В России с каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ. За последние несколько лет всё больше распространяется расстройство аутистического спектра среди детей.
Авторы исследований РАС и сами родители, воспитывающие детей с РАС, выделяют множество причин, в основе которых лежат: прививки и тяжёлые роды.
Безусловно, увеличивается количество и качество подготовки специалистов, работающих с данным контингентом детей и родителей. Но не все из них учитывают то, что основой коррекции и реабилитации детей с РАС, является психологическое здоровье семьи, в которой воспитывается такой ребёнок.
К сожалению, полноценная статистика детей с РАС в России отсутствует, это говорит о том, что в нашей стране во многих случаях дети вовремя не диагностируются. Существует статистика западных стран: в США 1 ребёнок с РАС встречается на 150 детей, в Великобритании 1 ребёнок с РАС на 80 детей. Как правило, у мальчиков развивается расстройство аутистического спектра в 3-4 раза чаще, чем у девочек. [4, c.28]
В нашем практическом исследовании, 8 из 10 семей, воспитывают мальчиков с РАС.
Работа с аутичными детьми предполагает большого затрата времени и сил на коррекционную и реабилитационную работу. К сожалению не каждая семья обладает достаточным терпением, в связи, с чем возникают трудные ситуации в семьях, дисгармония в отношениях членов семьи, а так же неблагоприятный психологический климат, ведущий к ухудшению состояния ребёнка.[1, c. 53]
Психологическое здоровье в семьях с детьми с РАС в той или иной мере нарушено. В таких семьях могут наблюдаться: эмоциональное напряжение родителей, конфликты между супругами, на фоне отклонений у ребёнка, детско-родительские конфликты, эмоциональная дистанция с ребёнком с РАС, непринятие обществом таких детей, нарушение социализации родителей; всё это может негативно воздействовать на психическое и физическое здоровье матери и отца, имеющих ребёнка с РАС.
Для того, чтобы сохранить и оптимизировать психологическое здоровье в семьях, воспитывающих детей с РАС, необходима комплексная психологическая программа для родителей и детей с РАС.
Нами была разработана психологическая коррекционно-развивающая программа, целью которой является оптимизация и сохранение психологического здоровья семьи, воспитывающей ребёнка с РАС.
Данная программа включает в себя работу с детско-родительской группой на сокращение дистанции между родителем и ребёнком, преодолением детско-родительских конфликтов; а так же с родительской группой, которая предполагает работу с эмоциональным состоянием родителей, поиском внутренних ресурсов. В таких группах родители смогут познакомиться друг с другом, поделиться опытом, совместно обсудить сложные ситуации. Цель такой работы заключается в том, чтобы помочь родителям понять, что они не одиноки, что есть такие же семьи как они, и способствовать их межличностному взаимодействию.
Первый блок-детско-родительская группа предполагает совместную групповую работу, в которой участвуют несколько семей (один родитель - ребёнок, оба родителя - ребёнок). Цель этого блока: преодоление детско-родительских конфликтов, эмоциональной дистанции между родителем и ребёнком с РАС. Здесь используются различные методы и техники работы, такие как: совместная арт-терапия, телесная терапия, релаксация, подвижные игры.
Результатами работы данного блока является приобретение навыков благоприятного взаимодействия со своими детьми, решение детско-родительских проблем.
Второй блок программы включает в себя работу с родителями в форме тренинга. Цель данного блока: снятие эмоционального напряжения, поиск личностных ресурсов. Ведущим методом является метод Баллинт-группы, а так же релаксационные техники, арт терапевтические, телесноориентированная терапия.
Предполагаемый результат второго блока: гармонизация эмоционального состояния родителей, расширение их круга общения, получение ими новой информации.
Таким образом мы оптимизируем психологическое здоровье семьи, воспитывающей ребёнка с РАС.
В случае отсутствия помощи таким семьям, результатом напряжённой семейной обстановки может являться ситуация замедления, возможно даже регресса в развитии ребёнка, требующего особого ухода и внимания. А так же не исключением становится факт распада семьи, ухода одного из членов семьи, полная изоляция от общества, переход семьи в аморальный образ жизни и др. Таким образом, последствия нарушений детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с РАС, могут оказаться весьма не утешительными, но при комплексной работе специалистов с такими семьями, их вполне можно избежать.
Список литературы:
Беткер Л. М. . Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра: учебно-методическое пособие для учителей и специалистов образовательных организаций /– Ханты-Мансийск ,РИО ИРО, 2013.– 82 с
И.С. Гришанова/ Компьютерная верстка / Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: методический сборник / [ред. В.М. Соколова] ВладимирИздательство «Транзит-ИКС», 2010 – 132 с.
Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. – М. : Просвещение, 1991. –96 с.
Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – Изд. 7-е. – М. : Теревинф. – 2012. – 288 с
Петрова Е.А, Козьяков Р.В., Поташова И.И. /Современные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья/ /ФГБОУ ВО "Российский государственный социальный унниверситет"/статья, V Международная научно-практическая конференция "Воспитание и обучение детей младшего возраста" Москва, 12-14 мая 2016 г. с. 3
Детский диагностический центр. ЛО-50-01-006247 от 02.02.2015. Электронный ресурс: [URL: http://deti-clinica.ru/info/bolezni/rasstroystva-autisticheskogo-spektra-u-detey//0 (дата обращения: 13.10.2017)