В последние годы стремительно возрастает востребованность и популярность сети Интернет в качестве информационного, коммуникативного, экзистенциального, игрового пространства, и он становится неотъемлемой составляющей фактически в любой отрасли человеческой жизнедеятельности. Это очень значимый и мощный по степени воздействия фактор, обусловливающий развитие и формирование личностных черт подрастающего поколения. Как свидетельствуют социологические исследования, проведенные фондом общественного мнения, интенсивнее всех пользуются Интернет-ресурсами лица детской и ой возрастных категорий.
Параллельно с этим, вместе с очевидными преимуществами Интернет-среды (прежде всего, ее удобством, доступностью, широкомасштабностью), налицо обостряющаяся проблема, связанная с проявлениями массовой Интернет-зависимости. Лица ого возраста, из-за характерных возрастных особенностей (незрелости, лабильностью личностной структуры) уязвимее всего перед воздействием отрицательных влияний (Ковалев В.В.). Следствия сильной вовлеченности в Интернет-среду уже активно проявляются в различных сферах деятельности . Появляются сложности с учебой, учащаются межличностные конфликты, происходит инфантилизация личности и наблюдается очевидный регресс (Войскунский А.Е.).
В психологической литературе всесторонне проработан аспект индивидуально-психологическихособенностей личности, зависимой от психоактивных веществ, однако непосредственно исследования, нацеленные на изучение личностного профиля человека с Интернет-зависимостью, начали появляться не столь давно.
В 1998 году K.Young и R.C.Rodgers предприняли первые попытки выявления психологических особенностей, связанных с Интернет зависимым поведением. Позднее исследователи связывали следующие личностные особенности с Интернет-аддикцией: шизоидные проявления (Allison S.E. et al., 2006), интроверсия и позиционирование себя одиноким (Caplan S.E. et al., 2009), агрессивные проявления и отчуждение от других (Caplan S.E. et al., 2009; Chiu S. et al. 2004; Kim E.J. et al., 2008; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), стремление к остроте ощущений (Chiu S. et al., 2004; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), понижение персонального личного контроля и нарциссизм (Kim E.J. et al., 2008), низкий порог оценки своего "я" (Ко С. et al., 2005), невротизм (Mehroof М., Griffiths M.D., 2010; Peters S., Malesky L., 2008; Hamburger Y.A. et al., 2000), малая степень развития эмоционального интеллекта (Parker J. et al., 2008), малая персональная результативность в реальности в сопоставлении с повышенной - в интернет-среде (Jeongand К., 2010). Российские ученые выявили корреляцию интернет-аддикции и алекситимии, степени выраженности способностей к эмпатии (Теперик Р.Ф., Жукова М.А., 2009). Выявлено также наличие связи интернет-аддикции с пониженной оценкой своего "я" и депрессивным состоянием (Егоров А.Ю. и др., 2005). Некоторые психологи видят связь игровой компьютерной зависимости с повышенной ситуативной тревожностью, интенсивным психологическим напряжением, общим отходом от личной нормы, спадом работоспособности и вегетативного показателя (Литвиненко О.В., 2008).
Таким образом, несмотря на большое количество исследований, проведенных как в нашей стране, так и в зарубежных странах, посвященных изучению психологических особенностей связанных с Интернет-зависимостью, данное явление остается еще не до конца изученным.
Наиболее актуальна проблема Интернет-зависимости среди молодежи, так как подавляющее большинство - активные посетители Интернета. Один из основных вопросов профилактики данного явления - изучение психологических особенностей с разной интенсивностью проявления Интернет-зависимости.
Цель исследования: выявить психологические особенности Интернет-зависимых.
Объект исследования: психологические особенности.
Предмет исследования: психологические особенности Интернет-зависимых.
Гипотеза исследования: Интернет-зависимые отличаются от не зависимых людей, не имеющих Интернет-зависимость по своим психологическим особенностям. Так Интернет-независимые характеризуются адекватной самооценкой, нормальным уровнем тревожности и агрессивности в отличие от Интернет-зависимых .
Задачи исследования:
провести теоретический анализ литературы по теме исследования;
дать психологическую характеристикулюдей n-ого возраста;
изучить индивидуально-психологические особенности с Интернет-зависимым поведением;
подобрать методики для проведения эмпирического исследования;
организовать и провести исследование;
провести обработку результатов эмпирического исследования;
сформулировать выводы по результатам проведенного исследования.
Методология исследования:
- исследование психологических факторов риска Интернет–зависимости, выполненные российскими и зарубежными учеными (Войскунский А.Е., Жичкина А.Е., Егоров А.Ю., Янг К.).
Методы исследования:
изучение психолого-педагогической литературы;
тестирование;
статистический анализ эмпирических данных.
Методики исследования:
Тест Кимберли Янг на интернет-зависимость.
