Тем не менее, исследования зарубежных авторов (Clark и Choi в 2005, Picard и Klein в 2002, Domagk в 2010 и др.) показывают, что мультипликация является эффективным средством для помощи в осуществлении педагогической деятельности, в том числе, с учащимися и воспитанниками с нарушениями в развитии. Материал, представленный таким способом, позволяет специалистам осваивать новые методы обучения, сочетая различные стили в преподавании, а также комбинируя новые предметы, придавая учебным планам совершенно новую ценность, объединяя анимацию и науку преподавания. Анимация - это отличный инструмент для презентации сложного предмета, потому что он может проиллюстрировать его интересным, мотивационным и информативным способом [3].
В западных странах давно применяется технология APA (Animated Pedagogical Agent). Суть этой технологии заключается в том, что совместно с учителем урок ведет мультипликационный персонаж, разработанный специально для конкретного класса либо дисциплины. Персонаж в доступной для обучающихся и воспитанников форме объясняет тему занятия, меняя план в зависимости от успешности усвоения детьми нового материала; задает вопросы и побуждает к совместной деятельности. Такой способ подачи материала способствует лучшему усвоению новых знаний.
Касаемо дошкольного возраста, исследователи отмечают, что средства анимации помогают учить детей эмпатии и сочувствию, работая по аналогии с чтением книг. Так, например, сказки, обязательно включают в себя персонажа, который нравится учащимся, с которым они себя связывают, а также пробуждает в детях определенные чувства и эмоции. Анимационные ролики позволяет обучать детей навыкам социального эмоционального и критического мышления без чувства вины. Мультипликационные ролики способны за несколько минут передать детям много новой и полезной информации, и помочь эффективнее усвоить ее. Анимация может многое сказать за несколько мину, имея длительный эффект. В анимированных рассказах воспитанники слышат тон персонажа, видят язык его тела и выражения и одновременно слушают слова, которые они произносят [1].
Для того, чтобы понять, как средства анимации могут повлиять на коррекционно-развивающий процесс, нами было организовано эмпирическое исследование, которое продолжается и по настоящее время. Данное исследование включает в себя следующие этапы:
Подготовительный, предполагающий изучение литературы по теме, а также подбор диагностических методик.
Диагностический - проведение первичной диагностики познавательной сферы детей для выявления проблем и, собственно, определения области коррекционно-развивающей работы.
Организационный – на данном этапе анализируются результаты диагностического среза, формируются коррекционные группы, составляется коррекционно-развивающая программа, а также создаются анимационные ролики по темам занятий.
Основной (реализация коррекционно-развивающей программы).
Контрольный – проведение повторной процедуры диагностики, сравнительный анализ результатов.
Исследование проводится на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №49 г. Читы. Выборка составляет 60 воспитанников подготовительных групп, из которых 15 человек – дети с различными отклонениями в развитии. Сроки реализации – с августа 2018 г. по апрель 2019. Диагностический кейс включает в себя методики «Невербальная классификация»; «Исключение лишнего»; «Дорисуй фигуру», тест «МЭДИС».
По результатам первичной диагностики было выяснено, что у воспитанников наблюдаются проблемы с развитием элементарных логических операций, концентрацией и объемом внимания, воображением.
Ребятам было крайне тяжело выполнять задания на соотношение размеров и форм объектов. Они также не могли разделить на группы изображения, и, наоборот, выделения из группы лишнего объекта. Их быстро утомляла работа; дети в открытую жаловались на усталость. Концентрация внимания снижалась уже через 5-10 минут занятия. Проведя анализ результатов диагностики, мы составили коррекционно-развивающую программу, опирающуюся на опыт других педагогов-психологов, адаптировав ее под тему исследования. После этого нами были сформированы две группы – основная и контрольная.
В основной группе занятия представляют собой тематические игровые сеансы с использованием короткометражных мультипликационных роликов. В контрольной группе работа строится по тому же принципу, но мультфильмы в ходе игровых сеансов не применяются. Такое разделение необходимо для того, чтобы сравнить результаты повторной диагностики обеих групп, и, соответственно, подтверждения либо опровержения целесообразности применения анимации при коррекции недостатков познавательной сферы. Кроме того, мы наблюдаем за эмоциональным состоянием детей перед, во время и после проведения занятий.
Как уже упоминалось ранее, программа реализуется нами и в настоящий момент времени. Однако стоит отметить заметную положительную динамику в обеих группах. Но наиболее заметны изменения в лучшую сторону именно в основной группе.
Воспитанники стали работать с большим энтузиазмом. Отмечаются увеличение длительности концентрации внимания – от 5-10 мин. в начале коррекционной работы до 15-20 мин. на сегодняшний день. Дети стараются выполнять задание правильно, без внешних стимулов со стороны исследователя. По сравнению с начальной стадией реализации программы испытуемые делают гораздо меньше ошибок при классификации, анализе и синтезе. Для них уже почти не представляет труда разделить объекты на группы, выделить из группы один предмет, назвать признаки объекта либо явления. Они гораздо лучше запоминают новый материал и с легкостью воспроизводят его на следующих занятиях. Помимо этого, дети с удовольствием выполняют задания, связанные с творчеством.
У испытуемых в контрольной группе также отмечаются позитивные изменения. Однако они менее заметны, чем в основной группе. Для детей по-прежнему представляют некоторую сложность задания на логические операции. В их ответах присутствуют не существенные ошибки. Воспитанники до сих пор нуждаются в поддержке, пусть и в меньшем объеме. Они все еще с трудом вспоминают материал предыдущих занятий. Кроме того, некоторые ребята до сих пор жалуются на усталость в начале игрового сеанса. Концентрация внимания увеличивается медленнее. Творческие упражнения испытуемые выполняют с небольшой помощью исследователя (в то время, как основной группе помощь не требуется вовсе). Эмоциональное состояние детей в процессе занятия незначительно улучшается.
У воспитанников с ОВЗ наблюдаются незначительные улучшения корректируемых познавательных процессов и эмоционально-волевой сфере.
Таким образом, предварительные результаты и наблюдения в ходе занятий позволяют нам сделать выводы о целесообразности применения средств анимации в коррекционно-развивающем процессе.
Список литературы
Acorede Amina L. Canvassing for Formal Integration of Animation Technologies into Childhood Education in Developing Countries [Электронныйресурс] Режимдоступа:http://www.iosrjournals.org/iosr-jrme/papers/Vol-6%20Issue-6/Version-4/K0606046366.pdf (Датаобращения: 06.01.2019)
Basak Baglama, Yucehan Yucesoy, Ahmet Yikmis. Using Animation as a Means of Enhancing Learning of Individuals with Special Needs [Электронныйресурс] Режимдоступа: http://www.temjournal.com/content/73/TemJournalAugust2018_670_677.pdf (Датаобращения: 06.01.2019)
Khaled Habib, Tarek Soliman Cartoons’ Effect in Changing Children
Mental Response and Behavior [Электронный ресурс] Режим доступа: https://file.scirp.org/pdf/JSS_2015092309544419.pdf (Дата обращения: 06.01.2019)
https://justanotherpassingthought.wordpress.com/2012/08/31/cartoons-and-child-psychology/
http://edtechreview.in/trends-insights/insights/367-role-of-animation-in-students-learning
http://cap.animwork.dk/en/teaching_with_animation.asp\