МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Батина А.В. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях рыночной экономики и импортозамещения продукции усилилась конкуренция между производителями, а потребители стали предъявлять более жесткие требования к покупаемым товарам, что привело к осознанию качества как основы конкурентоспособности.

Необходимость системы менеджмента качества (СМК) на предприятии обуславливается несколькими важными причинами:

- во-первых, это повышение доверия потенциальных потребителей к продукции, которую выпускает данное предприятие;

- во-вторых, это возможность значительно укрепить свое положение на уже существующих рынках, а также значительно расширить сферы влияния путем выхода на новые отечественные и зарубежные рынки;

- в-третьих, это значительное повышение производительности любой организации, на котором внедрена и действует СМК.

Стандарты ИСО (ISO) серии 9000 – одни из наиболее востребованных стандартов, направленных на разработку СМК различных организаций, производящих продукцию или оказывающих услуги, на основе системного подхода [1].

Международные стандарты этой серии являются пакетом требований ко всем организациям для обеспечения наилучшего качества продукции или услуг. В этих стандартах перечислен минимальный набор требований, которые предписывается выполнять любой организации для обеспечения наилучшего качества продукции.

В этой серии стандартов международного центра по стандартизации (ISO) собраны воедино и обобщены все разработки национальных компаний по управлению качеством. Если какая-либо организация стремится достичь стабильного качества своей продукции, то ей необходимо в своей работе руководствоваться этими стандартами, хотя, выполнение этих стандартов не является обязательным условием для существования компании на рынке товаров и услуг. Данные стандарты нацелены на повышение эффективности СМК для более полного удовлетворения все возрастающих потребностей конечного потребителя [2].

Несмотря на все положительные стороны системы управления качеством, первый опыт внедрения ее на некоторых предприятиях бывает неудачным: руководитель по качеству не имеет соответствующего статуса, что затрудняет внедрение СМК; снижение мотивации руководства и персонала; руководство и работники не ориентируются в документации; отсутствие всех необходимых документов для реализации требований ИСО 9001; значительные финансовые затраты, связанные с подготовкой персонала, разработкой и внедрением СМК, а также с последующей сертификацией; необходимость обучения требованиям стандарта руководителей и специалистов производственных подразделений; нарушение или неполная реализация требований стандарта при разработке и внедрении СМК; непонимание руководством и персоналом сути СМК, своих полномочий и обязанностей в ней; слабость системы стимулирования и низкий уровень исполнительской дисциплины.

Многие предприятия сталкиваются с трудностями формирования и внедрения СМК обусловленными с тем, что руководители не понимают, как и при помощи чего можно сформировать СМК в организации [3].

Исходя из вышесказанного, целью данного исследования является определение методического обеспечения при формировании СМК организации.

Формирование СМК организации это очень важный шаг, с помощью которого руководство может подтвердить надежность, перспективность и стабильность компании. Грамотная разработка и формирование данной системы позволит компании получить множество преимуществ улучшить управляемость производственными процессами, повысить качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции, снизить расходы и издержки на производство, а также сделать компанию ориентированной на потребности конечного потребителя.

В таблице представлены этапы формирования СМК организации в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и соответствующие им инструменты управления качеством.

Таблица – Методическое обеспечение при формировании СМК организации

Этапы формирования СМК организации

Инструменты управления качеством

Название этапа

Содержание этапа в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2015

1

2

3

Определение миссии организации, ее стратегии, цели и задач

Понимание организации и ее среды (п. 4.1)

SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз); PEST-анализ; PESTL-анализ и т.д.

Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон (п. 4.2)

Анализ стейкхолдеров (заинтересованных сторон).

Определение области применения системы менеджмента качества (п. 4.3)

Мозговой штурм; матрица процессов, определяющих факторы успеха; стратегическое планирование.

Система менеджмента качества и ее процессы (п. 4.4)

Перечень процессов; таблица взаимодействия процессов; инструменты графического описания процессов (IDEF).

Разработка плана мероприятий и работ по формированию и запуску

СМК

Определить Цели в области качества и планирование их достижения (п. 6.2)

BSC (карты сбалансированных показателей)

Планирование изменений (п. 6.3)

Анализ взаимных влияний; анализ внешних факторов; анализ конкурентов; анализ критического пути (CPA); анализ причинно-следственных связей; выработка вариантов; диаграмма Ганта; источники инноваций и возможностей; карта анализа рынка; карта структуризации мнений, и др.

Организационные роли, ответственность и полномочия (п. 5.3)

Должностные инструкции; матрицы распределения ответственности и т.д.

