Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОО - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для ребенка детский сад это новый период в жизни. Не все дети принимают без проблем. Многие дети реагируют на детский сад плачем. Есть дети, которые легко входят в группу своих сверстников, но плачут дома, другие, же дети перед входом в детский сад капризничают, а вечером не хотят уходить домой.

Как только ребенок начинает ходить в дошкольное учреждение его жизнь меняется: отсутствие родителей и родственников, режим дня, иные требования к поведению. Все это создает для ребенка стрессовую ситуацию.

Дети раннего дошкольного возраста очень ранимы, они не приспособлены к отрыву от родителей. Чем старше становится ребенок, тем быстрее он адаптируется к новым условиям.

Учитывая исследования ученых о степени тяжести адаптации можно судить по некоторым критериям:

плохой сон,

нарушение питания,

проявление отрицательных эмоций в общении,

боязнь пространства,

частые заболевания,

снижение веса,

вялость.

Данные процесс перехода ребенка из семьи в детский сад сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Поэтому чтобы ребенку было легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения родителям необходимо создать для ребенка режим дня (прием пищи, сон, игры, прогулки) максимально приблизить к режиму детского сада. Родители должны рассказывать ребенку о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему они хотят его туда повести (там хорошо, интересно, там много других детей, игрушек с которыми можно играть и т.д.). Так же дома можно поиграть в игру «Детский сад», обыграть ситуации, которые могут возникнуть в детском саду.

После прихода из детского сада, родителям необходимо интересоваться у ребенка о том, чем он занимался, как прошел его день, что былосегодня интересного. Обязательно нужно делать акцент на положительные эмоции , так родители сформируют у ребенка позитивное отношение к детскому саду.

Воспитатель обязан предупредить родителей об особенностях адаптации детей и попросить их обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома. Если ребенка заранее приучили к режиму дня, который ждет его в детском саду, если он умеет проситься в туалет, умеет сам держать ложку,  играть с игрушками, интересуется ими, способен хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми, доверяет воспитателям, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом можно будет избежать.

С первого дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении необходимо для него обеспечить психологический и физический комфорт, что смягчит неприятные моменты. От того сколько будет привыкать ребенок к новым социальным условиям, а также характер поведения в первые дни зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Психологи и медики выделяют три фазы прохождения адаптационного периода:

Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2. Подострая фаза, характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Основным видом детской деятельности является игра. В период адаптации игра становится главным расслабляющим средством для дошкольников. Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду, помочь запомнить имена других детей и воспитателей.

Игра помогает создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

В своей работе я использую игры из книги А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Здесь подобраны игры и упражнения, которые помогут ребенку успешно адаптироваться к условиям ДОУ, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений. [3]

Совместными усилиями воспитатели и родители должны организовать жизнь ребенка так, чтобы адаптация к дошкольному учреждению прошла наиболее безболезненно, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к дошкольному учреждению, навыки общения с взрослыми и детьми, что необходимо для дальнейшей жизни в обществе.

Список литературы:

Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж. ТЦ Учитель, 2004

Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста.– М.: Просвещение, 1985

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003

Просмотров работы: 10