Сегодня нужен стратегический взгляд нa преобразовательные процессы в странe. Россия долгие годы реализует программы конкретных изменений экономической системы, вопрос об обоснованности реформационных решений и степени их соответствия будущему страны, не перестает быть предметом споров.
Многие исследователи практически eдины в тoм, что у России нет точной экономической стратегии[1]. Государство проводит политику реагирования на беспринципный ход событий, не думая о том, как развивать экономику страны.
К проблемам экономики относят целую совокупность проблем, которые ставят под вопрос развитие планеты и каждого отдельно взятого государства в экономическом смысле, а также существование человечества в целом. Таким образом, затрагиваются наиболее важные вопросы, которые требует срочного решения.
Россия является богатейшей страной мира, но санкции 2014 года выявили слабые точки российской экономики[3]. Несмотря на то, что многие отрицательные значения экономического кризиса остались позади в современной экономике все еще существуют проблемы, которые мешают развитию экономики России.
Рассмотрим основные проблемы экономики России.
Первой и главной проблемой развития экономики является зависимость от цен на нефтегазовые ресурсы.
До санкций января 2014 года стоимость нефти составляла 107,57 долларов, но уже к декабрю снизилась на 43% и составила 62,16 долларов[2]. В течение 2015 года цена нефть незначительно изменялась, но уже к декабрю 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года цена снизилась ещё на 40% и составила 37,72 доллара. Восстановление цен на нефть началось в 2016 году. Ближе к декабрю 2016 года цена начала составлять 54,44 доллара. В декабре 2017 года по сравнению с предыдущим годом цена увеличилась на 19% и составила 64,05 доллара (рисунок 1). В базовом прогнозе Министерства финансов заложена цена за баррель нефти в размере 43,8 долларов.
Рисунок 1 - Динамика цен на нефть в 2014-2017 года (долларов США)
Сырьевая зависимость экономики России сильно отразилась на федеральном бюджете. В 2014 году доходы бюджета составляли 14,49 трлн. рублей. В 2015 году они уменьшились на 1,96 трлн. рублей и составили 12,53 трлн. рублей. В 2016 году по сравнению с 2015 годом произошло увеличение дохода на 3,26 трлн. рублей и составили 15,79 трлн. рублей. С 2014 по 2017 год доходы бюджета снизились на 1,01 трлн. рублей. (рисунок 2).
Рисунок 2 - Динамика федерального бюджета в 2014-2016 годах (трлн.рублей)
Второй проблемой развития экономики России является обострение международных отношений. Частое участия России в международных конфликтах, добиваясь позиции мирового лидера, требует больших расходов на оборону. Если обратиться к расходам на оборонный комплекс в 2018 году они составят 2,729 трлн. рублей или 17,01%, для сравнения в 2014 году расходы на оборонный комплекс составляли 2,49 трлн. рублей.
После выдвижения санкций против России, произошло обострение еще одной экономической проблемы России – отсутствие собственных производств[2]. Еще до кризиса 2014 года многие заводы и фабрики начали закрываться, кроме того и энергетический комплекс переживал не лучшие времена, без которых работа фабрик и заводов невозможна. Здесь сказалась проведенная ранее приватизационная политика энергокомплекса, которая привела к потере государством контроля над энергоресурсами, а нынешние владельцы используют их отнюдь не в национальных интересах.
Для восстановления собственного производства Россия ввела программу импортозамещения[1]. Она была направлена на развитие собственных отраслей и ликвидацию зависимости от иностранных товаров. Если рассматривать наиболее перспективную отрасль импортозамещения, то в 2014 году объем сельского хозяйства в постоянных ценах составлял 2046 млрд. рублей; в 2015 году по сравнению с 2014 годом объем сельского хозяйства увеличился на 61 млрд. рублей и составил 2107 млрд. рублей; в 2017 году по сравнению с 2015 годом объем сельского хозяйства увеличился на 75,8 млрд. рублей и составил 2182,2 млрд. рублей. В период с 2014-2017 года объем сельского хозяйства увеличился на 136,8 млрд. рублей.
В 2014 году индекс промышленного производства, по сравнению с 2013 годом, увеличился и начал составлять 102,0%. В 2015 году, по сравнению с 2014 годом, индекс промышленного производства увеличился на 3,9% и составил 103,9%. В 2016 году, по сравнению с 2015 годом, индекс промышленного производства увеличился на 2,6% и составил 102,6%[3].
На экономике России негативным образом отражается убыль капитала, которого стоило ожидать от снижения стоимости национальной валюты. В 2014 году убывание капитала составило 151,5 млрд. долларов, это в 6-6,5 раз больше запланированного оттока. В 2015 году отток капитала составил 70-80 млрд. долларов. В 2016 году убыль составила $ 19,8 млрд. Чистый отток капитала из России в 2017 году вырос в 1,6 раза — до $ 31,3 млрд.
Инфляция, рост цен, ухудшение условий кредитования – все это уменьшает реальные доходы населения и снижает покупательскую способность. Все это приводит к снижению товаропроизводства, уменьшению количества платных услуг, оказываемых населению, и также вносит свое слово в усугубление общеэкономического спада. Снижение уровня доходов ведет к увеличению населения с доходами ниже прожиточного минимума. В 2014 году численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 16,1 млн. человек. С каждым годом численность населения с доходами меньше прожиточного минимума только увеличивается. В период с 2014-2017 года численность населения, с доходами ниже прожиточного минимума увеличилась на 4,2 млн. человек. Наибольший рост малоимущего населения отмечается в период кризиса 2014-2015 года.
Еще одним фактором, снижающим экономическое развитие России, является уровень производительности труда. Одной из особенностей является то, что производительность труда отстает от общего роста экономики.
