ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ

Бердиев Байрам Гурбанмырадович 1, Макарьева Е.А. 1
1ВГЛТУ им Морозова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В свете современных тенденций развития международных экономических отношений, выражающихся в повышении уровня взаимозависимости и интеграции государств, весьма актуальным становится понимание того, какие последствия могут возникнуть в экономическом плане из-за конфликта между странами. Мировая политика и мировая экономика выступают в международной предпринимательской деятельности в едином блоке, меняясь местами в качестве субъекта и объекта. Политика экономизируется, экономика политизируется – такова в самых общих чертах суть этого процесса.

С определенной долей условности можно сформулировать основные «параметры» воздействия, с одной стороны, экономической системы на политическую, с другой – политической – на экономическую. Влияние экономики на политику [1]:

1. Приход к власти того или иного политика, партии (политического блока) во многом предопределяется программой их экономических мероприятий.

2. Легитимация политической власти, признание, поддержка ее населением во многом зависят от проводимой политической властью экономической политики, политического курса.

3. Крупномасштабные политические решения требуют надежного и обоснованного экономического обеспечения.

4. Уровень и состояние развития экономики непосредственным образом влияют на инициирование и проведение как конкретных мероприятий, так и политического процесса в целом.

5. Эти же параметры определяют характеристику реальной экономической и политической стабильности, устойчивости развития политической системы общества.

Влияние политики на экономику:

1. Развитие экономической системы не может обойтись без государственного «присутствия».

2. Мировой опыт показывает: рыночная экономика рождает все новые и новые формы получения прибыли в ущерб развитию экономической системы в целом и отдельных ее частей. Для предотвращения такого рода явлений исключительную важность обретают соответствующая государственная политика, государственное регулирование рыночной экономики.

3. В каждый конкретный период своего развития человечество в целом и тем более каждая отдельная страна обладают ограниченными ресурсами, необходимыми для удовлетворения потребностей людей. Данное обстоятельство делает необходимым государственное вмешательство в распределение названных ресурсов с учетом интересов всех социальных слоев общества. Выполнение этой задачи становится постоянной функцией политической системы общества.

4. Рыночная экономика далека от совершенства в части обеспечения экономической стабильности. Роль государственной политики состоит если не в предотвращении, то, несомненно, в существенном смягчении кризисных ситуаций в экономике.

5. Объективная необходимость государственного участия в развитии и регулировании экономической системы общества обусловлена возникновением и развитием гражданского общества, которое существует автономно, но во взаимозависимости с государством оно вынуждено обращаться к нему с требованиями, просьбами, пожеланиями, взаимодействовать с ним. В результате государство через гражданское общество вступает в отношения с сотнями тысяч организаций экономической сферы.

6. Проблема взаимосвязи политики и экономики наиболее полно свое содержание раскрывает в понятии экономическая политика.

Изменения политической и экономической ситуации в современном мире специалисты по мировой экономике обосновывают взаимосвязью роста населения на планете с увеличением потребления и нарастающим дефицитом природных, в том числе и минерально-сырьевых ресурсов. В ближайшей перспективе эффективного решения этой проблемы не предвидится. Если систематизировать взгляды современных исследователей, то в качестве причин возникновения войн выделяются:

1) поведенческие (человеческая агрессия, предубеждения и ненависть к другим расам, религиям, нациям или идеологиям, аналог поведения животных, которые сражаются за территорию или конкурируют за еду или партнера); в открытой печати ряд работ поддерживает этническую обособленность народов как объективный фактор возможных противоречии;

2) социально-политические (война при наличии социологического фактора является продуктом местных условий, следствием решений государственных деятелей и геополитической ситуации);

3) демографические (рост населения и нехватка ресурсов, преобладание молодежи и безработица);

4) войны разногласий (невозможность прийти к взаимному соглашению с помощью переговоров, желание получить наибольшую выгоду при наименьших потерях);

5) экономические (рост экономической конкуренции между странами, попытка овладеть рынками и природными ресурсами);

6) Нефтяные, как и другие экономические проблемы напрямую влияют на международные отношения. Они по-разному отражаются в конкретной внешней политике государств, вплетаясь в противоречия и борьбу на международной арене. При этом воздействие энергетических проблем на внешнюю политику обретает свою конечную форму под влиянием большого числа факторов политико-географического, экономического, военного, социального и идеологического характера.

