ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ГРУЗОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ГРУЗОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Кошелев С.С. 1, Насырова Э.С. 1
1Уфимский государственный авиационный технический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях современной развитой промышленности транспортные потоки обеспечивают массовую перевозку не только людей, но и большого количества грузов, в том числе пожароопасных. Большая нагрузка по этим работам возложена на железнодорожный транспорт, который является ведущим видом транспорта в Российской Федерации. На их долю приходится свыше 80% грузооборота и около 40% пассажирооборота [1, 2].

По железным дорогам перевозится несколько тысяч наименований грузов с различными свойствами по взрывопожарной опасности. При возникновении пожара на перегоне машинист после оценки обстановки по согласованию с поездным диспетчером принимает решение либо следовать до ближайшей станции (разъезда), либо остановить поезд на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов).

При возникновении пожара машинист, дежурный по станции, маневровый диспетчер, поездной диспетчер, дежурный по отделению немедленно:

- вызывают пожарный поезд близлежащей станции и сообщают о случившемся, обеспечивают его беспрепятственный пропуск к месту пожара;

- дают информацию на центральный пункт пожарных подразделений военизированной охраны железной дороги и подразделений военизированной пожарной службы МЧС РФ о наименовании и количестве груза в горящем и смежных с ним вагонах; о принятых мерах по отцепке и эвакуации соседних вагонов, обесточиванию участка контактной сети; о характере (вид, степень) опасности грузов, находящихся в зоне пожара, и другие необходимые сведения;

- организовывают сбор членов добровольной пожарной дружины (ДПД);

- подают заявку энергодиспетчеру о снятии напряжения в контактной сети;

- обеспечивают первоочередную эвакуацию пассажиров, подвижного состава с людьми и опасными грузами в безопасное место;

- освобождают до прибытия пожарного поезда по возможности не менее трех соседних путей с обеих сторон от очага пожара и выводят вагоны из опасной зоны на расстояние не менее 200 метров.

- силами ДПД и работников станции приступают к тушению пожара с использованием первичных средств пожаротушения.

Порядок организации и ликвидации пожаров на железнодорожном транспорте определен «Инструкцией по тушению пожаров в подвижном составе на железнодорожном транспорте» (РД РБ БЧ 40.007-98). Категорически запрещается останавливать поезд с горящими вагонами независимо от рода груза: на железнодорожных мостах, путепроводах; под мостами; вблизи сгораемых строений и наливных составов; в местах массового скопления людей и других местах, создающих угрозу быстрого распространения огня, препятствующих организации тушения пожара и спасания людей.

При обнаружении пожара в вагоне груженом хлопко-волокном и другими аналогичными грузами, локомотивная бригада после остановки поезда организует тушение пожара на месте первичными средствами пожаротушения. Как правило, следует ликвидировать пламенное горение и полить тюки водой без их выгрузки. Окончательная ликвидация пожара с выгрузкой груза производится на станциях. Наиболее эффективным средством тушения кип хлопко-волокна, ваты и других волокнистых грузов является вода со смачивателем и без смачивателя в виде распыленных струй, а также пена, средней или высокой кратности (рисунок 1).

Рисунок 1. Тушение древесины в грузовом вагоне открытого типа

При обнаружении пожара в пути следования поезда в вагонах с легковоспламеняющимися грузами локомотивной бригадой одновременно с вызовом пожарной службы производится расцепка состава и удаление горящих вагонов или цистерн от других вагонов на расстояние более 200 м.
Для ликвидации пожара в подвижном составе с опасными грузами средства пожаротушения вводятся внутрь вагона (контейнера) через боковые и крышевые люки, двери и отверстия дымовытяжных труб. В необходимых случаях для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара и в места наиболее интенсивного горения пробиваются отверстия непосредственно в крышах и стенах кузовов вагонов (контейнеров). Вскрытие дверей и люков вагонов, контейнеров, а также упаковки груза, находящегося на открытом подвижном составе, производятся только после выяснения рода груза и полного боевого развертывания пожарного поезда, пожарных автомобилей и подготовки необходимых средств пожаротушения.

При пожарах в подвижном составе с легковоспламеняющимися или горючими жидкостями до прибытия пожарных подразделений тушение производится пенными, порошковыми огнетушителями, землей, песком. Вытекающая жидкость отводится по каналам в естественные и искусственные выемки, котлованы и кюветы с одновременной засыпкой песком. В необходимых случаях создаются заградительные земляные валы или отводные каналы.

Организуется охлаждение горящих цистерн компактными водяными струями и тушение горящей жидкости путем введения пенных стволов внутрь цистерны через горловину загрузочного люка. При горении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, вытекающих через нижнее сливное устройство или трещину, образовавшуюся в цистерне, помимо пенных стволов, подают водяной ствол с целью отсечения компактной струёй горящей жидкости от трещины или сливного устройства (рисунок 2).

Рисунок 2. Пожар перевозимой легковоспламеняющейся жидкости

При пожаре в цистернах со сжатыми и сжиженными газами (баллонах) работники станции (если пожар возник на станции), локомотивная бригада (если пожар возник в пути следования) обязаны одновременно с отцепкой горящего вагона от поезда и удалением его на расстояние не менее 200 м приступить к тушению первичными средствами. Если пожар принял значительные размеры, то производится его тушение первичными средствами.

В целях предотвращения несчастных случаев от возможного взрыва (цистерн, баллонов), подача водяных струй осуществляется только из-за укрытия. Нахождение в прилегающей к месту пожара зоне людей, не занятых тушением пожара, запрещается

Для тушения горящего газа, выходящего через неплотности запорных устройств или образовавшиеся трещины цистерн, подается углекислый газ и вода компактными струями под давлением. После ликвидации горения факела газа, не прекращая охлаждения цистерны, в местах выхода газа, устраняется его утечка. При невозможности ликвидировать факел горящего газа допускается свободное выгорание при непрерывном охлаждении поверхности котла цистерны водяными струями (рисунок 3).

Рисунок 3. Тушение пожара при крушении поезда со сжиженным газом

При пожаре в вагоне со взрывчатыми материалами и отравляющими веществами в пути следования поезд останавливают в таком месте, чтобы горящие вагоны не смогли повредить станционные здания, сооружения, находящийся на путях подвижной состав, а также не вызвать отравления людей и животных (рисунок 4).Пожарные подразделения, прибывшие к месту пожара, уточнив род груза в вагоне, обеспечивают максимальную подачу огнетушащих средств в очаг пожара.

Рисунок 4. Пожар перевозимых взрывчатых веществ

Таким образом, показано, что особенности тушения пожаров на объектах грузового железнодорожного транспорта зависят от типа перевозимого груза и места возникновения очага возгорания.

Список литературы

1. Насырова Э.С., Елизарьев А.Н., Ахтямов Р.Г., Байдюк Ю.А.Обеспечение пожарной безопасности специальных объектов.Техносферная и экологическая безопасность на транспорте (ТЭБТРАНС-2018) материалы VI Международной научно-практической конференции. 2018. С. 118-120.

2. Елизарьев А.Н., Ахтямов Р.Г., Аксенов С.Г., Тараканов Д.А., Тараканов Д.А. Современные технологии защиты объектов транспортной инфраструктуры на основе моделирования опасных ситуаций //Безопасность жизнедеятельности. 2018. № 10 (214). С. 23-28.

Просмотров работы: 34