ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕВУШКАМИ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕВУШКАМИ В ВУЗЕ

Поспелова П.В. 1, Лыженкова Р.С. 1
1ИрГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование мотивации к занятиям физической культурой - одна из важнейших проблем современного вуза. Организация образовательного процесса отражает факт, что наряду с общеобразовательными и специальными дисциплинами, физическому воспитанию и спортивным занятиям уделяется должное внимание, однако молодёжь не желает заниматься физической культурой систематически.

Цель работы: Рассмотреть, как влияет сопровождение музыкой и танцевальные направления на занятия с девушками в вузе.

Задачи исследования:

Изучить мотивирующие функции музыки и танцев на основе научно-практической литературы.

Рассмотреть воздействие танцевальных движений на эмоциональное, а также физическое состояние человека;

провести опрос девушек-студенток в социальных сетях «Увеличивается ли интерес к занятиям физической культурой при использовании музыки и танцев»

Музыкальное сопровождение в совместимости с танцевальными направлениями на занятиях с девушками в высших учебных заведениях способствует систематическим занятиям физической культурой и повышают интерес к ним.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; опрос студенток в социальных сетях.  

Актуальность темы состоит в том, что  одной из главных задач педагогов и тренеров в наши дни является привлечение людей к занятиям физической культурой и спортом. В этой связи возникает проблема повышения мотивации населения к физкультурным занятиям.

Установлено, что в наше время люди постоянно используют  музыку в разных направлениях. Обратим внимание на тот факт, что музыкальное сопровождение является необходимой составляющей любой деятельности: во многих лечебницах мира используют музыку для снижения артериального давления, а также она нашла широкое применение и на занятиях физической культурой в учебных заведениях страны. Беда в том, что процесс обучения в ВУЗе организован как последовательное чередование учебных занятий в течение всего периода обучения, экзаменационных сессий и каникулярного периода. Поэтому, для того, чтобы увеличить время, которое уделяется физическим нагрузкам, нужно привлекать студентов к самостоятельным занятиям спортом, для чего необходимо повышать интерес к подобной деятельности. Будет справедливо сказать, что, снижение двигательной активности студентов - следствие применения на занятиях физической культуры малоэффективных образовательных средств, которые не учитывают мотивацию студентов к спорту. А оказывать влияние на мотивацию к занятиям физкультуры можно благодаря правильно организованному процессу физического воспитания и использованию на практике современного фитнеса и спортивных танцев, которые приводят к возникновению потребности и желанию заниматься физическими упражнениями, а ведение здорового образа жизни приобретает личностный смысл.

Многие осторожно обходят проблему того, что система физического воспитания в вузе не учитывает потребностей и интересов студентов, в результате этого практически отсутствует устойчивая мотивация к двигательной деятельности. Всё это говорит о том, что эффективность занятий напрямую зависит от осознанности студентами целей и личностной ценности занятий.[1,3,4,5,7,8]

Важно заметить, что физическая культура формировалась как общественная специфическая сфера, которая отличается от других сфер тем, что занятия направлены на развитие наших собственных физических умений, волевых качеств и многообразие возможностей.[6, стр.356]

Проанализировав литературные источники, можно считать, что модернизация в области высшего образования обусловлена высокими критериями, предъявляемыми современным обществом к физическому и психическому состоянию здоровья. В связи с этим повышается уровень требований к содержанию учебных программ вузов по освоению как профессиональных, так и общекультурных компетенций. Средства физической культуры можно отнести к общекультурным ценностям, способствующим не только сохранению и укреплению здоровья, но и формированию личности.[1, стр.1]

Никто не станет отрицать, что сегодня серьёзной и актуальной становится проблема состояния и поддержания здоровья студентов. Поэтому, позиция молодого поколения по отношению к занятиям физической культурой и спортом - это серьёзная педагогическая проблема образовательного процесса.[7, стр.3]

Так, преподаватели физической культуры в меняющейся парадигме физического воспитания становятся не только проводниками и пропагандистами развития здоровья и здорового образа жизни, но и инноваторами в разработке новых практик психофизического и социально-культурного развития студентов.[4, стр.99]

Выделено три блока мотивов, которые подходят для исследования мотивации к занятиям физической культурой у студенток в ВУЗе:

-мотивы укрепления здоровья; стремление к укреплению и поддержанию здоровья, хорошее физическое самочувствие после занятий;

