ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Родькова Ю.А. 1, Кобозева И.С. 1
1Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Интерес к проблеме развития эмоций проявляли многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги. Эта проблема остается актуальна и в настоящее время, так как, эмоции и чувства являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие – печалят, третьи – возмущают. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх, и др. – все это различные виды субъективного отношения человека к действительности.

Жизнь без эмоций не возможна, как и без ощущений, поскольку развитые эмоции регулируют деятельность человека, определяют широту и характер отношений ко всему, что его окружает. «Эмоции в качестве процесса есть не что иное, - пишет Б. И. Додонов, - как деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущения и восприятия кодируют в форме его субъективных образов» [3, с. 34].

В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему его миру [8, с. 67].

Эмоции как субъективные психологические состояния человека отражают настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы [6, с. 155].

Б. М. Теплов считает, что эмоциями называются «специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона» [10, c. 59].

Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым – ведет к отрицательным эмоциям (П. К. Анюхин).

Таким образом, можно сказать, что эмоции – это процессы, связанные с непосредственной оценкой значимости индивида, действующих на него факторов, выражающихся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения. Они являются одним из главных регуляторов деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов.

Столяренко Л. Д. полагает, что для создания оптимального эмоционального состояния необходимы: во-первых, правильная оценка значимости события; во-вторых, достаточная информированность по данному вопросу, событию и в-третьих, полезно заранее подготовить отступные запасные стратегии – это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы [8, c. 70]

Сегодня существует достаточно много теорий, объясняющих причину возникновения эмоций и динамику их развития (концепции У. Джемса, К. Ланге, У. Кеннона, П. Барда, С. Шахтера).

Особое место в развитии эмоций занимает музыка. Мы откликаемся на музыку, которая окружает нас с раннего детства до глубокой старости. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую определенные этические свойства. Человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, к какой музыка соответствует его характеру или настроению в данный момент. Для древних греков – Аристотеля, Платона, пифагорейцев – музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека [7, с. 263].

Музыкальное искусство позволяет человеку обогатить свой жизненный опыт, пережить те эмоции и чувства, которые он, быть может, раннее не ощущал в жизни, развивать все более глубокое и тонкое отношение к себе, к другим людям к миру в целом [1, с. 283].

Сила музыки, пишет В. В. Бойко, заключается в том, что она способна передавать смену различных настроений и переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. В одном случае она способна ослабить излишнее возбуждение, в другом – изменить грустное настроение на веселое, в третьем – придать бодрость и снять усталость [2, с. 371].

Музыка это искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. Б. М. Теплов говорит о том, что познание звуков в качестве музыкальных требует особых чувств, но таких, которые еще не являются переживанием. Это чувство ритма, ладовое чувство, чувство гармонии и другое. Переживание музыки не просто эмоционально, оно связано с пониманием содержания: «Музыка, прежде всего, есть путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств» [9, с. 54].

По выражению В. В. Медушевского, содержанием музыки являются человеческие эмоции и что музыке присущи механизмы «заражения» и «внушения» слушателям эмоций [5, с. 21].

Музыка является средством общения. Наслаждение музыкой в обществе других людей дает нам возможность разделить радость, что является важной частью социального благополучия и присуще любому обществу, любой культуре.

П. А. Елисеева утверждает, что способность к переживанию настроений музыкальных произведений, развивающаяся в результате воссоздания эмоционального замысла музыки является отражением музыкальной эмоциональной культуры человека, которая проявляется и в эмоциональной отзывчивости на музыку, и в умении координировать свои эмоциональные состояния с эмоциями музыки, и в умении сопереживать композитору [4, с. 47].

Для педагогов, учителей музыки, всех тех, кто работает в образовательной области «Музыка» в исследовании П. А. Елисеевой важно сосредоточить внимание на том, что музыкальная эмоциональная культура как личностное качество не передается по наследству, не образуется с необходимостью в опыте каждого человека без исключения, а требует целенаправленного воспитания.

Эмоциональная сторона воспитания школьника отражается в его музыкальном развитии. Это выражается в том, что человека подготавливают к эмоционально ценностному отношению к искусству и жизни, развивают у него адекватное музыкальное восприятие, способствуют накоплению им опыта музыкально-творческой деятельности.