Конфликты несли колоссальные экономические последствия, которые представлены в таблице 1 [2].

Экономические последствия конфликтов и войн следующие:

продолжительность конфликта влияет на макроэкономические показатели, снижая негативный эффект в случаи позиционных боевых действий или столкновений низкой интенсивности без значительного разрушения инфраструктуры;

интенсивность боевых действий и их локализация в районах экономической активности являются ключевым фактором негативных изменений в экономике;

влияние на ВВП, расходы правительства, экспортно-импортные показатели, расходы домохозяйств и внутренние инвестиции являются индикаторами, имеющими сходную динамику, как в условиях межгосударственных вооруженных конфликтов, так и в условиях гражданских войн;

вооруженные конфликты непосредственно влияют на потребительские расходы и расходы домохозяйств.

Таблица 1 - Экономические последствия военно-политических конфликтов.

КОНФЛИКТЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Вторая мировая война

Дата 1 сентября 1939 — 2 сентября 1945

Место Евразия, Африка, Мировой океан

Потери

Около 16 млн. военных,

30 млн. мирного населения.- Около 9 млн. военных и 8 млн. мирного населения

CCCР

Экономика СССР была разрушена. Около 25% национального богатства страны было потеряно. Полностью или частично разрушено свыше 1700 городов и поселков городского типа, 70 тыс. сел и деревень, почти 32 тыс. заводов и фабрик. . Средний показатель урожайности в 1949 -1953 гг составил всего 7,7 центнеров с гектара (в 1913 г. – 8,2 ц/га). ). Поголовье крупного рогатого скота в 1953 г. было меньше, чем в 1916 г. . В период 1945 – 1950 гг. внешнеторговый оборот СССР с Западом упал на 35%.2

 

США

В разгар войны США производили 60% мирового промышленного производства. В 1948 г. удельный вес США в промышленном производстве западных стран составил 55%. На долю американской экономики приходилось 50% мировой добычи угля, 64% – нефти, 53% – выплавки стали, 17% – производства зерна, 63 % – кукурузы. После Второй мировой войны США сосредоточили в своих руках около 2/3 мировых запасов золота, доля американского экспорта в структуре внешней торговли западных стран составила около 30%.

Великобритания

В общей сложности за годы войны страны потеряла около четверти своего национального богатства. . Затраты на войну составили около 25 млрд фунтов стерлингов. Государственный долг Великобритании к 1945 г. вырос втрое по сравнению с довоенными показателями. Страна потеряла большую часть своего торгового и морского флота. 
В угольной промышленности производство упало на 21%, более чем в два раза по сравнению с довоенными уровнями. Налоги в расчете на душу населения выросли более чем втрое, стоимость жизни – на 72%.
В послевоенные годы в Великобритании ввели карточки на хлеб (1946–1948 гг.), картофель (1947–1948 гг.), и ряд других товаров (сахар, мясо – вплоть до 1953–1954 гг.). При этом в годы самой войны в Великобритании не было карточного режима. Великобритания фактически оказалась на грани банкротства. Его удалось избежать только благодаря американскому займу (Anglo-American Loan Agreement), который удалось получить в 1946 г. (среди переговорщиков с британской стороны был Джон Мэйнард Кейнс). При этом последний платеж по данному кредиту Великобританией был осуществлен лишь в 2006 г.

Франция

. К 1945 г. уровень промышленного производства по сравнению с довоенными показателями упал более чем на 60%. Производство сельскохозяйственной продукции сократилось в 2 раза. При этом в течение 4 лет французская экономика была полностью в руках фашистской Германии. . Дефициты покрывались за счет новой эмиссии бумажных денег. Почти весь прирост денежной эмиссии за годы немецкой оккупации предназначался для предоставления чрезвычайных ссуд правительству, которые использовались в целях выплаты оккупационной дани. С 1939 по 1944 гг. объем банкнот в обращении увеличился со 151 млрд до 642 млрд франков. Объем чрезвычайных ссуд к 1944 г. составил 426 млрд франков. После Второй мировой войны неоднократно проводились девальвации франка: две последние девальвации были осуществлены в 1958 и 1969 гг. Страна утратила весь своей торговый и военно-морской флот.

