МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Лихачева М.Л. 1
1МГПИ им. М.Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Применение информационных технологий в обучении стало, пожалуй, одним из приоритетнейших направлений развития современного образовательного процесса, поскольку в настоящее время к людям молодого поколения предъявляется требование быстрого ориентирования и адаптации в постоянно изменяющемся и динамичном мире. Это, в свою очередь, предъявляет новые требования как к преподавателю, так и к системе образования в целом. Доказано, что при использовании в образовательном процессе информационных технологий педагог получает огромные возможности для того, что бы задачи урока решались эффективно за счет большей увлекательности содержания, запоминающегося материала, представленного в наглядной форме.

Мультимедийная презентация является мощным средством наглядности, способствующем развитию у обучающихся учебно-познавательной мотивации. Ее применение на уроке делает обучение более интересным, поскольку интеграция в процессе представления учебного материала как визуальных, так и аудиальных каналов восприятия активизирует эмоциональную сферу, запускает процесс воображения. Это помогает учащимся более глубоко погрузиться в материал и заодно сделать сам учебный процесс менее утомительным.

Отличие мультимедийной презентации от стандартной заключается в том, что в ней комбинируются в различных сочетаниях следующие элементы: видео и аудиофайлы, рисунки и фотографии, 3D модели и анимация, словесный текст и навигация. Благодаря этому обучающиеся получают более полную информацию об изучаемом явлении. Более того, заранее созданная преподавателем мультимедийная презентация для объяснения нового материала может заменить собой классную доску. В таком случае сочетание разнообразных средств предоставления учебной информации способствует ее более глубокому, осознанному восприятию, а кроме того, экономит время занятия, насыщая его информацией, расширяя кругозор, развивая познавательный интерес.

Несомненно, что и в процессе преподавания музыки в общеобразовательной школе мультимедийная презентация может существенно обогатить методический потенциал урока, повысить у учащихся мотивацию к учению, активизировать их познавательную и творческую деятельность. Кроме того, урок музыки с использованием мультимедийной презентации реализует один из ведущих принципов проведения современного урока – принцип привлекательности. Последний тесно связан с эффектом фасцинации (от лат. fascinatio – околдовывание, завораживание), выражающемся в непроизвольной сосредоточенности субъекта за счет прикованности взгляда на специальном объекте. Мультимедийная презентация на уроке музыки позволяет по-новому предъявить звуковую информацию, используя ее в комбинации с текстовым и видеоинформационным элементами. Вместе с тем, применение информационной технологии на уроке музыки содержит в себе опасность. Если забыть, что урок музыки – это, прежде всего, общение с искусством, то он может превратиться в общение с компьютером.

При создании мультимедийной презентации для урока музыки учитываются те же требования, что для любого другого урока. Но, вместе с тем, они имеют свою специфику. Первое требование – учет возрастных особенностей обучающихся, выражающихся в уровне развития музыкальных способностей, типа мышления и восприятия: для младших школьников целесообразно использовать анимированные модели явлений, для старших – можно разработать целые виртуальные пространства (концертного зала, музыкального театра), наглядно показать взаимосвязь с другими видами искусств. Второе требование – грамотное цветовое решение слайдов, связанное с научной позицией о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, требует учета данных искусствоведения в взаимодействии музыки и цвета, отраженных, например, в эстетических позициях А. Н. Скрябина и Н. А. Римского-Корсакова. Третья рекомендация – включение в презентации видеозаписей – должна учитывать, что при просмотре видеофрагмента главный акцент должен все-таки делаться на музыке. Четвертая рекомендация – комплексное использование звуковой информации, художественных иллюстраций, анимированных эффектов должно быть направлено на всемерное музыкальное развитие и воспитание обучающихся. Пятое требование – достижение обучающего эффекта с помощью сопровождения представляемой информации вопросами, которые подвигают учащихся на активный диалог со сверстниками, учителем, комментирование музыки. В результате этого уроки музыки с использованием мультимедийных презентаций, приобретают эмоциональную окраску, что способствует повышению качества усвоения учебного материала.

Применение мультимедийной презентации на уроке музыки даст положительные результаты, если она:

– составлена в точном соответствии с содержанием данного предмета и методикой его преподавания, направленной на развитие музыкальных способностей, активизацию художественного мышления и соответствующей деятельности;

– способствует более эффективному усвоению учебной информации, при этом не уводя обучающихся от учебной цели.

– занимает время на демонстрацию материала не более 10–15 минут за урок.

В целом, применение информационных технологий на уроке музыки способствует:

– активизации музыкально-познавательной деятельности;

– повышению у учащихся интереса к урокам музыки;

– личностному развитию учащихся, связанному с творческим и познавательным аспектами;

– воспитанию активности и самостоятельности в осуществлении музыкальной деятельности;

– становлению эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Таким образом, применение мультимедийной презентации в процессе преподавания музыки делает занятия познавательными, разнообразными, а главное – современными. В результате роль ученика на уроке изменяется: он становится активным участником процесса обучения, сотрудником преподавателя в деле освоения ценностей музыкальной культуры.

Список использованных источников

Карташев, С. А. Информационно-компьютерное наполнение уроков музыки в общеобразовательной школе / С. А. Карташев, Ю. С. Сусед-Виличинская // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. – 2014. – № 3 (81). – С. 62–68.

Компьютерная презентация в учебном процессе : руководство для слушателей программ факультета повышения квалификации / М-во образования и науки Российской Федерации, Новосибирский гос. технический ун-т ; [сост. : Л. А. Голышкина, Э. И. Кропотова]. – Новосибирск : Новосибирский гос. технический ун-т, 2016. – 18 с.

Лесин, С. М. Учебная презентация как мультимедийное средство обучения : учебно-методическое пособие для педагогических работников системы образования, слушателей программ дополнительного профессионального образования / С. М. Лесин [и др.]. – М. : МГПУ, 2013. – 73 с.

Миронов, Д. Ф. Мультимедийная презентация и ее возможности организации самостоятельной работы студентов / Д. Ф. Миронов // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Том 205. Непрерывное библиотечно-информационное образование : научно-методическая конференция : 11-я конференция памяти В. А. Минкиной, 19-20 марта 2015 года, Санкт-Петербург. – СПб. : [Б. и.], 2015. – С. 191–196.

Муромцева, А. В. Искусство презентации: основные правила и практические рекомендации / А. В. Муромцева. – М. : Флинта : Наука, 2017. – 108 с.

Нартова, И. В. Создание мультимедийной презентации как компонент вузовской подготовки учителя музыки / И. В. Нартова // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. – 2016. – № 4 (16). – С. 155–162.

Фиденко, Ю. Л. Электронное обеспечение учебного процесса - новая страница музыкального образования / Ю. Л. Фиденко // Вестник музыкальной науки. – 2016. – № 2 (12). – С. 75–81.

Черная, М. Р., Слонимская Р.Н. Мультимедийная презентация как модель обучения в музыкальном образовании / М. Р. Черная, Р. Н. Слонимская // Научное мнение. – 2014. – № 8. – С. 306–309.

Просмотров работы: 74