Приобщение подрастающего поколения к социальному миру является актуальной проблемой современного образования. Общение для ребенка является необходимым условием его жизнедеятельности, средством удовлетворения социальных и духовных потребностей, обеспечивает взаимодействие со сверстниками и взрослыми людьми. Необходимо отметить, что взаимоотношения с родителями, сверстниками, а также собственная социальная роль человека в обществе оказывают непосредственное воздействие на развитие личности. Успешность ребенка в общении является важным фактором его социализации, который оказывает влияние на успешность обучения, психологическое здоровье.
Д. Б. Эльконин утверждает, что коммуникативные способности оказывают влияние на психическое развитие ребенка, а также на общий уровень учебной деятельности [11]. Высокий уровень коммуникативных способностей является залогом успешной адаптации и творческой самореализации человека, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с раннего детства. Об этом свидетельствуют труды Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева [1; 2].
С проблемой общения тесно связано определение «коммуникативные способности», содержательно охватывающее два понятия: «коммуникация» и «способности». Термин «коммуникация» утвердился в научных областях философии, педагогике, психологии. Коммуникация в психологии трактуется как процесс передачи информации при помощи коммуникационных средств в условиях межличностного и массового общения [8, с. 175]. В педагогической науке она понимается как целенаправленный процесс педагогического общения и взаимосвязи, основанный на приеме, переработки и передачи информации, личностных смыслов и ценностных отношений [5, с. 60]. В плане проблематики нашей статьи представляет интерес характеристика понятия «художественной коммуникации», которая представляет собой интеллектуально-творческий процесс взаимосвязи и передачи от автора к реципиенту художественной информации, содержащей определенное отношение первого к миру и предполагающая осмысление художественного произведения вторым.
Понятие «способность» имеет широкое применение в самых различных областях практики. По Б. М. Теплову, способности– это индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого и имеют отношение к успешности выполнения деятельности. Способность – это понятие динамическое, которая формируется, проявляется в деятельности и является условием развития способностей [9, с. 24].
Развитие коммуникативных способностей направлено на:
– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
– приобщение детей к социокультурным нормам, общества и государства, традициям семьи;
– формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
– формирование целенаправленности, самостоятельности и саморегуляции собственных действий;
– развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
В связи с этим, одной из наиболее важных задач музыкального образования является развитие коммуникативных способностей учащихся в музыкальной деятельности, что и определяет уровень социокультурного развития детей. В условиях школьной жизни учащиеся нередко испытывают эмоционально-психологическое напряжение; поэтому если ребенок не получал поддержку со стороны близких, то он может вырасти нерешительным и замкнутым. Музыкальные занятия помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, создать возможность для развития инициативной личности, умеющей высказывать свое мнение, выслушивать собеседника.
Условия индивидуального обучения позволяют педагогу-музыканту выявлять и развивать индивидуальные особенности ученика. Развитие коммуникативных способностей в процессе музыкальной деятельности школьников способствует созданию благоприятных условий для возникновения и развития эмоциональной стороны личности, создает благоприятную атмосферы в детском коллективе, помогает учащимся научиться взаимодействовать со сверстниками и учителями.
В настоящее время одним из эффективных средств развития коммуникативных способностей являются арт-технологии. Арт-технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств, направленных на решение учебно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства [6, с. 9]. Основной целью арт-технологии является создание условий для решения учебно-воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника.
Использование арт-технологий позволяет решить ряд задач, среди которых:
– раскрытие творческого потенциала учащихся и привитие интереса к различным видам искусства;
– создание благоприятных условий для гармоничного развития личности ребенка;
– развитие навыков социальной поддержки и взаимного доверия;
– становление у ребенка навыков общения и умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
– формирование умения выражать эмоции;
− устранение психоэмоционального напряжения;
– способствование повышения самооценки.
Таким образом, главной задачей системы дополнительного музыкального образования является приобщение подрастающего поколения к социальному миру. Музыкальное искусство является уникальным средством формирования личности, а также эффективным средством развития коммуникативных способностей. Применение метода арт-технологии в сфере дополнительного музыкального образования позволяет улучшить содержание, методы и формы обучения. В процессе в музыкально-творческой деятельности учащиеся учатся взаимодействовать со сверстниками и учителем, решают психологические проблемы общения, тем самым создавая оптимальные условия для развития коммуникативных способностей.
Список использованной литературы
Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. – М. : Просвещение, 2007. – 363 с.
Бодалев, A. A. Психология общения / A. A. Бодалев. – М. : Воронеж : МОДЭК, 2006. – 254 с.
Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. – М. : NB Магистр, 1993. – 190 с.
Ершова, А. П. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками / А. П. Ершова, Е. А. Захарова, Т. Г. Пеня,М. С. Чернявская, Л. В. Школяр. – М. : Просвещение, 2001. – 128 с.
Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров – М. : Академия, 2005. – 176 с.
Копытин, А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе : методическое пособие / А. И. Копытин. – СПб. : Академия постдипломного педагогического образования, 2005. – 256 с.
Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб. : Питер, 2009. – 320 с.
Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 560 с.
Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : Наука, 2003. – 384 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М. : Омега-Л, 2015. – 134 с.
Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия, 2007. – 384 с.
Якупов, А. Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации / А. Н. Якупов. – М. : МГК ; Магнитогор. гос. муз. пед. ин-т, 2005. – 292 с.