На сегодняшний день ключевым условием развития сферы культуры является поиск альтернативных источников финансирования, в том числе помощью технологии фандрайзинга. Под «фандрайзингом» подразумевается деятельность, которая ориентирована на привлечение и накопление используемых средств из разных источников на реализацию планов, проектов или программ некоммерческого характера. Фандрайзинг - одна из комплексных технологий современного менеджмента в социально-культурной сфере в условиях рыночной экономики. [2]
Для учреждений отраслей социальной сферы главной задачей является обеспечение основной деятельности, а не извлечение прибыли. Этот принцип вытекает из особенностей функционирования некоммерческих организаций, определенном в ФЗ «О некоммерческих организациях» и других нормативно-правовых актах. Поиском средств с целью реализации некоммерческих проектов занимаются разнообразные виды некоммерческих учреждений. Субсидирование для подобных учреждений могут осуществляться на следующие цели:
- Международные проекты, касающиеся интересов нескольких государств;
- Федеральные проекты, охватывающие всю территорию Российской Федерации;
- Региональные проекты нацелены на реализацию в одном или нескольких субъектах федерации (округах), схожих по своим природно-климатическим условиям и историко-культурным обычаям;
- Муниципальные проекты ограничиваются масштабами муниципального образования (города, села);
- Локальные проекты реализуются в рамках одного социально-культурного учреждения.
Любая фандрейзинговая кампания обладает строго конкретными задачами и в зависимости от цели финансирования различают фандрейзинг проектный и оперативный. В проектном франдрайзинге главной задачей является поиск средств на реализацию конкретного проекта либо программы. Возможные трейдеры лучше всего воспринимают непосредственно этот вид фандрайзинга. Это объясняется наличием конкретных целей применения средств и получением коммерческих выгод от финансирования проекта. [3]
Оперативный предполагает вовлечение средств на покрытие текущих затрат организаций и учреждений, деятельность которую невозможно реализовать в коммерческом плане. Это менее результативная форма привлечения средств, так как не обладают целенаправленностью. Средства расходуются, к примеру, на покрытие коммунальных и материальных затрат либо на выплату заработной платы. С другой стороны, привлекательность оперативного фандрайзинга состоит в том, что средства будут вкладываться в долговременные проекты
Другая классификация различает внешний и внутренний фандрайзинг. Внешний подразумевает поиск финансирования, осуществляемый с помощью привлечения профессиональных консультантов. В случае же внутреннего фандрайзинга разработкой и реализацией поиска финансирования работники организации занимаются самостоятельно.
Таким образом, в фандрейзинге привлекаются ресурсы на реализацию конкретных проектов, планов и программ. Все они принадлежат к плановой документации, поэтому основным условием, обеспечивающим результат, считается качество предлагаемого проекта.[1]
Плановые документы, разрабатываемые и применяемые в фандрейзинге, различаются в зависимости от:
- содержания предполагаемой работы – это проекты, планы и программы определенной научной, образовательной либо культурно-досуговой деятельности, финансирования, повышения квалификации и т. д;
- уровня принятия плановых решений – отличают федеральные, республиканские, областные и краевые, районные и муниципальные, учреждения, организации и их подразделения;
- уровня директивности и сроков, на которые они рассчитаны – выделяют прогнозные планы (выражающие определенные ориентировочные представления о планируемом этапе), рекомендательные планы (включающие установочные рекомендации) и директивные планы (подлежащие обязательному осуществлению).[1]
В основе систематизации планов лежат разнообразные характеристики, а непосредственно ведущими считаются:
- масштаб – отличают малые (простые и ограниченные в размерах планы. Не требуют формирования специальных творческих либо исполнительных коллективов) и мега проекты (целевые программы. Включают взаимосвязующие планы, объединенные общей целью, выделенными ресурсами и с назначенным периодом на их осуществление. Подобные программы бывают международными, государственными, межотраслевыми, отраслевыми и смешанными);
- сроки реализации – различают перспективные (среднесрочные (реализуются за 1-2 года) и долгосрочные (реализуются за 6 лет и более)) и текущие (кратковременные (реализуются за 1-2 года) и оперативные);
- качество проекта;
- ресурсное обеспечение проекта.
Таким образом, в статье были описаны общие принципы фандрайзинга, разновидности проектов и программ в социально-культурной сфере. Реальное же его практическая реализация зависит от большого количества условий: специфик законодательства, объема финансирования со стороны государства, традиций, менталитета и других факторов.
Список литературы:
Артемьева, Т.В. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования: учебное пособие / Т.В. Артемьева, Г.Л. Тульчинский. 2010. - 288 с.
Куликова Ю.П. Фандрайзинг в сфере культуры // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2012. № 4. С. 32-39.
Юндина М.А. Эффективные модификации фандрайзинга. URL: http://www.portalnko.ru/finance/fran/16524.