СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Шишмарева Л.В. 1, Сёмина М.В. 1
1ЗабГУ, г. Чита
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Многих исследователей сегодня беспокоит проблема деформации духовной сферы общества, проявляющаяся в форме искаженных нравственных норм и ценностей, снижения доверия к человеку [4, c. 193]. Это, в свою очередь, увеличивает уровень социальной непредсказуемости и неопределенности, которые создают условия для возникновения рисков психологической безопасности личности в процессе ее развития.

Наиболее уязвимыми становятся современные подростки – отчасти, это связано с индивидуально-психологическими особенностями возраста, а именно: любознательностью, пытливостью ума, стремлением к обладанию новой информацией, открытостью новым, неизвестным практикам. Подростки стремятся овладеть большим количеством контактов, не обращая внимания на их качество и необходимость избирательного отношения. Достаточно часто в подростковой среде наблюдается наличие таких пограничных психических особенностей, как максимализм, неуверенность в себе, повышенная тревожность, чувствительность к различному роду препятствиям. Эти личностные качества могут негативно сказаться на психологической безопасности растущего человека [5, с. 153].

Для более точного понимания феномена следует рассмотреть определение понятия «психологическая безопасность». И. А. Баева говорит о том, что психологическая безопасность – это специфическая мера стабильности психического состояния, во многом определяющая особенности реагирования на различные травматические ситуации, с которыми личность сталкивается в течение жизни [1, с. 77].

Ю. П. Зинченко и Г. М. Суворова рассматривают психологическую безопасность, как защищенность психики (но не устранение всех угроз и травмирующих событий, а возможность совладать с ними, наращивая сопротивляемость, проявляя устойчивость и посттравматический рост), целостность личности, защиту душевного здоровья [6, с. 32].

Анализируя понятие «психологическая безопасность», которая рассматривается как одна из сфер национальной безопасности, некоторые исследователи раскрывают его через использования понятия «угроза». Внешние источники угроз исходят из качественных характеристик и противоречий современного социума, часто описываются как острые и внезапные, либо хронические и сильные по воздействию на человека. Внутренние источники угроз психологической безопасности личности заложены в биосоциальной природе психики человека, в особенностях ее индивидуального формирования и функционирования; они относительно медленно развиваются, но накапливаясь и усиливая друг друга, провоцируют нарушения сознания и поведения. В своем исследовании мы считаем их рисками психологической безопасности.

В современном мире быстрыми темпами идет информатизация и цифровизация всех сфер жизни. Г. В. Грачев предлагает выделить ряд проблем взаимодействия человека и информационной среды, прежде всего значимых для психологической безопасности подростка: социальная неопределенность (в отличие от обычной реальности, информационная среда характеризуется значительно большей неопределенностью в силу динамики, скорости подачи информации, ее избыточности, фрагментарности. «Виртуальная жизнь» человека не имеет привычных рамок для категоризации и ставит необходимым условием задачу самоопределения). Далее, это проблема идентичности (информационная среда преобразует отношения людей и представления самого человека. Новая информационно-коммуникативная форма приводит к изменению представлений людей о самих себе и о других, к изменению самосознания и, как следствие, изменению не только идентичности, но и стратегии ее поиска). Важной проблемой становится манипулирование сознанием человека (система манипулирования сознанием оказывает значительное негативное воздействие, что может привести к не только к искаженному видению мира, но и к непредсказуемым действиям людей, что является большим риском для самосохранения в целом) [2, с.116].

Мы пришли к мнению, что в условиях внешних угроз важно принимать точные и обоснованные решения, активизировать деятельность по их профилактике и преодолению, в том числе, путем постановки адекватных личностных задач. В качестве ключевой стратегии формирования психологической безопасности как внутреннего ресурса следует выделить устойчивость, как проявление стабильности в меняющихся условиях, а также способность к быстрому и эффективному восстановлению от негативных эмоциональных переживаний. Такая стратегия тесно связана с копинг-поведением, понимаемым как комплекс осознанных адаптивных действий (когнитивных, аффективных, поведенческих), помогающих человеку справиться с внутренним напряжением и дискомфортом. Копинг-поведение регулируется посредством реализации копинг-стратегий, рассматриваемых как самостоятельные, отдельные способы реализации совладающего поведения, свойственные человеку в тех или иных ситуациях, строящиеся на основе личностных и средовых копинг-ресурсов [3, с. 89].

Копинг-ресурсы – характеристики личности и среды, оказывающие определенное влияние на адаптацию к жизненным стрессам. В качестве личностного ресурса преодоления стресса выступает наличие у человека мотивации достижения успеха. Преобладание мотивации на избегание неудачи коррелирует с заниженной самооценкой, высокой тревожностью, беспомощным поведением, стремлением к неоправданному риску. Напротив, преобладание мотивации на достижение успеха соотносится с адекватной самооценкой, стремлением разрешать проблемы, регулируемым уровнем тревожности. Поведенческими проявлениями таких характеристик является активность, самостоятельность, инициативность. Все это приводит к формированию продуктивных копинг-стратегий поведения, выступая протективными факторами в отношении психологической безопасности [3, C.105].

В системе психолого-педагогического сопровождения детей подросткового возраста мы выделили следующие эффективные пути и средства обеспечения психологической безопасности:

Методы активного социально-психологического обучения (тренинги поведенческих умений). Групповые занятия с подростками призваны помочь им научиться эффективным способам реагирования в конфликтных ситуациях, конструктивному взаимодействию с людьми.

Комплексные занятия с элементами аутотренинга, арт-терапии, аудиопрограмм, которые способствуют осознанию принадлежности личности к группе, развитию солидарности и взаимопомощи, укреплению чувства эмоционального благополучия и устойчивости.

Имитационные и ролевые игры, позволяющие комплексно и разносторонне развивать общение, достигая следующих целей: развитие навыков позитивного взаимодействия в группе, освоение вербальных и невербальных средств общения.

Написание рефлексивных сочинений и эссе по соответствующей тематике, анализ и обсуждение кинофильмов, литературных произведений, актуальных явлений и событий действительности.

Групповые, межгрупповые дискуссии и мозговые штурмы. Уверенное овладение основными коммуникативными действиями становится хорошей основой для формирования организаторских качеств: инициативности, умения предлагать план общего действия, находить разумные компромиссы, проявляя самокритичность, дружелюбие и уверенность в своих силах[6, с.103].

Таким образом, в системе психолого-педагогического сопровождения подростков могут использоваться следующие пути и средства обеспечения психологической безопасности: моделирование эффективного поведения (копинг-стратегий) и позитивного мышления посредством активного социально-психологического обучения, участия в групповой проектной деятельности, применения интерактивных и рефлексивных средств взаимодействия.

Список литературы:

Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2016. 288 с.

Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита: учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2013. 304 с.

Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2017. 256 c.

Пахарь Л.И. Нравственные деформации современного общества // Булгаковские чтения. 2017. N 10. С. 193–201.

Сёмина М.В., Шишмарева Л.В. Проблемы информационно-психологической безопасности детей подросткового возраста // Формирование ответов на большие вызовы в контексте психолого-педагогической науки: материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 27 сентября 2018 г. / отв. ред. О.Ю. Крежевских. Шадринск. 2018. С. 150-155.

Суворова Г.М. Психологические основы безопасности: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 182 с. (ISBN 978-5-534-08342-2).

Просмотров работы: 65