Выборка исследования: всего в исследовании приняло участие 40 - учащихся КФУ института физики по направлению нанотехнологии и микросистемная техника, а также по направлению нанотехнологий и телекоммуникаций (20-24 лет) Из них 16 - девушки (40%), 24 юноши (60%). Критерием для включения испытуемых в исследование являлся факт наличия доступа к Интернет-ресурсам.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы школьными психологами в рамках психологического консультирования пользователей сети Интернет и для профилактики Интернет-зависимости. Разработанные автором методические рекомендации для педагогов и родителей по профилактике Интернет-аддикции и сохранению здоровья − пользователей Интернета – могут быть использованы в практике общеобразовательных учреждений. Данными рекомендациями могут воспользоваться руководители и преподаватели дошкольных и общеобразовательных учреждений, методисты компьютерных залов, педагоги-психологи, социальные педагоги, родители, а также студенты педагогических учебных заведений. Отдельные положения могут применяться в организации воспитательной работы в досуговых учреждениях, в центрах реабилитации, приютах и др. Совокупность положений и выводов, содержащихся в диссертационном исследовании, позволяет повысить эффективность деятельности по профилактике и коррекции аддиктивного поведения в среде Интернет.
Обоснованность и достоверность результатов исследования и научных выводов обеспечивается методологической и логической проработкой изучаемой проблемы, соответствием методов исследования его задачам, проверкой теоретических положений исследования в педагогическом эксперименте; корректной статистической обработкой результатов исследования.
Личный вклад автора в исследование состоит в раскрытии и конкретизации содержания понятия «Интернет-аддикция», классификации Интернет-зависимых; обосновании педагогических условий, необходимых для осуществления эффективной коррекционной программы; разработке педагогической модели коррекции Интернет-аддикции у ; в организации и проведении педагогического эксперимента.
Исследование проходило в 3 этапа:
На первом этапе нами были подобраны методы и методики, направленные на решение поставленных целей и составлены бланки для проведения исследования.
На втором этапе нами было проведено исследование, направленное на выявление психологических особенностей, с разной степенью Интернет-зависимости.
Исследование проводилось на базе КФУ. всего в исследовании приняло участие 40 - учащихся института физики по направлению нанотехнологии и микросистемная техника, а также по направлению нанотехнологий и телекоммуникаций (20-24 лет) Из них 16 - девушки (40%), 24 юноши (60%). Критерием для включения испытуемых в исследование являлся факт наличия доступа к Интернет-ресурсам.
Полученные в ходе исследования параметры нашли свое отражение в таблицах, рисунках, диаграммах. Список принявших участие в исследовании психологических особенностей интернет-зависимых отображен в Приложении 1.
В исследовании мы использовали следующие методики:
Тест Кимберли Янг на Интернет зависимость.
Инструкция: перед вами 40 вопросов, прочитайте их внимательно и
выберите наиболее подходящий для вас ответ из шкалы
Вопросы |
Никогда |
Редко |
Регулярно |
Часто |
Постоянно |
Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались? |
|||||
.Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались? |
|||||
Предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером? |
|||||
4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне? |
|||||
5. Раздражаетесь из- за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети? |
|||||
6.Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как с лишком много времени проводите в сети? |
|||||
7. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что - то другое, более необходимое? |
|||||
8. Отмечаете, что снижается производительность труда из - за увлечения интернетом? |
|||||
9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети? |
|||||
10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете? |
|||||
11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть? |
|||||
12. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна? |
|||||
13. Ругаетесь, кричите или иным 34 образом выражаете свою досаду, когда кто - то пытается отвлечь вас от пребывания в сети? |
|||||
14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна? |
|||||
15. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне? |
|||||
16. Говорите себе: "Еще минутку", сидя в сети? |
|||||
17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне? |
|||||
18. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети? |
|||||
19. Вместо того, чтобы выбраться куда - либо с друзьями, выбираете интернет? |
|||||
20. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне? |
|||||
21. Чувствуете ли Вы эйфорию, оживление, возбуждение, находясь за компьютером? |
|||||
22. Требуется ли Вам проводить всё больше времени за компьютером, чтобы получить те же ощущения? |
|||||
23. Чувствуете ли вы пустоту, депрессию, раздражение, находясь не за компьютером? |
|||||
24. Случалось ли Вам пренебрегать важными делами, в то время как Вы были заняты за компьютером, но не работой? |
|||||
25. Проводите ли Вы в сети больше 3 - х часов в день? |
|||||
26. Если Вы в основном используете компьютер для работы, общаетесь ли в рабочее время в чатах или заходите на сайты, не связанные с работой, более 2 - х раз в день? |
|||||
27. Качаете ли Вы файлы с сайтов с порнографическим содержанием? |
|||||
28. Считаете ли Вы, что с человеком легче общаться 35 «онлайн», нежели личн о? |
|||||
29. Говорили ли Вам друзья или члены семьи, что Вы слишком много времени проводите «онлайн»? |
|||||
30. Мешает ли Вашей деловой активности количество времени, проводимое в сети? |
|||||
31. Бывало ли такое, что Ваши попытки ограничить время, проводимое в сети, оказывались безуспешными? |
|||||
32. Бывает ли так, что Ваши пальцы устают от работы на клавиатуре или от щёлканья кнопкой мыши? |
|||||
33. Случалось ли Вам лгать на вопрос о количестве времени, проводимом в сети? |
|||||
34. Был ли у Вас хоть раз «синдром карпального канала» (онемение и боли в кисти руки)? |
|||||
35. Бывают ли у Вас боли в спине чаще 1 - го раза в неделю? |
|||||
36. Бывает ли у Вас ощущение сухости в глазах? |
|||||
37. Увеличивается ли время, проводимое Вами в сети? |
|||||
38. Случалось ли Вам пренебречь приёмом пищи или есть прямо за компьютером, чтобы остаться в сети? |
|||||
39. Случалось ли Вам пренебречь личной гигиеной, например, бритьём, причёсыванием и т.п., чтобы провести это время за компьютером? |
|||||
40. Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна с тех пор, как Вы стали использовать компьютер ежедневно? |
За каждый ответ «никогда/крайне редко» начислите себе 1 балл
За каждый ответ «иногда» — 2 балла
За каждый ответ «регулярно» — 3 балла
За каждый ответ «часто» — 4 балла
За каждый ответ «очень часто» — 5 баллов
29-49 баллов — вы обычный интернет-пользователь. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя.
