Проблема развития коммуникативных способностей учащихся-музыкантов средствами арт-технологий - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Проблема развития коммуникативных способностей учащихся-музыкантов средствами арт-технологий

Гарынкина О.М. 1
1МГПИ им. М.Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Приобщение подрастающего поколения к социальному миру является актуальной проблемой современного образования. Общение для ребенка является необходимым условием его жизнедеятельности, средством удовлетворения социальных и духовных потребностей, обеспечивает взаимодействие со сверстниками и взрослыми людьми. Необходимо отметить, что взаимоотношения с родителями, сверстниками, а также собственная социальная роль человека в обществе оказывают непосредственное воздействие на развитие личности. Успешность ребенка в общении является важным фактором его социализации, который оказывает влияние на успешность обучения, психологическое здоровье.

Д. Б. Эльконин утверждает, что коммуникативные способности оказывают влияние на психическое развитие ребенка, а также на общий уровень учебной деятельности [11]. Высокий уровень коммуникативных способностей является залогом успешной адаптации и творческой самореализации человека, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с раннего детства. Об этом свидетельствуют труды Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева [1; 2].

С проблемой общения тесно связано определение «коммуникативные способности», содержательно охватывающее два понятия: «коммуникация» и «способности». Термин «коммуникация» утвердился в научных областях философии, педагогике, психологии. Коммуникация в психологии трактуется как процесс передачи информации при помощи коммуникационных средств в условиях межличностного и массового общения [8, с. 175]. В педагогической науке она понимается как целенаправленный процесс педагогического общения и взаимосвязи, основанный на приеме, переработки и передачи информации, личностных смыслов и ценностных отношений [5, с. 60]. В плане проблематики нашей статьи представляет интерес характеристика понятия «художественной коммуникации», которая представляет собой интеллектуально-творческий процесс взаимосвязи и передачи от автора к реципиенту художественной информации, содержащей определенное отношение первого к миру и предполагающая осмысление художественного произведения вторым.

Понятие «способность» имеет широкое применение в самых различных областях практики. По Б. М. Теплову, способности– это индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого и имеют отношение к успешности выполнения деятельности. Способность – это понятие динамическое, которая формируется, проявляется в деятельности и является условием развития способностей [9, с. 24].

Развитие коммуникативных способностей направлено на:

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

– приобщение детей к социокультурным нормам, общества и государства, традициям семьи;

– формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

– формирование целенаправленности, самостоятельности и саморегуляции собственных действий;

– развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

В связи с этим, одной из наиболее важных задач музыкального образования является развитие коммуникативных способностей учащихся в музыкальной деятельности, что и определяет уровень социокультурного развития детей. В условиях школьной жизни учащиеся нередко испытывают эмоционально-психологическое напряжение; поэтому если ребенок не получал поддержку со стороны близких, то он может вырасти нерешительным и замкнутым. Музыкальные занятия помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, создать возможность для развития инициативной личности, умеющей высказывать свое мнение, выслушивать собеседника.

Условия индивидуального обучения позволяют педагогу-музыканту выявлять и развивать индивидуальные особенности ученика. Развитие коммуникативных способностей в процессе музыкальной деятельности школьников способствует созданию благоприятных условий для возникновения и развития эмоциональной стороны личности, создает благоприятную атмосферы в детском коллективе, помогает учащимся научиться взаимодействовать со сверстниками и учителями.

В настоящее время одним из эффективных средств развития коммуникативных способностей являются арт-технологии. Арт-технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств, направленных на решение учебно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства [6, с. 9]. Основной целью арт-технологии является создание условий для решения учебно-воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника.

Использование арт-технологий позволяет решить ряд задач, среди которых:

– раскрытие творческого потенциала учащихся и привитие интереса к различным видам искусства;

– создание благоприятных условий для гармоничного развития личности ребенка;

– развитие навыков социальной поддержки и взаимного доверия;

– становление у ребенка навыков общения и умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

– формирование умения выражать эмоции;

− устранение психоэмоционального напряжения;

– способствование повышения самооценки.

Таким образом, главной задачей системы дополнительного музыкального образования является приобщение подрастающего поколения к социальному миру. Музыкальное искусство является уникальным средством формирования личности, а также эффективным средством развития коммуникативных способностей. Применение метода арт-технологии в сфере дополнительного музыкального образования позволяет улучшить содержание, методы и формы обучения. В процессе в музыкально-творческой деятельности учащиеся учатся взаимодействовать со сверстниками и учителем, решают психологические проблемы общения, тем самым создавая оптимальные условия для развития коммуникативных способностей. 

Список использованной литературы

Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. – М. : Просвещение, 2007. – 363 с.

Бодалев, A. A. Психология общения / A. A. Бодалев. – М. : Воронеж : МОДЭК, 2006. – 254 с.

Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. – М. : NB Магистр, 1993. – 190 с.

Ершова, А. П. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками / А. П. Ершова, Е. А. Захарова, Т. Г. Пеня,М. С. Чернявская, Л. В. Школяр. М. : Просвещение, 2001. – 128 с.

Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров – М. : Академия, 2005. – 176 с.

Копытин, А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе : методическое пособие / А. И. Копытин. СПб. : Академия постдипломного педагогического образования, 2005. – 256 с.

Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб. : Питер, 2009. – 320 с.

Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 560 с.

Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : Наука, 2003. – 384 с.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М. : Омега-Л, 2015. – 134 с.

Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Д. Б. Эльконин. М. : Академия, 2007. 384 с.

Якупов, А. Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации / А. Н. Якупов. М. : МГК ; Магнитогор. гос. муз. пед. ин-т, 2005. – 292 с.

Просмотров работы: 88