом.

Что должно быть сделано в ближайшем будущем:

1) Все баллистическое оружие (от автоматов до пушек) должно быть переведено на жидкие метательные вещества (ЖМВ).

Это даст экономию в весе боеприпасов, экономию при стрельбе, полную взаимозаменяемость, унификацию боеприпасов. Например стрелок сможет отлить "жидкого пороха" из пушки. Опять же - ЖМВ позволяет рационально использовать метательное вещество при ближнем бое, когда не требуется его большой расход и при стрельбе на дальние дистанции. Технологически такие системы отработаны еще в прошлом веке.

2) Все оружие, включая стрелковое должно работать по принципу - "один выстрел - один фраг". Да, придется использовать "умные пули". И снайперские винтовки. Никаких пулеметов/автоматов со стрельбой от бедра примерно в направлении противника быть в армии будущего не может. Никаких реактивных систем залпового огня. Практически все вооружение будет управляемым/высокоточным.

3) Танки и прочая техника должны работать на электричестве. С подзарядкой от мобильных миниАЭС (такие разработки уже ведутся)

Другой вариант - на тех же ЖМВ из пункта выше. Кстати, в качестве ЖМВ может выступать что-то типа керосина.

4) Каждая автономная тактическая единица (например бригада) - будет иметь свой полевой госпиталь в штате и все что нужно для автономного ведения боевых действий, допустим в течение 3 месяцев.

Таким образом, армия, состоящая из подобных автономных бригад приобретет новое качество. Больше не нужно будет держать фронт, заботиться о тылах/штабах/коммуникациях.

Автономные бригады будут двигаться и действовать свободно на местности, двигаясь пятнами по вражеской территории, занимая ключевые высоты, седлая перекрестки дорог или делая рейд по тылам. Обычная армия не получит никаких шансов для эффективного сопротивления. Укрепрайоны будут бесполезны, штабы и центры управления будут захвачены, всякое снабжение прекращено.

Можно будет высаживать автономные бригады в любом месте на выбор - хоть за тысячу километров от своей территории и знать что они спокойно выполнят свою задачу.

Представление№3

Эксперты выстраивают модели будущих войн, и на основе этого делают выводы по поводу того, какой должна быть армия будущего для России.

Еще в 1941 году немецкие войска достигли полного превосходства в воздухе за счет внезапности и применили бесконтактный способ ведения войны. Поэтому сейчас утверждать, что это новый способ ведения военных действий, нельзя. Основное различие заключается лишь в качестве разведслужб, которая имеет возможность обеспечить информирование войск по всей территории ведения операции (даже на значительном расстоянии), в способности более быстрого принятия решений, в существовании мощных средств для нанесения воздушных ударов, в частности, «умных» боеприпасов большого радиуса действия и большой мощности.

Яркий тому пример – деятельность американских вооруженных сил в современных локальных конфликтах – во время войны в Ливии, Афганистане, еще раньше – во Вьетнаме. А вот в Ираке и Югославии в дополнение к превосходящим силовым и техническим ресурсам американцы применили еще один способ ведения боевых действий – подкуп военной «верхушки» противника и провоцирование её на откровенное предательство.

Таким образом, лидирующие позиции в условиях современного мира занимает разведка, которая может работать в любых условиях и осуществлять подкупы и вербовку противника.

Автоматизация систем управления позволила принимать решения намного быстрее, более точно и качественно, при этом опираясь на всесторонние расчеты. Стало возможным также использование новейших видов связи, что позволяет управлять войсками в реальном времени.

Больших успехов удалось достичь и в развитии систем вооружения, в первую очередь, за счет увеличения дальности применения и большей точности. Кроме того, появились новые материалы, которые дают возможность сделать свои средства для нанесения ударов практически невидимыми для локационных систем противника. Все виды вооружения получили новейшие образцы систем наблюдения, прицеливания, связи, управления огнем. Такое оборудование позволяет оценивать обстановку более объективно, и соответственно, принимать более взвешенные решения.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ближайшей перспективе основные силы мировых государств будут направлены именно на развитие разработок, связанных с высокими технологиями.