50-79 баллов – у вас некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если вы не обратите на них внимание сейчас, в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь.
80-100 баллов – использование интернета вызывает значительные проблемы в вашей жизни. Требуется помощь специалиста-психотерапевта.
Анализируя результаты тестов на Интернет зависимость по
тесту Кимберли Янг на Интернет зависимость, можно констатировать, что у 60% людей есть Интернет зависимость. У 30% есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. У 10% нет зависимости вообще. Исходя из беседы со студентами, о причинах их пребывания в Сети большинство сказали, что в основном беседуют с друзьями, меньшая часть используют Интернет для чтения каких-либо статей, но никого не нашлось, кто бы просто так выходил в Интернет. И, так же, абсолютно все сказали, что ищут информацию для учебы.
Большинство для выхода в Сеть используют не компьютеры, а телефоны и планшеты.
Если же говорить об Игровой зависимости, то по результатам теста Кимберли Янг на Игровую-зависимость, то зависимы от Игры 50%, имеют некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечение Интернетом 30% опрошенных подростков, и не имеют зависимости вообще 20%
Приложение 1
Данные участников эмпирического исследования
Присвоенный индивидуальный № испытуемому |
Пол |
Курс |
Возраст |
1 |
Ж |
4 |
20 |
2 |
Ж |
4 |
22 |
3 |
Ж |
4 |
23 |
4 |
Ж |
4 |
24 |
5 |
Ж |
4 |
24 |
6 |
Ж |
4 |
22 |
7 |
Ж |
4 |
21 |
8 |
Ж |
4 |
21 |
9 |
Ж |
4 |
24 |
10 |
Ж |
4 |
23 |
11 |
Ж |
4 |
20 |
12 |
Ж |
4 |
20 |
13 |
Ж |
4 |
21 |
14 |
Ж |
4 |
21 |
15 |
Ж |
4 |
21 |
16 |
Ж |
4 |
21 |
17 |
М |
4 |
23 |
18 |
М |
4 |
22 |
19 |
М |
4 |
22 |
20 |
М |
4 |
22 |
21 |
М |
4 |
22 |
22 |
М |
4 |
23 |
23 |
М |
4 |
21 |
24 |
М |
4 |
21 |
25 |
М |
4 |
20 |
26 |
М |
4 |
20 |
27 |
М |
4 |
24 |
28 |
М |
4 |
24 |
29 |
М |
4 |
23 |
30 |
М |
4 |
23 |
31 |
М |
4 |
21 |
32 |
м |
4 |
22 |
33 |
М |
4 |
21 |
34 |
М |
4 |
20 |
35 |
М |
4 |
21 |
36 |
М |
4 |
22 |
37 |
М |
4 |
23 |
38 |
М |
4 |
20 |
39 |
М |
4 |
21 |
40 |
М |
4 |
22 |
Список использованных источников и литературы
1. Менделевич В. Д., Садыкова Р.Г. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) // Вестник клинической психологии. - 2003. - №2. - Т.1. - С.153-158.
2. Саглам Ф.А. Педагогические условия коррекции Интернет-аддикции у подростков: автореф. дис.. .канд. пед. наук. - Казань, 2009. - 23 с.
3. www.fom.ru
4. «План первоочередных действий по обеспечению информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции в Курской области на 2013-2015 годы» от 30.10.2013 г. №930-ра
5. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
6. Orzack M.N. Computer addiction: What is it? // Psychiatric Times. - 1998. - V.15. - №8. -
7. Young K. S. Caught in the net: how to recognize the signs of Internet addiction - and a winning strategy for recovery / by Kimberly S. Young, - Canada, 1998. - 248 p