Германия

С конца 1943 г. Германия начала испытывать серьезные трудности во всех отраслях промышленности. Стране не хватало сырья, топлива, людских ресурсов, финансовых средств. Со второй половины 1944 г. промышленное и сельскохозяйственное производство начало резко падать. . В 1946 г. промышленное производство в Германии опустилось до 1/3 от довоенного уровня. Объем производства стали сократился в 7 раз, объем добычи угля упал более чем в два раза. . К 1950 г. было полностью демонтировано 706 крупных промышленных предприятий. Потенциальный объем производства стали был сокращен на 6,7 млн тонн. . По ряду оценок, общая стоимость вывезенных технологий и патентов из Германии со стороны США и Великобритании составила $10 млрд ($121 млрд в ценах 2013 г.).

Италия

Уже к 1943 г. итальянская экономика находилась в состоянии, близком к коллапсу. К концу 1945 г. объем промышленного производства в Италии составил всего 25% от довоенных показателей. В стране свирепствовала инфляция. Страна оказалась перед лицом финансового краха. Объем госдолга достиг 1 трлн лир – в 10 раз больше объема годового национального дохода Италии.

Япония

К 1945 г. около 25% промышленных предприятий Японии были разрушены. Потеряны колонии, военно-морской и торговый флот. Уровень промышленной продукции в начале 1946 г. составлял всего 14% от довоенных значений. Сельскохозяйственное производство упало более чем на 60% от показателей 1934-1936 гг. В стране разогналась инфляция: объем бумажных денег в обращении с 1945 по 1947 гг. вырос в 4 раза.

Вьетнамская война

Дата 1 ноября 1957 или 1959/1960 — 30 апреля 1975

Место Индокитай

Потери

318568–377311 погибших,

ок. 1340 тыс. раненых

-Южный Вьетнам

Военные:

254256—313 тыс. погибших

1170 тыс. раненых,

840 (1968—1973) и 1100 (1975) тыс. сдавшихся в плен

Гражданские:

195—400 тыс. погибших

-США

58220 погибших,

303644 раненых

-Республика Корея

5099 погибших,

10962 раненых,

4 пропавших без вести

-Австралия

521 погибших,

3129 раненых

-Таиланд

351 погибших,

1358 раненых

-Новая Зеландия

37 погибших,

187 раненых

-Китайская Республика

25 погибших

-Филиппины

9 погибших,

64 раненых

850132 погибших,

ок. 604,2 тыс. раненых

-Вьетнам

Военные:

849018 погибших

ок. 600 тыс. раненых

Гражданские:

