Формирование композиционных умений старших дошкольников в процессе рисования архитектуры - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Формирование композиционных умений старших дошкольников в процессе рисования архитектуры

Васильева И.В. 1
1Борисоглебский филиал ВГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изобразительное искусство всегда занимало специальное место в различных видах деятельности старшего дошкольника. Перед обучающимися стоит задача – овладеть композиционными умениями художественно-изобразительной деятельности и это должно закладываться с детства, пока ребенок еще маленький.

Тематическое рисование – играет большую роль в развитии творческой фантазии, наблюдательности и мыслительной активности дошкольников, в их художественно- эстетическом воспитании.

Л.А. Раева рекомендует проводить перед тематическим рисованием подготовительную работу, так как расширяются представления детей о сказочном образе. Например, перед рисованием можно провести беседу. В процессе бесед важно использовать игровые приемы. Побуждение детей к неравнодушному восприятию, познанию – залог инициативного, творческого создания и воплощения замысла [1; с. 246].

Впервые старшие дошкольники знакомятся с архитектурой именно в рисовании на заданную тему, например при изучении русских народных сказок. Дети старшего дошкольного возраста любят сказки. В народных сказках представлены самые разнообразные архитектурные постройки: теремок, избушка на курьих ножках, домики трех поросят, пряничный домик, дворец Змея Горыныча и КощеяБессмертного, башни, в которых находятся принцессы.

Изучая сказки, рассматривая иллюстрации к книгам – самый действенный метод в формировании композиционных умений в рисовании архитектурных композиций, с которыми дети дошкольного возраста встречаются в практической работе. В создании иллюстрации ребенок учится передавать содержание сюжета и таким образом учится рисовать среду для главных героев сказки – домики, дворцы и целые города.

Постепенно от сказочных иллюстраций можно переходить к реалистическому рисованию, усложняя темы. Одной из интересных для рисования тем может быть композиция «Мой родной город», где старший дошкольник знакомится с элементами архитектуры. Желательно ориентироваться на объекты которые находятся рядом, то есть дома и улицы родного города. В практической работе важно использовать карточки с зданиями, фотографии родного дома, детского садика и другие объекты.

В тематическом рисовании решаются следующие задачи в старшей группе:

развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, при этом проводя линию горизонта);

развивать чувство цвета;

научиться изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними;

Композиция – составление – строй художественного произведения, обусловленное содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, подчиняющий его компоненты целому.

Большие затруднения у дошкольников вызывают композиционные поиски. Композиционные поиски – это умение передавать в рисунке состояние, характер образа, настроение и выражать к нему свое отношение.

При обучении детей выделению композиционного центра, при построении композиции, необходимо знакомить с различными средствами выразительности, которые выражают содержание данной темы (величина, цвет, форма).

Развитию таких умений способствует, например, дидактическая игра «Моя улица», задача которой состоит в упражнении составления композиции по собственному замыслу.

Задача: правильно передать пропорции домов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок обязан уметь сопоставлять объекты изображения, сравнивать, видеть смысловую связь между ними.

Г.А. Подкурганнова, Ю.А. Полуянова, В.А. Езикеева, Н. Стрелянова провели исследования, которые подтверждают, что ряд выразительных средств таких как: форма, композиция, линия, пропорция, цвет в определенной степени доступны старшему дошкольнику.

Закрепить понятия «перспектива» и «пропорция» поможет наблюдение, рассматривание и анализ репродукций картин и дидактическая игра «Перспектива». Задача этой игры заключается в закреплении знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане рисунка.

Повышенное внимание дети обращают на насыщенность и контрастность красок. Научить подбирать цветовую гамму и развить чувство цвета, в зависимости от замысла, помогают: рассматривание репродукций картин и иллюстраций, наблюдения за природой и дидактические игры.

А закреплению всех полученных знаний способствует игра «Придумай пейзаж», в ходе этой игры дети упражняются в составлении композиции, объединенной единым содержанием, в составлении композиции с многоплановым содержанием, в выделении главного размером, цветом или формой, закрепляют знания о композиции, развивают наблюдательность и творческую фантазию.

Таким образом, старшие дошкольники, приобретя новые композиционные умения, более легко и свободно будут выражать задуманное, проявлять самостоятельность и станут использовать разнообразные композиционные решения в изобразительном творчестве.

Список используемой литературы

Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений / Г.Г. Григорьева. – М., 1999. – 344 с.

Комарова, Т.С. Обучение детей формообразующим движениям в рисовании / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1976. – № 1. – 158 с.

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.)/ Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.

Просмотров работы: 18