Получит развитие и военный космос, не только в качестве источника получения развединформации, но и для обмена данными. Возможна и вероятность того, что в космосе будут размещаться и средства поражения космической техники противника. При этом уничтожать саму технику не будет никакой необходимости – достаточно будет всего лишь перехватить управление и выдавать противнику дезинформацию для введения его в заблуждение.

Относительно военной авиации и сухопутных войск, то они вряд претерпят большие изменения. Авиационные комплексы, принятые на вооружение, в связи с длительными сроками их разработки, производства и принятия на вооружение, будут применяться и в будущем. Поэтому что касается авиации, то основной акцент будет сделан на развитие систем воздушной разведки, в частности, беспилотных летательных аппаратов, способных поражать намеченные объекты, а также высокоточных боеприпасов с целью возможности осуществления маневра в случае угрозы поражения. В сухопутных войсках сохранится деление техники на вспомогательную и боевую.

Поэтому, исходя из подобных прогнозов, российские вооруженные силы в первую очередь должны преодолеть отставание отечественного военно-промышленного комплекса от армий мира.

На развитие комплекса в ближайшие 10 лет российское правительство планирует выделить 23 триллиона рублей.

Приоритет в рамках комплексного перевооружения отдается ядерным силам, системе связи, управления и разведки, беспилотникам, роботизированным ударным комплексам, системе индивидуальной защиты, современной транспортной авиации, высокоточному оружию и средствам борьбы с ним.

Предполагается, что в ближайшие годы на вооружение поступит около 400 современных межконтинентальных баллистических ракет морского и наземного базирования, 20 многоцелевых подлодок, 8 подводных ракетных стратегических крейсеров, более 50 кораблей, 600 современных самолетов, 100 космических военных аппаратов, более тысячи вертолетов, 38 ЗРК «Витязь», 28 ракетных зенитных систем С-400, 10 комплексов «Искандер-М», 2 тысячи самоходных артиллерийских орудий, около 2,5 тысяч современных танков и около 17 тысяч военных автомобилей.

Прогнозируется, что до 2020 года на вооружении российской армии будет не менее 70 процентов новых образцов техники и оружия. К тому же, все образцы, которые находятся на вооружении на данный момент, подвергнутся модернизации.

Но, несмотря на то, что ставка будет сделана на отечественную военную промышленность, часть техники будет по-прежнему закупаться за границей. Это не только даст возможность решать срочные задачи по обороне, но и будет стимулом для отечественных производителей приобретать знания в сфере высоких технологий. Часть аналитиков скептично относятся к возможности получения новых знаний при помощи точечной закупки вооружения, ставя под сомнение тот факт, что какое-либо государство станет продавать перспективные разработки потенциальному противнику.

Таким образом, высокая мобильность в сочетании с новейшими образцами техники и вооружения позволит российским вооруженным силам занять достойное место в современной военно-политической обстановке.

Представление№4

Разработки робототехники и беспилотников, гиперзвукового и лазерного оружия, все более жестокая борьба в киберпространстве, использование биотехнологий в военных целях — армии будущего должны быть ко всему этому готовы. Технологии набирают силу и могут привести к самым быстрым и масштабным трансформациям в военном деле, которые мы когда-либо видели в человеческой истории. Поговорим о главных тенденциях и прогнозах экспертов.

ГИПЕРЗВУКОВОЕ ОРУЖИЕ.

Гиперзвук — скорость более 5 Махов (6000 км/ч) — позволяет ракетам в кратчайший срок ударить практически по любой точке Земли. Если такая ракета может при этом маневрировать и имеет стелс-характеристики, то страна с такими ракетами может диктовать свою волю всем остальным. Пока у всех остальных нет таких ракет.

Сейчас над гиперзвуковым оружием точно трудятся ученые и инженеры России, США, Китая. Рассматривается, например, вариант выведения ракеты в космос и разгон ее там до сверхзвуковых скоростей, после чего она вновь устремляется к земле.