65 тыс. погибших

-КНР

ок. 1,1 тыс. погибших,

4,2 тыс. раненых

-СССР

16 погибших

-КНДР

14 погибших

В 1975 году Южный и Северный Вьетнам воссоединены в единую страну после долгой разрушительной войны. Тяжелой была ситуация в сельском хозяйстве, где была занята основная масса населения. Сбор продовольствия, пересчитанного в неочищенный рис, упал с 4839 тыс. тонн в 1958 г. до 4698 тыс. тонн в 1960г. В 1960 году кооперативы занимали 68,1% площади сельскохозяйственной земли с участием 85,8% крестьянских семьей, а производили всего 53,9% сельскохозяйственных продукции. Производство продовольствия на человека упало с 325,7 кг в 1960 г. до 303,5 кг. в 1965 гг., 272,1 кг в 1970 г. и 243,3 кг в 1975 году. Конечно, очень негативно воздействовали на сельское хозяйство военные действия на Севере Вьетнама. В 1960—1970 гг. среднегодовой рост валового общественного продукта составлял всего 0,7%, а национальный доход упал в среднем на 0,4% в год, сельскохозяйственная продукция снижалась по 0,1% в год. В сельском хозяйстве, если 1965 год сравнивать с 1961 годом то материальные затраты повысились на 64,7%, трудовые затраты - на 64,8%, эффективность вложенного капитала меньше, чем на 13,0%. В период с 1965 по 1973 гг. дефицит бюджета постоянно превышает половину внутреннего дохода, за исключением 1970 г. когда он составил 28,2%. После 1960 года объем экспорта риса снижался, а с 1967 года приходилось импортировать рис из —за снижения сбора, сужения площади выращивания и постоянного пребывания большого количества американских солдат. В экономике Юга удельный вес промышленности незначителен: в 1955 г. он составил 11,1%, в 1969 г. - 6,8%, в 1970-1971 гг. - 7,0%, 6,3% и 6,2% в 1973 и 1974 годах. Во второй половине 60 —x, первой половине 70 —х годов внешние кредиты и помощь давали более половины всех бюджетных доходов, а бюджет на Севере был основным источником финансирования инвестиций, т.е. всего экономического развития. Таким образом, экономика Северного Вьетнама развивалась на базе внешнего финансирования. Дефицит торгового баланса был характерен и для Юга. В среднем за период с 1957 по 1964 год экспорт покрывал лишь 26,1% импорта, а с 1965 по 1973 г. — всего около 3,8%, достигнув самого низкого уровня в 1971 году, когда он покрыл всего 1,4% импорта. По сравнению с 1957 годом экспорт составил 15,4%, а импорт вырос больше, чем в два раза. Политика импортозамещения потерпела разрушительный крах. Внутреннее производство не было в состоянии удовлетворить потребность населения в самых необходимых товарах. Доход от экспорта в этот период постоянно рос, но мог покрывать только примерно 30% стоимости импорта (в 1981г.: 29,0%, 1982г: 35.8%, 1983г.: 40,4%, 1984г.: 37,2%, 1985г.: 37,6%). Частично или полностью импортировались почти все необходимые для производства и народного потребления товары и сырье, которые были оплачены, как и раньше кредитами и безвозмездной помощью.

Иракская война

Дата 20 марта 2003 — 15 декабря 2011

Место Ирак

Потери

 США: 4 423 погибших и 31 941 раненых (ещё 66 военнослужащих погибли и 295 получили ранения после окончания операции «Иракская свобода»).

 Великобритания: 179 погибших, санитарные потери в период с начала операции до 31 июля 2009 составили 3709 человек (в том числе, 537 ранеными и травмированными)

НАТО

в период войны были убиты несколько военнослужащих и сотрудников силовых структур стран НАТО, которые не входили в состав коалиционных войск:

-2 бойца немецкого спецподразделения GSG-9

-4 турецких полицейских

-1 агент службы внешней разведки Франции (DGSE)

-24 военнослужащих и 3 сотрудника охранных структур Турции

Потери населения Ирака

Число названо фирмой OpinionResearchBusiness в августе 2007 года. По её оценке, к этому времени жертвами войны стали от 733 158 до 1 446 063 мирных иракцев. В январе 2008 года эти цифры были скорректированы на основании дополнительных данных и составляли от 946 000 до 1 120 000 погибших.

29 декабря 1979 года США объявили Ирак «страной-спонсором терроризма» и ввели эмбарго на поставки вооружения и торгово-экономические санкции в отношении Ирака. Торгово-экономические санкции оказали отрицательное воздействие на экономику страны

После начала 22 сентября 1980 года ирано-иракской войны экономика страны начала деградировать и быстро пришла в упадок, одновременно снижался уровень жизни обычного населения.

2-4 августа 1990 года Ирак оккупировал Кувейт. Вслед за этим СШАВеликобритания и Франция арестовали иракские счета в своих банках и ввели эмбарго на поставки оружия Ираку. Ирак оказался в международной изоляции.

17 января 1991 года началась война в Персидском заливе, которая имела тяжёлые последствия для экономики страны. Вследствие экономических санкций и эмбарго в 90-х годах торгово-экономическая активность в стране стремительно снижалась.

В 1995 году под эгидой ООН была начата программа «Нефть в обмен на продовольствие».

Вторжение в Ирак в марте 2003 года и последовавшая затяжная война привели к дальнейшей дестабилизации экономики страны.

