Финансовая устойчивость характеризуется состоянием финансовых ресурсов, которое соответствует рынку и показывает потребности развития фирмы. С этой целью проведем дальнейший анализ состояния предприятия и выявим основные проблемы его развития.
Таблица 1 – Оценка уровня финансовой устойчивости ПАО «АВТОВАЗ»
Показатели |
2010г. |
2013г. |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
Абсолютное отклонение (+/-), 2017г. к 2010 г., тыс. руб. |
Коэффициент маневренности (мобильности) |
-5,633 |
-3,137 |
3,795 |
3,016 |
2,429 |
+8,062 |
Коэффициент заемных средств |
6,672 |
3,369 |
-2,924 |
-2,569 |
-1,947 |
-8,619 |
Коэффициент финансирования |
0,103 |
0,204 |
-0,212 |
-0,245 |
-0,311 |
-0,414 |
Коэффициента структуры привлеченного капитала |
0,280 |
0,343 |
0,363 |
0,423 |
0,399 |
+0,119 |
Коэффициент автономии |
0,093 |
0,169 |
0,269 |
0,325 |
0,451 |
+0,358 |
Коэффициент финансового Левериджа |
9,707 |
4,810 |
4,721 |
4,077 |
3,218 |
-6,489 |
Исходя из полученных данных, ПАО «АВТОВАЗ» находится в состоянии кризиса, поскольку анализ приведенных коэффициентов в таблице 1, выявляет абсолютную зависимость от заемных средств. Организация не является финансово устойчивой и неэффективно реализует свою хозяйственную деятельность.[1]
Поддержка финансовой устойчивости невозможна без ликвидного баланса. С этой целью обратим внимание на таблицу 2, в которой представлена оценка ликвидность бухгалтерского баланса ПАО «АВТОВАЗ» за 2010 – 2017 годы. [2]
Таблица 2 – Оценка ликвидность бухгалтерского баланса ПАО «АВТОВАЗ» за 2010 – 2017 годы
Актив бухгалтерского баланса |
Пассив бухгалтерского баланса |
||
2010 год |
|||
Актив баланса |
Соотношение |
Пассив баланса |
Излишек/ Дефицит |
А1 =17359 |
Не выполняется |
П1 =24466 |
-7107 |
А2 =7668 |
Не выполняется |
П2 =41074 |
-33406 |
А3 =28469 |
Не выполняется |
П3 =37709 |
-9240 |
А4 =72933 |
Не выполняется |
П4 =22508 |
-50425 |
2013 год |
|||
Актив баланса |
Соотношение |
Пассив баланса |
Излишек/ Дефицит |
А1 =3062 |
Не выполняется |
П1 =26054 |
-23028 |
А2 =15912 |
Не выполняется |
П2 =19537 |
-3625 |
А3 =36895 |
Не выполняется |
П3 =65627 |
-28732 |
А4 =97073 |
Не выполняется |
П4 =37924 |
-59149 |
2015 год |
|||
Актив баланса |
Соотношение |
Пассив баланса |
Излишек/ Дефицит |
А1 =4567 |
Не выполняется |
П1 =71009 |
-66442 |
А2 =16851 |
Не выполняется |
П2 =41485 |
-24634 |
А3 =30675 |
Не выполняется |
П3 =85140 |
-54465 |
А4 =109040 |
Не выполняется |
П4 =-40647 |
-149687 |
2016 год |
|||
Актив баланса |
Соотношение |
Пассив баланса |
Излишек/ Дефицит |
А1 =16476 |
Не выполняется |
П1 =73363 |
-56887 |
А2 =23530 |
Не выполняется |
П2 =43095 |
-19565 |
А3 =25559 |
Не выполняется |
П3 =92146 |
-66587 |
А4 =96383 |
Не выполняется |
П4 =-49421 |
-145804 |
2017 год |
|||
Актив баланса |
Соотношение |
Пассив баланса |
Излишек/ Дефицит |
А1 =7263 |
Не выполняется |
П1 =77673 |
-70410 |
А2 =26135 |
Не выполняется |
П2 =34992 |
-8857 |
А3 =22873 |
Не выполняется |
П3 =91568 |
-68695 |
А4 =87905 |
Не выполняется |
П4 =-62136 |
-150041 |
А4 =87905 |
Не выполняется |
П4 =-62136 |
-150041 |
На основании данных, представленных в таблице 2, следует заключить, что структура бухгалтерского баланса ПАО «АВТОВАЗ» за 2010 – 2017 годы не оптимальна. Активы, сформированные по степени ликвидности не позволяют своевременно погашать обязательств.
Таблица 3- Анализ и оценка платежеспособности ПАО «АВТОВАЗ» за 2010 – 2017 годы
Коэффициенты |
2010г. |
2013г. |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
Абсолютное отклонение (+,-), 2017 г. к 2015 г. |
Текущей ликвидности |
0,73 |
0,99 |
0,36 |
0,47 |
0,45 |
0,09 |
Быстрой ликвидности |
0,38 |
0,41 |
0,19 |
0,34 |
0,29 |
0,1 |
Абсолютной ликвидности |
0,26 |
0,07 |
0,04 |
0,14 |
0,06 |
0,02 |
Можно отметить, что степень покрытия высоколиквидными и быстрореализуемыми активами предприятия критическая. Предприятие является неплатёжеспособным в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде.