Мы сейчас переживаем, по сути, революцию в военном деле. Если традиционное оружие было основано на кинетическом, химическом и тепловом факторах воздействия на противника, то сейчас появляется оружие совершенно нового типа. Плюс — новые скорости — гиперзвук, освоение которого является сложнейшей многоплановой задачей.

Переход на гиперзвуковую скорость, то есть скорость, превышающую скорость звука в 6, 7, 10, 20 раз,— уникальное явление. Это толкнет развитие ракетного оружия в принципиально ином ключе. Это перевернет постулаты современной военной науки и поставит под сомнение прежние концепции стратегической обороны.

Дмитрий Рогозин, вице-премьер РФ.

При появлении вооруженных такими ракетами и ждущих своего часа орбитальных спутников, уничтожающий удар может быть нанесен по любой цели на планете за считанные минуты. Оборону от такого оружия из-за его скорости можно будет доверить только автоматическим системам — роботам, которые будут принимать решение на открытие огня за считанные секунды.

Концепт DARPA — выход гиперзвуковой ракеты в космос.

ЛАЗЕРНЫЕ ПУШКИ.

В 2014 году на американском десантном корабле-доке «Понс» была установлена первая мобильная боевая лазерная пушка AN/SEQ-3 LaserWeaponSystem, созданная компанией KratosDefense&SecuritySolutions.

В сентябре 2014 года командир корабля получил разрешение использовать пушку для обороны корабля и, хотя, согласно Конвенции по запрещению некоторых видов обычных вооружений 1980 года, лазер нельзя использовать против людей, пушка на испытаниях уже сбивала летающие цели, а также уничтожила двигатель катера-дрона.

Скептики, среди которых есть и российские военные специалисты, отмечают уязвимость светового луча перед задымлением, при наличии зеркальных поверхностей, закрывающих цель, высокую энергоемкость оружия, низкую бронепробиваемость.

Я уверен, что пришло время высокоэнергетических лазеров на поле боя, на самолетах поддержки наземных войск АС-130. Оружие будущего — энергетическое оружие

Брэдли Хэйтхолд, генерал-лейтенант, глава проекта AFSOC.

Однако соблазн получить «снаряд», буквально мгновенно попадающий в цель, слишком велик — скорость света превращает стрельбу даже по самой быстрой цели в элементарную задачу. Лазера вполне может хватить для уничтожения любого современного самолета или ракеты — они не защищены никакой броней.

Корабль при этом сам имеет мощную силовую установку, при этом уровень безопасности на борту резко повышается — на корабле с лазерной пушкой нет никаких взрывчатых веществ. Обсуждается вооружение лазерами и самолетов.

АВТОНОМНЫЕ БЕСПИЛОТНИКИ.

Летающие аппараты для разведки и наблюдения за врагом регулярно используются армиями даже не самых технологически развитых государств. Уже задействованы и ударные беспилотники, которыми управляют операторы за многие километры от поля боя. В перспективе может появиться вообще полноценная беспилотная авиация.

Более того, Агентство перспективных оборонных исследований (DARPA) испытало множество небольших автономных беспилотников, выбросив их из контейнеров истребителей F-18.

Связанные между собой автономные аппараты, искусственный «мозг» которых был распределен между всеми дронами, подобно рою насекомых демонстрировали коллективное поведение.

Таким образом, если сейчас для технологически развитых стран человеческие потери среди летчиков являются серьезным сдерживающим фактором при атаке на страну с более или менее развитой ПВО, то через 20-30 лет этот фактор может просто исчезнуть.

БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ.

Мало что способно так сильно напугать человека, как «невидимый живой враг» в виде микробов, вирусов и других организмов, которые могут незаметно поселиться в его собственном доме и даже теле.

Военные аналитики отмечают распространение по планете и всё меньший государственный контроль за разработками в сфере модификации биоматериала — от растений до вирусов и человеческих клеток.

«Новые методы коррекции и модификации генома могут позволить ученым использовать организмы или биологические системы как оружие.

Будущее развитие может привести к созданию новых частей тела, интерфейса связи мозга и компьютера, переделке природных биологических систем для создания наркотиков, химикатов, материалов и пищевых продуктов», — прогнозирует Пентагон.