15 декабря 2010 года СБ ООН отменил торгово-экономические санкции, наложенные на Ирак в 1990 году

ВВП Ирака по данным International Monetary Fund, World Economic Outlook Database, April 2011 (в млрд $ США):

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

25.768

31.386

45.082

56.987

86.531

65.193

82.150

США и Ирак потратили на послевоенное восстановление страны примерно $ 213 млрд,

Корейская война

Дата 25 июня 1950 — 27 июля 1953 (3 года, 1 месяц и 2 дня)

Место Корейский полуостров

Потери

-ООН

погибших: 40 670

раненых: 104 280

военнопленных и пропавших без вести: 9931

-Республика Корея

погибших: 137 899

раненых: 450 742

военнопленных и пропавших без вести: 32 838

КНДР (Оценки США):

погибших: 112 тыс.

раненых: 303 тыс.

военнопленных и пропавших без вести: 120 тыс.

КНР (Оценки КНР):

погибших: 60 тыс.

раненых: 383,5 тыс.

госпитализировано: 450 тыс.

пропавших без вести: 4000

военнопленных: 21 тыс.

(Оценки США):

погибших: более 400 тыс.

раненых: 486 тыс.

военнопленных: 21 тыс.

СССР

погибших: 282

Южная Корея

После разделения Кореи на две части  КНДР и Южную Корею — разрушились давние связи между аграрным Югом и промышленным Севером. Южная Корея лишилась таких отраслей промышленности, как металлургическая, химическая, цементная. На юге были сосредоточены в основном предприятия лёгкой и пищевой промышленности.

Корейская война окончательно подорвала экономику страны. США предоставили в 1954—1959 годах около 1,5 миллиарда долларов в виде субсидий и «займов развития» (займы составляли 12,4 миллиона долларов) на восстановление производственной инфраструктуры промышленности и сельского хозяйства. К началу 1958 года число безработных и полубезработных составляло около 4,3 миллиона человек (36,6 % всего трудоспособного населения Южной Кореи).

Социально-экономическое и политическое развитие КНДР после окончания войны

После окончания Корейской войны социально-экономическая обстановка в КНДР была очень сложной. . Общая безвозмездная помощь социалистических стран КНДР составила более 800 млн руб (в ценах 1953 г.), в т. ч. СССР – 292,5 млн руб., КНР – 258,4 млн руб. В провинции Чаган, например, до 80 % крестьян голодали и питались в основном кореньями дикорастущих деревьев и разного рода зелеными травами.

Ливийская война

Дата 15 февраля — 23 октября 2011

Место Ливия

Потери

Оценочное число погибших и пропавших без вести 300 (на 23 февраля 2011)— 6000 (на 2 марта 2011)
от 150
 до 3000 погибших по разным данным; более 700 (по одним данным) и 1100 (по другим) погибших и более 4000 (по одним данным) и 4500 (по другим данным) раненых мирных жителей в результате бомбардировок авиацией НАТО. По данным британской газеты TheDailyTelegraph на 26 июня 2011 года с обеих сторон, включая гражданских лиц, погибло или было убито 20 000 человек. Оценка Переходного правительства 20 октября 2011 г.: свыше 50,000

Согласно Международному комитету Красного Креста, по состоянию на 28 февраля 2011 года в Бенгази погибло 256 и было ранено 2000 человек.

По данным Ливийской лиги по правам человека (LLHC) количество погибших на 2 марта 2011 года составило по меньшей мере 6000 человек, три тысячи в Триполи, две тысячи в Бенгази и тысяча в остальных городах.

Муаммар Каддафи заявил 2 марта 2011 года, что погибло не более 150 человек, хотя неделей ранее СМИ со ссылкой на ливийское правительство сообщали о 300 погибших.

Совет по правам человека ООН называет цифру в 10,000–15,000 погибших. Всемирная организация здравоохранения говорит о 2,000 человек. Похожие цифры называет Международная федерация за права человека.

По заявлению директора одной из больниц Мисураты, сделанному 14 апреля2011 года, с начала восстания в городе погибли, по крайней мере 700 человек. К этому времени в городе всё ещё продолжались бои между повстанцами и правительственной армией, хотя ливийское телевидение заявило об установлении армией контроля над городом ещё 17 марта 2011 года.