Из графиков, изображенных на рисунке 1 видно, что в течении исследуемого периода, а именно с 2010 по 2017 гг. условия ликвидности баланса не выполняются, а коэффициенты ликвидности имеют тенденцию к уменьшению своих значений.
На рисунке 1 наглядно представлена динамика показателей ликвидности бухгалтерского баланса ПАО «АВТАВАЗ».
Рисунок 1 – Динамика показателей ликвидности бухгалтерского баланса ПАО «АВТОВАЗ» за 2010 – 2017 годы.
На данный момент предприятие "АВТОВАЗ" имеет слабую способность выполнения своих краткосрочных (текущих) обязательств и является не платёжеспособным к краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.
Показатели, отражающие эффективность управления активами предприятия и характеризующие деловую активность таблицу 4.
Таблица 4 – Оценка уровня деловой активности ПАО «АВТОВАЗ» за 2010 – 2017 годы
2010г |
2013г. |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
||||
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала |
1,61 |
3,72 |
3,75 |
3,96 |
4,36 |
+2,75 |
|||
Средняя продолжительность одного борота собственного капитала, дни |
27,77 |
60,13 |
46,29 |
90,90 |
90,57 |
+62,79 |
|||
Коэффициент оборачиваемости заемного капитала |
1,833 |
4,320 |
1,690 |
1,649 |
2,023 |
+0,19 |
|||
Средняя продолжительность одного оборота в днях заемного капитала |
147,2 |
154,7 |
199,1 |
198,5 |
163,1 |
+15,8 |
|||
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
21,47 |
9,966 |
8,278 |
9,409 |
9,416 |
-12,054 |
Продолжение таблицы 4
Средняя продолжительность одного оборота дебиторской задолженности, дни |
16,80 |
36,19 |
43,54 |
38,36 |
38,20 |
+21,4 |
Коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности |
7,116 |
6,789 |
2,935 |
2,834 |
3,427 |
-3,689 |
Средняя продолжительность одного оборота кредиторской задолженности, дни |
50,61 |
53,02 |
122,71 |
127,03 |
105,01 |
+54,40 |
Коэффициент оборачиваемости запасов |
3,226 |
3,726 |
3,754 |
3,963 |
4,368 |
+1,142 |
Средняя продолжительность одного оборота оборачиваемости запасов, дни |
54,20 |
46,14 |
33,62 |
29,91 |
24,90 |
-29,3 |
На основании данных, представленных в таблице 4, следует заключить, что ПАО «АВТОВАЗ» не эффективно использует собственные средства, заемные средства.[3]. Выявляются проблемы в управлении бизнесом.
На основании проведенного анализа можно заключить, что ПАО «АВТОВАЗ» не является достаточно эффективной и финансово устойчивой. Существует опасность неплатежеспособности.[5]
Снижение такого финансового показателя, как уровень продаж, оказало значительное влияние на финансовую устойчивость ПАО «АВТОВАЗ».
Так, выпуск легковых автомобилей за 2015-2016 гг. упал на 35,10%. Выпуск грузовых машин и автобусов в стране за аналогичный период снизился на 27,2 %.
К 2017 году наблюдается улучшение уровня продаж. В этом году было продано на 12% больше, чем за предыдущий.
Таблица 5 - Анализ динамики чистой прибыли ПАО «АВТОВАЗ» ЗА 2010-2017 гг.
Показатель |
2010 г. |
2013 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Чистая прибыль |
2472 |
-6899 |
-43233 |
-35467 |
-12384 |
-14856 |
На основании таблицы 5, можно отметить, что за 2010-2017 гг. поступление чистой прибыли значительно уменьшилось. Пик убытков пришёлся на 2015 г., когда в силу вступили санкции, что в свою очередь является их негативным последствием. Но с 2016 г. начинается довольно незначительное улучшение состояния.[4]
Исходя из вышесказанного можно заключить, что ПАО АВТОВАЗ» не является платежеспособной и прибыльной организацией. Проведенный анализ показателей финансовой устойчивости, показал, что бухгалтерский баланс предприятия не является ликвидным и предприятие зависит от заемных денежных средств. ПАО «АВТОВАЗ» не является финансово устойчивой и эффективной организацией.
Список литературы:
1. Банк В. Р., Банк С. В., Тараскина А. В. Финансовый анализ: учеб.пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2017. — 344с.
2. Официальный сайт ПАО «Автоваз» - URL http://info.avtovaz.ru/ (дата обращения: 18.10.2018).
3. Протасов В. Ф., Протасова А. В. Анализ деятельности предприятия (фирмы) производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг, оценка персонала. Учеб.пособие. — 2-е изд.перераб. и доп. — М.: «Финансы и статистика», 2017. — 522 с.; ил.
4.Рожков, И.М. Финансовый менеджмент: анализ финансово-экономического состояния и расчет денежных потоков предприятия: Практикум. № 1352 / И.М. Рожков. - М.: МИСиС, 2017. - 38 c.
5. Турманидзе, Т.У. Финансовый анализ: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Т.У. Турманидзе.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 287 c.