ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФЛЕШОБА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФЛЕШОБА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Колиба К.Г. 1, Арасланова А.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в образовании выдвигаются новые требования -современному обществу необходима коммуникабельная личность. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на развитие универсальных учебных действий выпускника начальной школы и ставит перед учителями начальной школы в качестве одной из значимых задач формирования у детей коммуникативной компетентности [5, с. 10]. Согласно ФГОС НОО и Примерной основной образовательной программе, у младшего школьника должны быть сформированы следующие коммуникативные универсальные учебные действия (УУД): использование языковых средств, соответствующих учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения; участие в диалоге, соблюдение правил ведения диалога; осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; соблюдение правил межличностного общения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности [4, с. 20].

Проблема формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста является актуальной. Современная педагогическая наука и практика находятся в поиске нестандартных и эффективных путей формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста. По нашему мнению, одним из таких средств может выступать образовательный флешмоб, который является достаточно новым явлением в современной педагогической практике.

В видении Г.Р. Хузеевой коммуникативная компетентность предполагает наличие качеств, которые позволяют человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения его собственных целей общения [6, с.16]. В.И. Жуков рассматривает коммуникативную компетентность как психологическую характеристику человека, как характеристику личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми» [2, с. 47]. В структуру коммуникативной компетентности, согласно Е.Г. Петренко, включены следующие взаимосвязанные компоненты: интеллектуально-познавательный, личностно-смысловой, деятельностный и перцептивный [3, с. 34]. Данные компоненты определяют педагогические условия, при которых образовательный флешмоб выступает средством формирования коммуникативной компетентности. Образовательный флешмоб рассматривается как «заранее спланированная учебная акция, организованная через современные быстродействующие средства коммуникации, с помощью которых выполняются заранее оговоренные действия» [1, с. 85]. Именно образовательный флешмоб может широко применяться в начальной школе во внеурочной деятельности для формирования коммуникативной компетентности у детей.

Педагогическими условиями организации образовательного флешмоба, являющегося средством формирования коммуникативной компетентности выступают:

1. Включение в активно-познавательную деятельность. При подготовке к образовательному флешмобу участники включаются в интеллектуально-познавательную деятельность. Во время подготовки, обучающиеся могут осуществлять подбор теоретического материала, на основе которого и будет проведён образовательный флешмоб. Примером такого задания может послужить: «Проанализируйте содержание учебника по предмету «Окружающий мир» с позиций отражения в нем великих исторических событий в России и разместите наиболее интересное на ваш взгляд, историческое событие в социальной группе класса с хештегом #МояРоссия».

2.Содержание задания должно носить личностный смысл для участника флешмоба. Каждый участник образовательного флешмоба вкладывает свой личностный смысл в деятельность. В содержании образовательного флешмоба должны быть включены задания для учеников, которые для них имеют личностно-значимый смысл. Чтобы образовательный флешмоб был эффективен, необходимо предлагать такие задания, которые будут интересны, в которых обучающиеся захотят проявить себя. Например, задание: «Сделайте открытку с поздравлением маме, бабушке и разместите её на сайте школы с хештегом #8Марта».

3. Организация активной совместной деятельности детей. Каждый участник образовательного флешмоба является активным участником деятельности. Данное педагогическое условие предполагает практическую готовность и способность ученика к осуществлению деятельности и коммуникации. Каждый участник образовательного флешмоба вступает в обсуждение, высказывает свою точку зрения, грамотно использует языковые средства в соответствии с поставленной задачей. Примером такого задания может стать: «Снимите видеофрагмент о литературном произведении и расскажите, чем он Вас заинтересовал. Разместите это видео на сайте школы с хештегом #КнигаМойМир и передай эту эстафету другому».

4. Включение в рефлексивную деятельность после проведения образовательного флешмоба. Проведение рефлексии может нацелено на обсуждение участников о собственной деятельности, побуждать их к дальнейшему улучшению деятельности. Рефлексия может проходить в различных формах: устной и письменной. После проведения образовательного флешмоба целесообразным будет проведение устной рефлексии, где обучающимся будет предложена возможность высказаться о собственной деятельности, о результатах своего участия во время проведения образовательного флешмоба.

Описанные выше педагогические условия были нами в практической деятельности. Был проведен образовательный флешмоб «Россия ПЕРВАЯ!» для обучающихся третьих классов. Целью данного образовательного флешмоба являлось изучение обучающимися важнейших исторических дат родной страны. Во время образовательного флешмоба первой записью в социальной сети стала запись про первый спутник, запущенный Россией. На следующем этапе каждому третьекласснику было предложено определенное историческое событие, отражающее дату, в которой Россия стала первой. Обучающимся необходимо было сфотографироваться с этой датой и прикрепить фото в группу под определенной записью. Так как значение предложенных дат не всем было известно, через каждые два дня добавлялись фотографии с другими датами, под которыми предлагались возможные варианты ответов, каждый мог проголосовать и выбрать свой вариант, а позже себя проверить. Хотелось бы отметить, что даты были взяты из содержания учебного предмета «Окружающий мир». После голосования выставлялся правильный ответ. Таким образом, обучающиеся имели возможность пополнить свои знания в предметной области «Окружающий мир».

Резюмируя указанное, можно отметить, что проведение данного приёма содействовало не только эффективному запоминанию исторических событий, но и успешному взаимодействию в процессе обсуждения и подготовки к образовательному флешмобу.

Таким образом, проведенное исследование не является полным и законченным, оно открывает новые перспективы. Предметом следующего педагогического поиска станет разработка разных видов образовательного флешмоба во внеурочной деятельности.

Список использованной литературы:

Алексеева, О. В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе: учебное пособие / О. В. Алексеева, А. А. Арасланова. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. – 144 с.

Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. - М.: Из-во Московский университет, 1991. - 104 с.

Петренко, Е.Г. Внутришкольное управление процессом развития коммуникативной компетентности младших школьников [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Е.Г. Петренко.-Белгород, 2010. – 218 с.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. - (Серия «Стандарты второго поколения»).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 4-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2016. – 53с. – (Стандарты второго поколения).

Хузеева, Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентностидетей младшего школьного возраста / Г.Р. Хузеева, Е.В. Быковская, А.А. Трошина.  М.: «Владос», 2014. – 64 с.

Просмотров работы: 10