По заявлению официального Триполи, сделанному 1 июня 2011 года, с 19 марта по 26 мая от ракет и бомб НАТО было убито 718 и ранено 4067 человек.  В то же время ливийская армия отказалась сообщать о своих потерях.

По информации, озвученной полномочным послом Исламской республики Иран в России Махмудом Резой Саджади только под НАТО-вскими бомбардировками погибло 40 тыс. жителей].

По данным бывшего посла России в Ливии В. В. Чамова в 2011 году в ходе военных действий пропало без вести 30 тысяч ливийцев.

Ливия

По данным исследования международной консалтинговой компании Geopolicity только бюджетные потери Ливии составили около $14 млрд. Большой ущерб был нанесён инфраструктуре страны. К августу 2011 года из-за недостатка сырья и плохого технического состояния встали все нефтеперерабатывающие заводы страны. По оценкам МВФ потери ВВП страны к осени 2011 года составили $7,7 млрд. По итогам же 2011 года ВВП страны потерял 60 % по сравнению с 2010 годом. Высокого уровня достигла инфляция, на что указывает увеличение денежной массы ливийских динаров более чем вдвое.

Была заморожена значительная часть из $150 млрд, принадлежащих Ливии, на зарубежных счетах. Непосредственные разрушения от натовских бомбардировок оцениваются в $14 млрд. Нефтяная отрасли страны до начала конфликта ежедневная добыча нефти составляла 1,6 млн баррелей в сутки, то в середине сентября добывалось всего 200 тыс., то есть, добыча упала в 8 раз. Результатом этого стал скачок цен на нефть, в результате чего базовая цена барреля нефти ОПЕК достигла 2,5 летнего максимума. Так, уже 22 февраля 2011 года цена поднялась на 3,4 %, а 2 дня спустя был зафиксирован новый скачок — на 4,8 %, в результате чего цена нефти достигла $111,01 за баррель, а к апрелю достигла 120,91 %. По оценке министра финансов Ливии Абдельхафиза аз-Злитни к августу 2011 года потери нефтяной отрасли страны составили до $50 млрд, в том числе $20 млрд от приостановки экспорта нефти. Первоначально ливийские власти планировали восстановить довоенные темпы добычи нефти к концу 2011, а затем к середине 2012 года. Но и к началу 2013 года уровень добычи восстановлен не был и составлял не более 1,4 млн. баррелей в сутки. Сложности в восстановлении добычи связаны с постоянными вооружёнными столкновениями в Киренаике, основном нефтедобывающем регионе страны, и с отсутствием необходимых финансовых ресурсов. По итогам конфликта Ливия превратилась в должника стран. Так, долг только перед Грецией составил около €150 млн.

Западные страны

По официальным данным конфликт стоил Великобритании, Франции и США $2,2 млрд. Однако, по мнению независимого эксперта Фрэнсиса Тусы только Великобритании операция в Ливии стоила $2,7 млрд. Затраты США только в первый день операции и только на ракеты составили около $100 млн. По мнению старшего научного сотрудника Центра стратегических и бюджетных оценок Тода Харрисона, расходы на первоначальный этап операции со стороны Соединённых Штатов по подавлению ливийской системы ПВО могли достичь $400–800 млн.

Россия

Потери России в результате гражданской войны и смены власти в Ливии составят несколько миллиардов долларов. В первую очередь это касается поставок оружия. Официально упущенная выгода оценена Россией минимум в $4 млрд. Так, новыми властями был аннулирован контракт на поставку 6 учебно-боевых самолётов Як-130на сумму более $90 млн.

Под вопросом находится инвестиционный проект РЖД на €2,2 млрд, а также интересы в нефтегазовом секторе. Так, только Татнефть оценила свои потери по капитальным вложениям в $100 млн, в то время как суммарные потери компании вдвое превышают указанную сумму. Если же компания полностью уйдёт из североафриканской страны, то к этим суммам потерь добавятся ещё $200–220 млн. Также пришлось закрыть проекты в Ливии Газпрому.