Процесс музыкального образования и воспитания, предполагает знакомство школьников с различными эмоциональными состояниями, делает их более способными к переживанию тех эмоций, которые не входят в структуру темперамента конкретного возрастного периода, тем самым расширяет и углубляет контакты обучающихся с окружающей действительностью и с другими людьми.

Нельзя понять содержание музыки иначе как эмоциональным путем – музыкальное переживание по самому своему существу – эмоциональное переживание. Музыка воздействует благодаря целому комплексу выразительных средств. К ним относятся – ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм, они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека. Именно на это обращает внимание Б. М. Теплов когда пишет, что для того, чтобы эмоционально переживать музыку, нужно прежде всего воспринимать ее звуковую ткань [10, с. 27].

Воспринимая музыку, учащиеся должны понимать, что музыка может звучать в различных динамических контрастах: громко или тихо; темпах: медленно, умеренно или быстро; в разных тембрах, регистрах: высоко или низко. Мелодия может быть плавная или скачкообразная, может звучать с сопровождением или без него. Б. М. Теплов считает, что эмоциональный отклик на музыку может быть развит во всех видах деятельности – восприятии, творчестве, так как он необходим для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения [9, с. 132]

Музыкальная деятельность (слушание музыки, ее инструментальное или вокально-хоровое исполнение) играет основную роль в развитии сложных чувств и эмоций у школьников, в ходе, которой они вступают в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивают созданные обществом ценности.

Участие в различных видах музыкальной деятельности служит гарантом проявления эмоций у школьников, поскольку позволяет им «прожить» собственное эмоциональное переживание, но в том случае, если содержание музыкального произведения близко к эмоциональному состоянию ребёнка. При этом, следует помнить, что создание успешной музыкально-деятельностной среды для проявления эмоций школьниками на то или иное произведение музыкального искусства – это сложный и многогранный музыкально-образовательный и воспитательный процесс.

Сказанное обусловливается современными социокультурными условиями, которые формируют и новые музыкальные предпочтения, и низкий уровень заинтересованности школьников общечеловеческими и национальными ценностями культуры. Проблемным для музыкального образования и воспитания остается процесс развития современной массовой культуры, во многом способствующей возникновению психологической, эмоциональной зажатости у школьников разных возрастных групп.

Эмоциональность, эмоции это важнейший компонент музыкальности, без которого сложно приобщить школьников к миру ценностей музыкальной культуры, невозможно и целостное развитие личности. Вот почему уже с школьного возраста необходимо развивать эмоции у всех детей, независимо от тех возможностей, которыми они обладают от природы. Развивая эмоции средствами музыки, учитель на учебных занятиях или во внеурочное время полноправно участвует в процессе формирования эмоционально-образной сферы личности. Но, к сожалению, в реальной педагогической практике общего образования развитию эмоций уделяется неоправданно недостаточно внимания.

Актуальность проблемы развития эмоционального состояния школьника через музыку обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, работа по музыкальному образованию должна вестись с учетом того, что музыка является организатором внутреннего мира человека, его помощником и другом в жизни; во-вторых, эмоции заложены в самой природе музыки; в-третьих, выражение эмоций учащимися является естественной природной потребностью детского возраста.

Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Обозначенные проблемы формируют необходимость обновления существующей педагогической практики в сфере развития эмоций средствами музыки у современных школьников. Важность рациональной организации этой педагогической деятельности особо возрастает в рамках перехода на новые образовательные стандарты.

Список литературы

Абдулин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдулин, Е. В. Николаева. – М. : Академия, 2004. – 336с.

Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. – М. : Филинъ, 1996. – 472с.

Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. – М. : Политиздат, 1978. – 272 с

Елисеева, П. А. Воспитание эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / П. А. Елисеева. – Екатеринбург, 2005. – 219с.

Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. – М. : Композитор, 1993. – 262

Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. Т.2. – М. : Просвещение. 1995. – 438 с.

Петрушин, В. И. музыкальная психология: учеб. Пособие для вузов. – 3-е издание / В. И. Петрушин. – М. : Академический проект; Гаудеамус, 2009. – 400 с.

Столяренко, Л. Д. Основы психологии: Учеб. пособие для студентов вузов // Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 736с.

Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей. Проблема индивидуальных различий / Б. М. Теплов. – М. : Педагогика, 1961. – 335с.

Теплов, Б. М. Избранные труды. В. 2т. / Б. М. Теплов. – М. : Педагогика, 1985. – Т. I. – 328 с.

Просмотров работы: 99