Таким образом, биотехнологии могут не только убивать, но и помочь сделать солдата более выносливым и сильным, зорким и устойчивым к ранениям.

Заключение.

Таким образом, армия является не только военным, но и политическим инструментом государства, важным инструментом политики государства, гарантом безопасности, целостности и стабильности политической системы и общества в целом. По своему характеру её политическая роль может быть и негативной. Достигнуть полной деполитизации Вооруженных Сил невозможно. Допустима и необходима департизация армии. Отношения армии и политической власти сложны и противоречивы, обусловлены многими факторами. Требованиям цивилизации и демократии отвечает модель гражданского контроля над вооруженными силами. В условиях общественно-политической нестабильности, развития кризисных процессов армия способна выходить на политическую арену в качестве самостоятельной политической силы, осуществляя в том числе подготовку и проведение военных переворотов и устанавливая прямое военное правление. Военные перевороты - недопустимая в современных условиях форма разрешения общественно-политических кризисов. Государство, общество должно сделать все необходимое, чтобы удержать армию от непосредственного вмешательства в политику. Армия - крайне опасный инструмент политического действия. Участие армии как вооруженной, обученной силы в политических процессах стоило мировому сообществу очень дорого, как в человеческих жертвах, так и материальных потерях. Армия, как один из важнейших элементов государства, не может быть вне политики. В правовом государстве армия должна быть вне сферы действия партийной политики. Широкая вовлеченность армии в политические отношения убедительно свидетельствуют о том, что она становится всё более политизированной организацией, от которой в значительной мере зависит решение проблем безопасности и мира.

Современная научная система знаний о мире, войне и армии может реализоваться в военном строительстве посредством ряда элементов и процедур: выработки военной политики, основанной на системе современных военно-политических знаний и прогнозировании военно-политической обстановки в мире и стране; осознания различными субъектами военно-политических отношений, текущих и перспективных потребностей в создании системы международной безопасности на мировом и региональном уровнях и развития военной организации Российского государства; планирование и формулирование выявленных потребностей как целей и задач действия различных субъектов в зависимости от их места и роли в общественной системе, потребностей и интересов личности и государства; разработке программ деятельности для всех субъектов военно-политических отношений по совершенствованию качественных характеристик военной организации; выбора оптимальных и эффективных норм принципов управления, многообразных конкретных форм и методов взаимодействия субъектов в процессе выполнения военно-политических задач; трансформации содержания современной государственной политики в сознание конкретных субъектов, особенно личного состава Вооруженных Сил РФ; возникновения и оперативного разрешения различных противоречий в процессе военной реформы; привлечения и организации субъектов для реформы военной сферы; контроль за ходом выполнения программы реформирования, анализа достигнутых результатов и просчетов, корректировки целей и задач деятельности в зависимости от сложившихся условий и получаемого результата.

Список использованной литературы.

1. Армия и общество. М., 1990.

2. Банников К.Л. Антропология экстремальных групп. Доминантные отношения военнослужащих срочной службы Российской Армии. М., 2002.

3. Бердяев Н. А. О войне // Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991.

4. Гидиринский В.И. Русская идея и армия (философско-исторический анализ). М., 1997.

5. Керсновский А.А. История русской армии. В 4-х т. М., 1992-1994.

6. Кокошин А.А. Армия и политика. М., 1995.

7. Кузовникова О.М. Феминизация армии: сущность, эволюция и основные тенденции//Военная мысль, 2006, №11

8. Мамонтов Ю.В. Армия: целостность, система, организация. М., 1986.

9. Микляев В.И. Армия как социальная подсистема. СПб., 1995.

10. Михайленок О.М. Российская армия: социальное неравенство и социальная динамика // Социально-гуманитарное знание, 2006, № 4.

11. Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге. М., 1995.

12. Серебряников В., Дерюгин Ю. Социология армии. М., 1996.

13. Философско-политологические проблемы общества и армии. Спб., 1997.

14. Шабардин П.М. Армия в современной политической борьбе. М., 1988.

Просмотров работы: 168