Страны Африки

С беженцами, которые не были гражданами, связаны экономические последствия для сопредельных государств, поскольку работа в Ливии была для некоторых стран важным источником поступления валюты, которого они лишились

Китай

Ущерб китайским компаниям от ливийского конфликта составил, по данным министерства коммерции КНР, $18,8 млрд. Также следствием стало сокращение активности китайского бизнеса в регионе в целом.

Вооружённый конфликт на востоке Украины

Дата

с 8 апреля 2014 года

Место

Донецкая и Луганская области Украины

Потерии сторон

По данным ООН на 30 сентября 2016 года, жертвами конфликта на Украине стали 31 805 человек: 9 574 убитых и 22 231пострадавших.

Количество бежавших в другие страны на ноябрь 2016 года составило 1,5 млн человек,

Газета FrankfurterAllgemeine 8 февраля 2015 года, ссылаясь на неназванные источники в военных кругах, сообщила о 50 000погибших человек в ходе конфликта.

Потери украинской стороны

Потери личного состава

14 апреля 2017 года Министерства обороны Украины заявил, что с начала конфликта погибли 2652 украинских военнослужащих, ещё 9578 военнослужащих получили ранения.

Согласно сайту «Книга пам’яті загиблих», созданного при поддержке Национального военно-исторического музея Украины и Украинского института национальной памяти, на 1 декабря 2017 года потери всех правительственных формирований составили 3730 погибших.

Также, согласно официальной информации СНБО и Генштаба украинской армии на начало марта 2015 года 968 единиц бронетехники было потеряно.

По данным Ирины Геращенко (уполномоченная президента Украины по урегулированию конфликта в Донбассе), опубликованным 19 сентября 2014 года, около 2,4 тысячи военных и гражданских лиц числятся в списках пленных и пропавших без вести в Донбассе.

11 июня 2016 года заместитель генерального прокурора Украины — главный военный прокурор Анатолий Матиос сообщил прессе, что небоевые потери украинской армии за два года конфликта составили 1294 военнослужащих, из них 405 умерли по причине болезни.

Вооружённый конфликт на востоке Украины привёл к значительным разрушениям гражданской инфраструктуры и сотням тысяч беженцев.

В июле 2014 года падение промышленного производства в Луганской и Донецкой областях произошло соответственно на 40 % и 10,7 % за месяц; результаты за август оказались ещё хуже. Всего в 2014 году в Донецке и Луганске производство упало на 32 % и 42 % соответственно. [3].

Как отмечает МВФ, в основном из-за конфликта на востоке экономика Украины в 2014 году сократилась на 7-7,5 %. По заявлению Петра Порошенко в начале марта 2015 года, около четверти промышленности страны остановлено, десятая часть разрушена.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН в отчёте для совета безопасности сообщает, что по состоянию на июнь 2017 года в регионе имеется продовольственный кризис: около 26% людей из неконтролируемых районов и 15% населения из контролируемых правительством районов в пострадавших от конфликта Донецкой и Луганской областях были умеренно или серьезно не обеспечены продовольствием.

По официальным данным НБУ, на 16 ноября 2016 года, курс наличного доллара/гривны составлял 26,6/27,1 грн, в то время как 16 ноября 2013 года он же был равен 8,15/8,19 грн. Фактически произошла девальвация гривны в 3,3 раза.

Больше 80 банков были закрыты НБУ в период с 2014-2016 годы. Как результат, украинцы и бизнес, со слов главы Нацбанка, потеряли около 300 млрд. грн.. На 1 ноября 2016 года, общее количество депозитов физлиц в гривне составило 192 млрд. грн, что почти на 60 млрд. грн меньше, чем на 1 ноября 2013 года. Что же касается валюты, то общее количество валютных депозитов населения на 1 ноября 2016 года было на уровне $8,7 млрд, что на $14,3 млрд меньше значений к 1 ноября 2013 года. 

На 1 ноября 2016 года доля проблемных кредитов составляла около 30% от всего количества выданных кредитов, в то время, как на 1 ноября 2015 года этот показатель был равен всего 8%.

