ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ КРАЮ В АСПЕКТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ КРАЮ В АСПЕКТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кривова А.И. 1
1МГПИ им. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Быстрый темп развития человеческой цивилизации, усложнившаяся мировая обстановка в военно-политической сфере, модернизация в социальной экономике, поиски жизненных оснований и нравственного смысла жизни молодым поколением повлияли на одну из важнейших сфер жизни нынешнего общества – образование. Непрестанный и ускоряющийся научно-технический прогресс кардинальным образом преобразовал направление и темпы роста как мировой цивилизации в целом, так и повлиял на взгляды человека, что появилась настоящая опасность масштабного разрушения всего живого на Земле. В молодежной среде современного общества, к сожалению, отмечается падение уровня духовности, ее кризис [5]. В системе ценностных качеств у молодежи произошли отрицательные изменения: распространяются жестокость, цинизм, насилие; нетерпимость к иным вкусам, мнениям, национальности; происходит эскалация преступности, алкоголизма, наркомании. Обеспокоенность общества всего мира этими проблемами вынуждает обратить внимание на усиление роли воспитания как важнейшего направления деятельности образовательных учреждений, призванных поднять приоритет духовно-нравственного начала личности ребенка. Повышение эффективности обучения будет возможна лишь в той мере, в какой в человеке будет задействована духовность, воля, интерес к самосовершенствованию. По словам знаменитого немецкого социолога Э. Фромма: «Впервые путь к спасению человеческого рода проходит через человеческое сердце» [цит. по: 4, с. 82]. Образование является одним из главных факторов развития общественного сознания, и именно оно может стать социальным институтом, который вернет людям потерянную веру в высшие нравственные качества бытия и возвысит смысл и ценность человеческой жизни, тем самым предотвратив возникшую опасность необратимого духовного упадка человека и человечества в целом.

В современном образовании все большее распространение приобретает гуманистическая парадигма. Здесь в центре внимания – воспитание ученика, его умственные потребности и отношения с окружающими [3]. В ядре этой парадигмы – гуманистический подход к ученику, всемерное способствование его личностному развитию, также не остается без внимания и его подготовка к жизни, адаптация в социуме и т. д. В условиях реализации гуманистической парадигмы образования главное – это путь познания, т. е. нахождение каждым человеком личностно осознанной истины. По своему внутреннему значению девиз для этой парадигмы звучит так: «Познание – это сила».

Для того чтобы процесс образования осуществился действительно совместным изучением культурных ценностей, он должен стать полноценным учебно-педагогическим диалогом. А это предполагает взаимное предъявление, осознание и присвоение мысли в процессе взаимодействия друг с другом, совместный поиск других истин. Именно такое обучение позволяет и ученику, и преподавателю раскрывать сущность поставленных вопросов. В рамках гуманистической парадигмы совершается замещение педагогического влияния преподавателя на ученика, на личностное взаимодействие, где оба становятся создателями этого процесса. Традиционно сложившиеся «субъект – объектные» отношения в системе «преподаватель – ученик» изменяются на «субъект – субъектные». В гуманистической парадигме любовь к человеку, к ребенку – знак высокого профессионализма преподавателя. Творчество, реализация, развитие и саморазвитие обучающегося, жизнетворчество, субъективность – вот что становится в корне данной модели образования. Здесь становятся преобладающими партнерские отношения сотрудничества.

Отсутствие духовности при осуществлении обучения любой из дисциплин сказывается негативно как для каждой отдельно взятой личности, так и для процесса усовершенствования всего социума. Соответственно, одна из главных задач, которые поставлены перед образованием, – это развитие и становление личности, способной воспитать в себе ощущение слияния с социумом, с радостями и горем своего народа; личности, которая может жить и строить для себя и окружающего общества мир правды и добра, развивать в себе осторожное отношение к окружающей среде.

Очень рано в жизнь каждого человека входит природа. Много познает он, общаясь с ней; углубляясь в окружающий мир природы, умея понять его звуки, краски, находясь с ним в гармонии, человек совершенствуется как личность. Именно по этой причине во все времена и у всех народов общение с природой, желание понять ее законы всегда рождало у человека стремление сделать свой край еще прекраснее.

Соприкосновение человека с природой родного края через познание народного искусства, промыслов, традиций, историей, участие в народных праздниках способствуют:

– духовному обогащению обучающихся;

– поддержанию у них интереса к прошлому и настоящему;

– формированию любви к своей малой Родине.

Ознакомление подрастающего поколения с родным краем, с местными историко-культурными, географическими, природными особенностями, воспитывает в них те качества характера, которые в будущем поспособствуют им стать патриотами и гражданами своей Родины. Полученные в детстве яркие впечатления от истории и особенностей родного края навсегда остаются в памяти человека, поскольку каждый человек связывает свое ощущение любви к большой Родине с теми местами, где он родился, вырос.

В плане вышесказанного, теоретически важным является выяснение сущности понятий «родина» и «отечество». В широком смысле понятие «отечество» включает в себя понятие «родина». «Родина» в узком смысле – это народ, природа родного края, история, культура, традиции, язык. Это понятие содержит в себе общечеловеческий смысл, являясь в то же время социально-этническим понятием [2, с. 141]. Понятие Родина – очень емкое по своему содержанию. В нем заложен очень глубокий и разносторонний смысл. Первое, с чего начинается Родина для каждого человека – это самые дорогие и близкие люди, то есть его семья. Далее данное понятие расширяется до пределов всего окружающего мира, и человек видит в слове Родина природу своего края, национальные достижения. Если смотреть более масштабно, то мы понимаем, что нашу страну создали природа и предки. И именно природа испещрила все своими ландшафтами и естественными красотами, которые способствовали комфортному развитию человечества.

Основной способ воспитательного воздействия на обучаемого – это слово педагога. Но, опираясь на позицию деятельностного подхода, следует заметить, что только в активной самостоятельной деятельности происходит развитие ребенка; говоря словами В. А. Сухомлинского, нужно проводить ребенка через систему конкретных действий, «вложения душевных сил», «создания радости для других». Этот великий педагог-гуманист считал, что любовь к Родине начинается с любви к матери. Проявление ребенком заботы о природе, его городе, доме, близких людях, том уголке малой Родины, где он живет, считается одним из механизмов воспитания любви к родному краю [6].

Воспитание патриотизма и гражданственности всегда неразрывно связывалось с развитием духовности, нравственности и мировоззрения личности, трактовка этих качеств и процессов являлась предметом особой дискуссии и в философии, и в педагогике во все времена. Благодаря гуманистической парадигме, опираясь на личные качества человека, можно раскрыть в нем любовь к окружающим, к Родине.

Список использованных источников

1. Дементьев, В. В. Свет малой родины. Отчина и дедина / В. В. Дементьев. – М. : Вече, 2008. – 528 с.

2. Добрицкая, И. Г. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста / И. Г. Добрицкая, О. С. Колпачук // Гармонизация психофизического и социального развития детей : сб. статей. – Мн. : [б. и.], 2004 – С. 25–56.

3. Нигматов, З. Г. Гуманистические традиции педагогики / З. Г. Нигматов. – Казань : ТАРИХ, 2003. –271 с.

4. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю. В. Сенько. – М. : Академия, 2000. – 240 с.

5. Слободчиков, В. И. Психология образования человека / В. И. Слободчиков. – М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. – 432 с.

6. Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. – СПб. : Питер, 2017. – 208 с.

Просмотров работы: 49