-мотивы развития двигательных и волевых качеств; развитие силы, выносливости и скорости

-эмоциональные мотивы; удовольствие от занятий, хорошее настроение во время и после занятий.[7, стр.5]

Полезно знать, что ритмичная музыка, сам ритм двигательных действий, как известно из литературных источников, создают благоприятное настроение, мотивируют творческую активность в постижении искусства движений, продлевают и повышают работоспособность, создают стимулы деятельности.[2, стр.774]

Так же применение фитнес - технологий в учебном процессе студентов вузов способствует повышению интереса и мотивации к занятиям и направлены на освоение компетенции по изучению и применению методов и средств физической культуры, так как, занимаясь, фитнес - технологиями, студенты приобретают умение творчески использовать средства и методы физического воспитания.[1, стр.2]

С целью выявления отношения студенток к танцевальным направлениям и музыке, включенными в программу занятий физической культурой, был проведён опрос среди девушек - студенток 1-4-го курсов ИРГУПС (всего 176 респондентов).

На вопрос: «Увеличивается ли интерес к занятиям физической культурой при использовании музыки и танцев?»

-более половины студенток (81%) положительно оценили танцевальные направления и сопровождение музыкой на занятиях физической культурой, то есть интерес увеличивается, так как это мотивирует девушек.

-19% студенток ответили, что интерес к занятиям не увеличивается благодаря танцевальным направлениям и музыки.

На вопрос: «Помогают ли занятия танцами узнать людей в процессе коллективной работы?»

-85% девушек считают, что танцы способствуют слаженности коллективной работы.

-15% проголосовали за то, что занятия танцами не помогают узнать людей.

На вопрос: «Отношение к тому, что занятия танцами входят в учебный план».

-92% проголосовавших девушек положительно относятся к тому, что занятия танцами входят в учебный план.

-8% отрицательно относятся к тому, что занятия танцами входят в учебный план.

На вопрос: «Посещаете ли вы чаще занятия, при включении в них музыкального сопровождения и танцевальных направлений?»

-89% опрошенных ответили, что они посещают занятия чаще при введении в занятия музыкального сопровождения и танцевальных направлений.

-у 11% девушек посещаемость при этом не изменяется.

И на последний вопрос: «Хотели бы вы, чтобы танцы и музыка были неотъемлемой частью занятий физической культурой?»

-96% опрошенных девушек очень хотели бы, чтобы танцевальные направления и музыкальное сопровождение были включены в программу занятий по физической культуре.

-4% студенток не одобряют такое нововведение.

На основе анализа литературы и проведенного опроса, есть все основания считать, что танец совместно с музыкой имеет огромный психотерапевтический потенциал и воздействует через все органы чувств, и особенно – через нервную систему, поэтому повышается интерес к занятиям физической культурой. Следовательно, из вышеизложенного, вытекает, что увеличивается систематичность и посещаемость занятий, сопровождаемых музыкой, с использованием танцевальных направлений.Безусловно, важным условием можно считать, соответственно, грамотное использование музыкального сопровождения на физкультурных занятиях, которое требует специальных знаний и является важной частью профессиональных умений специалиста по физической культуре и его компетентности. Можно сказать то, что грамотный выбор музыкального сопровождения может в значительной мере повысить эффективность занятий физической культурой и их качество, а также решать многие задачи физического, эстетического, нравственного воспитания .

Список литературы:

Ковшура Е.О, Ковшура Т.Е., Власова З.Н. Внедрение современных технологий в учебный процесс по физической культуре студентов вузов/Издательский дом «Среда»//2013г, стр.1-4

Курысь В.Н., Гзирьян Р.В. Ритмическая гимнастика как элемент духовности физической культуры личности/Фундаментальные исследования//2013г,№11, стр.772-776

Максютова Г.У. Хореография в духовной и физической культуре как единство гармонии тела, воли и разума/Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов//2016г, стр. 697-699

Митин М.Н., Филиппова С.Н. Учебные занятия танцами как средство психофизического профессионального и культурного развития студентов/Вестник РМАТ//2016г, №3, стр. 99-105

Усатая Е.А., Осипова Е.Ф. Влияние музыки на занятия физической культурой/Новая наука в интерпретации современного образовательного процесса//2016г, стр. 356-359

Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе/Вестник Мининского университета// 2018г, №1, стр.1-16

Просмотров работы: 30