По итогам 2013 года рост ВВП Украины был равен 0%, но уже в 2014 год падение ВВП составило 6,6%, а за 2015 года экономика упала на 9,9%. По итогам 2016 года ожидается рост ВВП Украины в лучшем случае 1%. Таким образом реальный ВВП Украины по итогам 2016 года будет на 15,5% ниже чем в 2013 году.

По данным Госстата, на 1 октября 2016 года средняя заработная плата в Украине составила 4989 грн или $191 в эквиваленте. На 1 октября 2013 года средняя заработная плата в Украине была 3327 грн или $407. Падение зарплаты в долларовом эквиваленте больше чем в два раза.

Инфляция в Украине во многом произошла в результате девальвации гривны и роста тарифов ЖКХ в десять раз по сравнению с 2013 годом. В результате официальная инфляция за период с 2013 года по 1 октября 2016 года составила 75%. 

За период с 2014 года по 1 октября 2016 года розничные продажи в Украине снизились на 27%.

Эффект военно-политических конфликтов на внутренний валовой продукт стран. Британский профессор Пол Кольер доказал, что примерно стоимость гражданской войны составляет 2,2% ВВП ежегодно из-за эффекта сокращения экономического роста. И если в среднем гражданская война продолжается семь лет, то в конце войны экономика страны будет находиться на 15% ниже довоенного показателя.

На показатель ВВП влияют последствия вооруженного конфликта (таблица 2): разрушение производственных мощностей, инфраструктуры, транспорта, потеря возможности использовать земли в результате обстрелов, минирования, загрязнения. Кроме того, выезд рабочей силы с территории страны, потери среди гражданского населения имеют побочное влияние на этот показатель.

Даже в случае внутренней миграции трудовых ресурсов из зоны вооруженного конфликта с трудоустройством на новом месте негативное влияние на уровень ВВП сохраняется вследствие разрушения и остановки предприятий или потери контроля над ними в зоне конфликта. Таким образом, внутренняя миграция в условиях конфликта увеличивает занятость в определенных регионах, однако негативное влияние на национальную экономику сохраняется вследствие сокращения рабочих мест в рамках государства из-за жертв или эмиграции.

Таблица 2- Изменение ВВП на душу населения в некоторых вооруженных конфликтах сначала и до конца вооруженного противостояния

Страны

ВВП на душу населения, 

$, перед

ВВП на душу населения, 

$, после

Совокупное изменение,

%

Среднее изменениеза год, %

Руанда, 1990–1994

367

230

-37,32

-9,33

Бурунди, 1993–2005

184

144

-21,73

-1,8

ДРК, 1997–1999

212

64

-69,81

-34,9

Гвинея-Бисау, 1998–1999

388

311

-19,84

-9,9

Сьерра-Леоне, 1991–2002

214

150

-29,91

-2,7

Мали, 2012

739

715

-3,24

-3,2

Ливия, 2011

13 400

6650

-50,37

-50,3

Сербия, 1999

2441

870

-64,35

-64,3

Таджикистан, 1992–1993

503

154

-69,38

-34,6

Алжир, 1991–2002

2359

1743

-26,11

-2,37

Чад, 2005–2010

586

736

+15,59

+3,12

Ирак, 2003

691

637

-7,8

-7,8

Йемен, 1994

348

346

-0,57

-0,5

Грузия, 2008

2900

2446

-15,65

-15,6

Украина, 2014–2015

4030

2115

-47,5

-23,7

Сравнительный анализ большинства военных конфликтов (межгосударственных и гражданских) в период 1990–2016 годов свидетельствует об очевидном снижение уровня ВВП на душу населения после завершения конфликта. Динамика снижения этого показателя колеблется от 0,5 до 64,3%. Опираясь на вышеизложенное, мы можем сделать вывод, что благосостояние экономики и политика тесно взаимосвязаны.

Список использованных источников

1. Политика и экономическая жизнь общества [ Электронный ресурс]: Код доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/politika-i-ekonomicheskaya-zhizn-obschestva

2. Мировая экономика до и после Второй мировой войны [ Электронный ресурс]: Код доступа: https://www.vestifinance.ru/articles/42591

3. Вооружённый конфликт на востоке Украины [ Электронный ресурс]: Код доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вооружённый_конфликт_на_востоке_Украины

Просмотров работы: 676