ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Миронова К.В. 1
1Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Истоки проблемы творческого потенциала личности содержатся в рассмотрении фундаментальных понятий деятельности, личности, сознания, которые сложились в философии, психологии и педагогике. В ходе междисциплинарного анализа исследуемой проблемы (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Б. П. Юсов) было установлено, что творческая деятельность рассматривается как способ существования человека, как его способность к активному взаимодействию с миром, результатом чего является преобразование как самого мира, так и собственно личности.

Понятие «потенциал»является метанаучным понятием, оно определяется как психические возможности, способности, задатки, наклонности, качества, продуктивные силы, энергия, потребности познания человеком самого себя (Н. А. Бердяев, Г. Гегель, И. Кант, М. К. Мамардашвили). Данное понятие соотносится с процессами реализации, актуализации, воспроизведения, развертывания, раскрытия, воплощения, восхождения личности к самой себе, стремления «уйти за рамки привычного», состоянием самосозидания, самоутверждения, самореализации, самовыражения (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм).

Важным условием современного образования в России декларируется воплощение и развитие творческого потенциала личности. Как отмечает Н. Т. Оганесян, «только творческое поведение педагога в изменчивой образовательной среде может считаться подлинно адекватным поведением, обеспечивая ему возможность адаптации к новым реалиям образовательного процесса» [17, с. 5].

В научной литературе (Н. И. Киященко, В. И. Самохвалова и др.) категория «творческий потенциал личности» в глобальном смысле раскрывается как характеристика развитой творческой личности, способной действовать самопроизвольно, равноценно и эффективно отчитываться за результаты своей деятельности. Суть формирования творческого потенциала человека заключается в образовании особого способа отношения человека к целому миру, обществу, себе – в любой сфере деятельности. В процессе деятельности, имеющей творческий характер, формируются и вносятся в мир новые ценности, пересматриваются уже существующие. Такая деятельность сама по себе выступает в качестве ценности и способствует реализации смысла жизни, призвания человека.

Американский педагог и психолог А. Кожибский установил, что творчество выполняет психотерапевтическую и терапевтическую функции, организует психическое и физическое здоровье человека. Являясь свободной деятельностью, творчество дает человеку состояние полета и вдохновения, ощущение свободы, уверенности в себе, раскрепощенности. Интеллектуальная заторможенность, пассивность, отмечает А. Коржибский, так же пагубна, как и эмоциональный зажим. Психика человека должна быть активной; и именно творчество обеспечивает эту активность, влияя благотворно на все функции организма, оно гармонизирует проявления психической деятельности [12].

Творческий процесс – это проявление креативности, другими словами, творческой способности личности, которая является совокупностью самостоятельных творческих способностей (В. Н. Дружинин). В основе способностей личности лежат:

1) общая способность (общий фактор);

2) специфическая способность (фактор, существенный для данной конкретной деятельности).

При этом важнейшим является общий фактор. В качестве промежуточного звена между общими и специальными способностями выступают отдельные способности, которые связаны с особенностями функциональных познавательных систем.

Творчество рассматривается как в потенциальном, так и актуальном аспектах. Потенциальную способность к творчеству можно назвать творческим потенциалом личности человека, а актуальную – его творческой активностью. Раскрывая роль творческого потенциала в художественно-изобразительной деятельности, В. А. Варданян вводит в него мотивационные параметры [3, с. 91]. Психолог Е. А. Глуховская видит в творческом потенциале характерное свойство индивида, которое определяет меру его возможностей в самореализации, а также как систему личностных способностей, которые позволяют менять приемы действий в согласованности с новыми условиями. Она выделяет в отдельный блок мотивированную готовность к творческой самореализации в качестве исходного фактора становления и развития творческого потенциала человека.

Итак, категория «творческий потенциал человека» является весьма важной в плане рассмотрения ключевых направлений развития современного гуманитарного знания. Являясь одной из важнейших характеристик развитой личности, она определяетспецифически уникальное отношение конкретного человека к различным явлениям мира, социума, самому себе. Следовательно, развитие творческого потенциала человека является принципиально актуальным ориентиром педагогической деятельности, способствующей становлению человека как субъекта собственной жизни, активно реализующего свое призвание.

Список использованных источников

Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. – М. : Наука, 2001. – 277 c.

Бердяев, Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М. : АСТ, АСТ Москва, 2007. – 22 с.

Варданян, В. А. Теория и практика развития творческого потенциала личности / В. А. Варданян ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 1997. – 121 с.

Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М. : Искусство, 1968. – 572 с.

Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. В 2 т. Т. 1. – Л .: Наука, 2007. – 624 с.

Гилфорд, Дж. Психология мышления. – М. : Прогресс, 2005. – 311 с.

Глуховская, Е. А. Развитие творческого потенциала старших школьников в учебной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. А. Глуховская. – Оренбург, 1997. – 16 с.

Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 1999. – 356 с.

Каган, М. С. Эстетическая культура советского человека / М С. Каган. – Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1976. – 168 с.

Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М. : Эксмо, 2015. – 736 с.

Киященко, Н. И. Эстетическое творчество / Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. – М. : Знание, 1984. – 90 с.

Коржибский, А. Наука и психическое здоровье (книга 2) [Электронный ресурс] / А. Коржибский. – Режим доступа : http://www.rulit.me/books/alfred-korzhibskij-nauka-i-psihicheskoe-zdorove-kniga-2-read-203638-1.html

Мамардашвили, М. К. Необходимость себя / М. К. Мамардашвили. - М. : Лабиринт , 1996. – 432 с.

Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб. : Евразия, 1999. – 479 с.

Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. – М. : Знание, 1981. – 96 с.

Неменский, Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить : книга для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский. – М. : Просвещение, 2012. – 240 с.

Роджерс, К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. – М. : Издательство МГУ, 1986. – С. 200–230.

Самохвалова, В. И. Красота против энтропии / В. И. Самохвалова. – М. : Наука, 1990. – 176 с.

Теплов, Б. М.Практическое мышление : хрестоматия по общей психологии / Б. М. Теплов. – М. : Академия, 2001. – 147 с.

Фромм, Э. Человек для себя [Электронный ресурс] / Э. Фромм. – Режим доступа : http://psylib.org.ua/books/fromm04/txt09.htm

Юсов, Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе [Электронный ресурс] / Б. П. Юсов. – Режим доступа : http://www.studfiles.ru/preview/4190025/

Просмотров работы: 87