Реструктуризация и адаптация предприятий в условиях формирования цифровой экономики - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Реструктуризация и адаптация предприятий в условиях формирования цифровой экономики

Полевич К.Б. 1
1ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Информатизация ­– одна из важнейших областей научно-технического прогресса, основанная на широком применении компьютеров и сетей, средств связи и автоматизированных банков данных, объединенных вместе для формирования информационных и вычислительных сетей. Основой информатизации является цифровая экономика, представляющая собой производство и применение накопленной информации и передовых технологий с целью повышения эффективности всех форм производства, что позволяет улучшить качество экономического роста.

Цифровая экономика - это экономика информационных благ и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), включающая производство, распространение и потребление информационных благ [1] и сферу ИКТ.

«Цифровая экономика» рассматривает информатику как основную часть экономики государства в целом и определяет ее многоаспектный характер. Информатика может быть рассмотрена как наука, сфера деятельности, часть народного хозяйства, отрасль народного хозяйства, а также промышленность и совокупность технологий. Предметом цифровой экономики являются экономические отношения, которые трансформируются в конкретные виды деятельности в процессе воспроизводства, при этом присутствуют все стадии, присущие экономическому процессу: производство, распределение и потребление[2].

Термин «новая экономика» относится к отраслям, производящим ИКТ, которые составляют основу современной экономики, а также производство информационных товаров и услуг. Электронная (цифровая) экономика - это экономическая деятельность на основе цифровых технологий. Речь идет не столько о разработке и продаже программного обеспечения, сколько об электронных товарах и услугах, производимых электронным бизнесом и электронной торговлей. Расчеты за товары и услуги в электронной экономике осуществляются, как правило, электронными деньгами.

Современные тенденции развития информационного общества трансформируются не только на макро-, но и на микроуровне, что приводит к трансформации структуры предприятия, появлению новых организационных форм (виртуальных, сетевых, оболочечных), изменению структуры производственных ресурсов, созданию систем знаний и изменению человеческого капитала.

Анализ существующих зарубежных и отечественных научно-практических исследований в области формирования экономической среды и реализации стратегии инновационных технологий в предприятиях для реструктуризации указывает на то, что существующие проблемы далеко не полностью решены.

Решению задач социально-экономического развития государства и общества должен предшествовать этап изучения экономических процессов в условиях развития информационных технологий, а также период адаптации для реструктуризации рынка. Адаптация к динамичным изменениям рынка и выбору инновационной стратегии улучшения становятся основными проблемами для предприятий, работающих на российском рынке. Дальнейшая интеграция информационной среды и все возрастающая скорость обновления знаний обеспечивают превращение информационного ресурса в стратегический ресурс развития государства.

Мониторинг и оценка информации, касающейся внешней и внутренней среды предприятия, являются основой инновационной реструктуризации, принятия конкретных решений и управления всей сферой деятельности предприятия. Влияние информационных факторов, актуальность уровня и качества выпускаемой продукции и услуг для внешней среды наряду с сокращением их затрат возможны только при внедрении современных информационно-коммуникационных технологий, создании качественной информационной инфраструктуры и последующей реструктуризации предприятия.

Изучая современные подходы к управлению предприятием, можно выделить три основных: стратегическое управление (построение будущих моделей), контроль (анализ текущих процессов) и реинжиниринг (метод реструктуризации бизнес-процессов, позволяющий достичь качественно более высокого уровня операционных показателей в производственно-хозяйственной деятельности предприятия). Последний подход к управлению предприятием в настоящее время становится все более применимым и развитым в рамках реструктуризации предприятий.

Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия требует принятия процесса мышления и применения передовых информационных технологий в сочетании с усилиями по внедрению структурных изменений. Реинжиниринг способен резко изменить ключевые элементы деятельности, такие как скорость процесса, его стоимость и качество.

В рамках реинжиниринга при моделировании бизнес-процессов выделяются следующие инструменты:

методология структурированного анализа и структурированного проектирования (SA / SD);

методология эффективного планирования и управления ресурсами предприятия "ERP" (планирование ресурсов предприятия);

процессно-ориентированный подход "BPM" (Управление бизнес-процессами), реализующий принципы сбалансированной системы индикации эффективности и направленный на повышение эффективности деятельности предприятия путем интеграции собственников, руководителей, работников и внешних подрядчиков в общую среду управления.

Вышеуказанные методологии, применимые к реализации проекта в реинжиниринге бизнес-процессов, используются при разработке методов построения корпоративных информационных систем во всем мире.

Каким образом происходит реинжиниринг бизнес-процессов предприятия. Проект реинжиниринга бизнес-процессов предлагается проводить в пять этапов:

Определение миссии и целей компании на основе стратегии, разработанной с учетом требований заказчика, конъюнктуры рынка и общих тенденций развития бизнеса.

Моделирование и анализ существующих бизнес-процессов путем детального описания и анализа применяемых процессов, т. е. модели «как есть».

Переосмысление и изложение инновационных бизнес-процессов (модель «как будет») вместе с одновременным проектированием и планированием мероприятий по трансформации в новую структуру.

Создание прототипов процессов.

Внедрение новых бизнес-процессов.

Выполнение работ по реализации проекта реинжиниринга БП является итеративным процессом, поскольку на любом этапе в результате более глубокого осмысления и проработки задач может возникнуть необходимость вернуться на несколько шагов назад и заново их переделать.

Разработанные решения подхода к методологии и методам обеспечения условий реструктуризации предприятий направлены на дальнейшее совершенствование теории и практических шагов в эволюции общества (индустриально-информационной), а также развитие нового этапа цифровой экономики – электронной экономики.

Список использованных источников

Петряшов Д.В. Информационные блага: понятие, экономическое содержание и специфика. Журнал «Риск», 2013,4, 281-286

Рузакова О.В. Экономика информатики: теоретико-методологические вопросы организации, управления и развития. Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 2010. – 233 с.

Просмотров работы: 35