Формирование проекта СМК

Действия в отношении рисков и возможностей (п. 6.1)

FMEA-анализ (анализ вероятности и последствий отказов)

Определить средства обеспечения и ресурсы (п. 7.1, п. 7.4, п. 7.5)

SWOT-анализ; изучение опасностей и работоспособности; минимизация потерь времени; оперативное планирование; управление временем; управление проектами; управление рисками; цикл изменений и др.

Продолжение таблицы

1

2

3

Осуществление деятельности по СМК

Планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг (п. 8.1)

SWOT –анализ; анализ взаимных влияний; анализ заинтересованных сторон; анализ конкурентов; анализ конкурентоспособности продукта; анализ критического пути (CPA), анализ причинно-следственных связей; выработка вариантов; выравнивание продаж; выравнивание производства, Кайзен (Kaizen); карта альтернативных решений; карта времени процесса (TBPM), и др.

Определение требований к продукции и услугам (п. 8.2)

CRM-система (программный продукт, поддерживающий базы данных об истории работы с клиентами)

Проектирование и разработка продукции и услуг (п. 8.3)

Проектное управление (project management), ЕСКД

Управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками (п. 8.4)

Оценка внешних поставщиков

Производство продукции и предоставление услуг (п. 8.5)

ERP-системы

Выпуск продукции и услуг (п. 8.6)

Выравнивание продаж; выравнивание производства, Кайзен (Kaizen); карта альтернативных решений; карта времени процесса (TBPM); производственный бенчмаркинг.

Управление несоответствующими результатами процессов (п. 8.7)

Анализ Парето; анализ причинно-следственных связей; древовидная диаграмма; карта представления проблем; корреляционная диаграмма; круговая диаграмма; шесть сигма (Six Sigma) и др.

Оценка результатов деятельности

Мониторинг, измерение, анализ и оценка (п. 9.1)

MSA; SPC; Кайзен (Kaizen); планирование эксперимента (DOE); система сбалансированных показателей (BSC); фокус на заказчика; шесть сигмаи др.

Внутренний аудит (п. 9.2)

QSA; аудит «корректности»; организация работы в команде; производственный бенчмаркинг; пять «почему»; разбивка пакета работ; формирование команды и др.

Продолжение таблицы

1

2

3

Работа над постоянным совершенствованием СМК

Несоответствия и корректирующие действия (п. 10.2)

Диаграмма Парето; причинно-следственная диаграмма; диаграмма рассеивания; контрольный листки; гистограмма.

Постоянное улучшение (п. 10.3)

Анализ Парето; анализ причинно-следственных связей; бенчмаркинг; диаграмма Рыбий скелет; древовидная диаграмма; источники инноваций и возможностей; FMEA-анализ; разработка и совершенствование бизнес-модели и др.

Предсертификационный аудит СМК

Анализ со стороны руководства (п. 9.3)

Анализ индикаторов изменений; анализ причинно-следственных связей; карта структуризации мнений; круговая диаграмма, совершенствование концепций и др.

Проведение сертификации СМК

GAP-анализ

( *следует иметь в виду, что в таблице представлен далеко не весь инструментарий управления качеством, который возможно использовать на том или ином этапе формирования СМК)

Применение представленной выше таблицы поможет разработчикам СМК определить набор инструментов управления качеством, позволяющий эффективно реализовать каждый из этапов формирования СМК организации.

Список литературы

1 Особенности международного стандарта ИСО 9001:2015: метод. рекомендации / Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых; сост.: А. М. Саралидзе, А. Г. Сергеев, Е. А. Баландина. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 36 с.

2 Стандарты серии ISO 9000 [Электронный ресурс]. / Системы менеджмента качества: разработка, создание и внедрение. – Режим доступа: http://www.iksystems.ru/a564/. – 21.12.2018.

3 Соколова, Д.С. Проблемы внедрения системы менеджмента качества на современных предприятиях / Соколова Д.С., Скульчес Д.В. // Научные труды КубГТУ. – 2017. – № 1. – С. 250-256.

4 Внедрение системы менеджмента качества на малом предприятии в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9000 : метод. рекомендации / Фонд поддержки малого предпринимательства ленинградской области «Рецепт»; исполн. Сорокин А.Е. – Санкт-Петербург, 2004. – 38 с.

5 Интегрированные системы менеджмента на малых предприятиях: метод. пособие / Воронцова Е.А [ и др.]. – Москва: Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, 2009. – 80 с.

Просмотров работы: 31