ТЕХНОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТЕХНОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Дорохов А.А. 1, Мирошниченко Е.В. 1
1ГБОУ ВО БГИИК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время технология планирования в социально-культурной сфере является очень актуальной, плане использования и модернизации. Актуальной она является для всех уровней государственного управления в сфере культуры, а так же в региональных органах управления и государственных учреждениях.

Планирование предполагает разработку и реализацию плана, и четкую постановку целей, обеспечивающих оптимальное достижение целей [3]. Как сказано в словаре русского языка С.И. Ожегова, «План – это намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ» [4, с. 670].

Практически во всем процессе при организации плановой деятельности возникают трудности систематизации сведений по проблемам социально-культурной деятельности, которые как правило, обусловлены разнообразием планирования: по масштабам и сложности (от составления плана совещания до плана организации, отрасли и целой страны), по времени (от нескольких минут до десятилетий), по количеству вовлеченных людей (от одного человека, который самостоятельно планирует и исполняет свой план, до десятков и даже сотен людей, планирующих работы, для выполнения которых будут задействованы тысячи людей).

В процессе планирования работникам учреждений социально-культурной сферы приходится формировать не только личные планы, но и планы, связанные с творческо-производственным процессом в учреждениях культуры. Среди большого количества планов, можно выделить такие виды:

по длительности (текущие, среднесрочные, долгосрочные);

по содержанию плановых решений (производственные, финансовые и др.);

по уровню разработки (федеральные планы, региональные, местные и др.);

по способу представления (текстовые, графические, табличные и др.);

по применяемой методике планирования (программно-целевые, аналитико-расчетные и др.) 5.

Одинаковые планы можно классифицировать по разным свойствам. На пример, план может являться федеральным, стратегическим, директивным, табличным, финансовым.

По сроку выполнения можно выделять разные виды планирования тактическое и стратегическое. Тактическоепланирование охватывает период не больше одного года, оно содержит в себе различные виды планов: полугодичные, квартальные, месячные, недельные.

Среднесрочноепланирование охватывает период от одного года до пяти лет. В некоторых учреждениях культуры среднесрочное планирование объединяют с тактическим планированием, создавая пятилетние планы. В них очень подробно расписывается первый год работы учреждения. Данная часть плана, это, по сути, текущий план работы.

Перспективное планирование составляется на срок больше пяти лет. Именно эти планы нужны, для того чтобы чётко видеть долговременную стратегию развития учреждений или отрасли [5].

Так же различают различают директивное и индикативное планирование. Директивноепланирование предполагает принятие решений, которые имеют крайне обязательный характер для учреждений социально-культурной сферы. Именно такие планы имеют адресный характер и выраженно отличаются чрезмерной детализацией. Но не стоит видеть в директивном планировании исключительно отрицательные стороны и считать нецелесообразным его использование в современных условиях. Потому как оно может послужить очень эффективным средством для решения многих, непреодолимых простыми средствами, задач, стоящих перед учреждениями социально-культурной сферы.

Индикативное планирование прямо противоположно директивному планированию, из-за того что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В его основе могут присутствовать обязательные к выполнению задания, но их там не так много. В общем, этот план носит рекомендательный и направляющий характер [2, с. 33].

Планы можно разделять в зависимости от того, на каком уровне они разрабатываются: федеральном, региональном, планы субъектов Федерации, а так же индивидуальные планы. Главными плановыми документами федерального уровня являются бюджет Российской Федерации, планы работы различных министерств (образования и науки, культуры и т. п.). Региональные планы создаются для больших регионов нашей страны, к примеру в рамках Сибирского соглашения, разрабатываются планы развития культуры, здравоохранения, образования, туризма и другие.

Планы субъектов Федерации ‒ это такие планы краев, республик, областей нашей страны, разрабатываемые в разных направлениях жизни территории, в том числе и в социально-культурной сфере.

Так же следует выделить индивидуальные планы. Они могут быть личными и производственными. Отражают различные аспекты деятельности (например, «тайм-менеджмент», план научного исследования аспиранта, производственный план работника и т. п.).

Категории планов по способу представления делятся на:

текстовые планы ‒ это самый распространенный способ представления документов;

графические планы в основном используются в экономическом планировании.

матричные планы ‒ это особый вид графических планов, но они прежде всего, применяются в составлении планов для организационных структур.

сетевой график ‒ ещё один вид плана, который представляет собой строгое графическое моделирование процессов, по особым правилам и в очень строгой последовательности.

комплексные планы – в них могут сочетаться практически все способы представления информации [2, с. 34-35].

Таким образом, многомерность и сложность технологии планирования в социально-культурной сфере служит чётким основанием для большого разнообразия планов и их вариативности. Само по себе планирование занимает самое заслуженное место в управлении социально-культурной деятельностью, потом что оно определяет дальнейшее направление, содержание, а так же ресурсное обеспечение трудовой деятельности на выбранный период. К тому же очень важно учесть, что в зависимости от разработанного плана, будет обеспечиваться финансовое, материальное и прочее оснащение учреждений культуры.

Список литературы:

Алексанова, Ж.А. Планирование деятельности учреждений культуры / Ж.А. Алексанова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. - № 3. – С. 6 – 17.

Кудрина, Е.Л. Система планирования в учреждениях социально-культурной сферы: учеб. пособие / Е.Л. Кудрина, Л.И. Рудич, Е.В. Уткин. – М. : ФАИР, 2006. – 224 с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред. Л.И. Скорцова. – М. : ООО Оникс : ООО Мир о образование, 2006. – 1200.

Теория и практика социокультурного менеджмента: курс лекций [Электронный ресурс]. ‒ Электрон. текст дан. Режим доступа: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/33/u_lectures.pdf (дата обращения: 03.12.2014).

Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – СПб. : Лань; Планета музыки, 2009. – 544 с.

Просмотров работы: 162