Среди причин можно выделить следующее:
1. Низкий уровень организации труда;
2. Пробелы в трудовом законодательстве;
3. Устаревшее оборудование и технологии производства;
4. Дефицит профессиональных навыков;
5. Слабая мотивация сотрудников и т.д..
А теперь рассмотрим экономические проблемы конкретно взятой области, в нашем случае, Воронежской.
Учитывая проведенные исследования в настоящее время общепринят тот факт, что никакое существенное повышение качества жизни граждан, а также уменьшение социального неравенства невозможно без экономического роста.
Региональное развитие экономики представляет собой финансовую основу социального развития, условием снижения социальной напряженности[2]. Риски экономического развития участвуют в процессе формирования рисков социальных. Но при этом динамика развития экономики в стратегическом периоде через инвестиционный престиж региона зависит от качества жизни населения, включая характеристику социально-политической эмфазы.
Проблемы социоэкономической сферы развития Воронежской области были и остаются в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых.
В Воронежской области наблюдается явное недостающее развитие по многочисленным положениям, включая: низкие показатели развития социальной сферы, которые свидетельствуют о ограниченном уровне использования экономического потенциала области, невысокий уровень жизни, а также слабая эффективность труда – социально-экономические явления, которые посредством взаимодействия усиливают друг друга, выступают, прежде всего, и как главное следствие, и как причина депрессивности региона.
Стабильное развитие и социально-экономическая безопасность региона достигаются непосредственно с помощью активной роли государства, но при этом стоит отметить, что проблемы развития регионов России обусловлены не столько общей социально-экономической ситуацией, сколько неэффективностью территориальной социально-экономической политики, несоответствием региональной законодательной и регулирующей базы, инертным ожиданием областными властями федеральной помощи и другими негативными явлениями[3]. В теории долгосрочного социоэкономического развития России до 2020 года обеспечение согласованного социально-экономического развития Воронежской области рассматривается как один из основных ориентиров социально-экономического развития.
Отмечено, что в развитии социально-экономической системы происходит значительный подъем бедности, поскольку доля населения Воронежской области с доходами выходит ниже территориального уровня прожиточного минимума[1].
В Воронеже и Воронежской области около 860 тысяч человек получают социальные выплаты, пособия, субвенции, которые страна должна выплачивать, установленные федеральным и региональным органами власти. В структуре социальных выплат 68,5% составляют пенсии. Из-за развития системы федеральных и региональных социальных выплат и изменений в пенсионном обеспечении выявилась тенденция снижения численности малообеспеченных жителей области. Кроме этого, сохраняется фундаментальный ход преобладания малоимущих домохозяйств, численность которых составляет более трех человек. Таким образом, один из немногочисленных способов ликвидации социальной бедности становится поддержка семей с детьми, а также материнства и детства. Если учитывать общую динамологию социальных процессов в регионе, смело можно полагать, что ликвидация социальной бедности как общественного явления произойдет до 2020 года. Конечно, для достижения указанной цели требуется определенная система мер, которые выполняют территориальные органы власти и управление в системе федеральной политики преодоления бедности.
Экономическая бедность в Воронежской области имеет «трудоспособное лицо»: в общей численности населения, располагающего ограниченными денежными средствами, доля трудоспособного составляет 64% (321,5 тыс. человек), из них около 222 тысяч человек осуществляют трудовую деятельность. Сокращение неравенства и преодоление этой разновидности бедности требует другого подхода.
Решение указанных задач при условии роста экономики и необходимом институциональном обеспечении позволит сократить уровень бедности в области до 5%.
Большой проблемой является определение видов передового развития региона. Экстраполирование неустойчивого направления повышения удельного веса нео продукции в общем объеме отгруженных товаров дает слишком низкий результат – 11,1% к 2020 году, т.е. меньше, чем в 2009 году. Из этого четко вытекает проблема сценарного развития – современная политика Воронежской области должна отличаться упорядоченностью, многоэтапностью, интегративностью и должна обеспечить:
1) Сочетание имитaционной («догоняющего развития») и инновационной («опережающего развития») стратегий. Если учитывать значительный потенциал Воронежской области, то следует систематически расширять сферу реализации стратегии, ориентированной на создание и внедрение собственных новшеств, конкурентоспособных на российском и мировом рынках продуктов и технологий;
2) Широкое вовлечение в передовой процесс бизнеса, а также некoммерческих организаций. Активизация процессов развития инноваций действующих хозяйственных организаций, содействие появлению новых компаний, способных конкурировать на национальном и мировом рынках;
3) Ликвидация фрагментарнoсти действующей в регионе инновационной системы, фокусирование внимания на инфраструктуре, развитие сетевой кооперации в инновационной сфере. Сбалансированное использование ресурсов, которые направляются на поддержку высокотехнологичных секторов экономики, секторов новой технологической волны и инновационное обновление низкотехнологичных компаний;
4) Повышение экономической эффективности деятельности в инновационном плане, извлечение дополнительной инновационной ренты;
5) Ориентацию на развитие социальных и инклюзивных новшеств, формирование инновационного мировоззрения.
Список использованных источников
1. Сенчаков, В.К. Бюджет России, развитие и обеспечение экономической безопасности [Текст] : монография / А.И. Архипов, Е.М. Бухвальт, А.Г. Зельднер. – М. : ИНФРА-М, 2015 – 384с.
2.Морковина, С.С. Региональные аспекты развития малого предпринимательства в секторах экономики [Текст] : монография / С.С. Морковина, В.М. Бугаков, И.С. Зиновьева [и др.] – Воронеж: ВГЛТА, 2014. – 276 с.
3. Основные проблемы экономики России на современном этапе [Электронный ресурс]: Код доступа: https://geographyofrussia.com/osnovnye-problemy-ekonomii-strany-na-sovremennom-etape/