Выявление особенностей Интернет-зависимости среди студентов - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Выявление особенностей Интернет-зависимости среди студентов

Сайфиддинов Д.С. 1, Владимирович Д.П. 1, Латыпова Р.Э. 2
1KФУ
2КФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы стремительно возрастает востребованность и популярность сети Интернет в качестве информационного, коммуникативного, экзистенциального, игрового пространства, и он становится неотъемлемой составляющей фактически в любой отрасли человеческой жизнедеятельности. Это очень значимый и мощный по степени воздействия фактор, обусловливающий развитие и формирование личностных черт подрастающего поколения. Как свидетельствуют социологические исследования, проведенные фондом общественного мнения, интенсивнее всех пользуются Интернет-ресурсами лица детской и ой возрастных категорий.

Параллельно с этим, вместе с очевидными преимуществами Интернет-среды (прежде всего, ее удобством, доступностью, широкомасштабностью), налицо обостряющаяся проблема, связанная с проявлениями массовой Интернет-зависимости. Лица ого возраста, из-за характерных возрастных особенностей (незрелости, лабильностью личностной структуры) уязвимее всего перед воздействием отрицательных влияний (Ковалев В.В.). Следствия сильной вовлеченности в Интернет-среду уже активно проявляются в различных сферах деятельности . Появляются сложности с учебой, учащаются межличностные конфликты, происходит инфантилизация личности и наблюдается очевидный регресс (Войскунский А.Е.).

В психологической литературе всесторонне проработан аспект индивидуально-психологическихособенностей личности, зависимой от психоактивных веществ, однако непосредственно исследования, нацеленные на изучение личностного профиля человека с Интернет-зависимостью, начали появляться не столь давно.

В 1998 году K.Young и R.C.Rodgers предприняли первые попытки выявления психологических особенностей, связанных с Интернет зависимым поведением. Позднее исследователи связывали следующие личностные особенности с Интернет-аддикцией: шизоидные проявления (Allison S.E. et al., 2006), интроверсия и позиционирование себя одиноким (Caplan S.E. et al., 2009), агрессивные проявления и отчуждение от других (Caplan S.E. et al., 2009; Chiu S. et al. 2004; Kim E.J. et al., 2008; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), стремление к остроте ощущений (Chiu S. et al., 2004; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), понижение персонального личного контроля и нарциссизм (Kim E.J. et al., 2008), низкий порог оценки своего "я" (Ко С. et al., 2005), невротизм (Mehroof М., Griffiths M.D., 2010; Peters S., Malesky L., 2008; Hamburger Y.A. et al., 2000), малая степень развития эмоционального интеллекта (Parker J. et al., 2008), малая персональная результативность в реальности в сопоставлении с повышенной - в интернет-среде (Jeongand К., 2010). Российские ученые выявили корреляцию интернет-аддикции и алекситимии, степени выраженности способностей к эмпатии (Теперик Р.Ф., Жукова М.А., 2009). Выявлено также наличие связи интернет-аддикции с пониженной оценкой своего "я" и депрессивным состоянием (Егоров А.Ю. и др., 2005). Некоторые психологи видят связь игровой компьютерной зависимости с повышенной ситуативной тревожностью, интенсивным психологическим напряжением, общим отходом от личной нормы, спадом работоспособности и вегетативного показателя (Литвиненко О.В., 2008).

Таким образом, несмотря на большое количество исследований, проведенных как в нашей стране, так и в зарубежных странах, посвященных изучению психологических особенностей связанных с Интернет-зависимостью, данное явление остается еще не до конца изученным.

Наиболее актуальна проблема Интернет-зависимости среди молодежи, так как подавляющее большинство - активные посетители Интернета. Один из основных вопросов профилактики данного явления - изучение психологических особенностей с разной интенсивностью проявления Интернет-зависимости.

Цель исследования: выявить психологические особенности Интернет-зависимых.

Объект исследования: психологические особенности.

Предмет исследования: психологические особенности Интернет-зависимых.

Гипотеза исследования: Интернет-зависимые отличаются от не зависимых людей, не имеющих Интернет-зависимость по своим психологическим особенностям. Так Интернет-независимые характеризуются адекватной самооценкой, нормальным уровнем тревожности и агрессивности в отличие от Интернет-зависимых .

Задачи исследования:

провести теоретический анализ литературы по теме исследования;

дать психологическую характеристикулюдей n-ого возраста;

изучить индивидуально-психологические особенности с Интернет-зависимым поведением;

подобрать методики для проведения эмпирического исследования;

организовать и провести исследование;

провести обработку результатов эмпирического исследования;

сформулировать выводы по результатам проведенного исследования.

Методология исследования:

- исследование психологических факторов риска Интернет–зависимости, выполненные российскими и зарубежными учеными (Войскунский А.Е., Жичкина А.Е., Егоров А.Ю., Янг К.).

Методы исследования:

изучение психолого-педагогической литературы;

тестирование;

статистический анализ эмпирических данных.

Методики исследования:

Тест Кимберли Янг на интернет-зависимость.

Выборка исследования: всего в исследовании приняло участие 40 - учащихся КФУ института физики по направлению нанотехнологии и микросистемная техника, а также по направлению нанотехнологий и телекоммуникаций (20-24 лет) Из них 16 - девушки (40%), 24 юноши (60%). Критерием для включения испытуемых в исследование являлся факт наличия доступа к Интернет-ресурсам.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы школьными психологами в рамках психологического консультирования пользователей сети Интернет и для профилактики Интернет-зависимости. Разработанные автором методические рекомендации для педагогов и родителей по профилактике Интернет-аддикции и сохранению здоровья − пользователей Интернета – могут быть использованы в практике общеобразовательных учреждений. Данными рекомендациями могут воспользоваться руководители и преподаватели дошкольных и общеобразовательных учреждений, методисты компьютерных залов, педагоги-психологи, социальные педагоги, родители, а также студенты педагогических учебных заведений. Отдельные положения могут применяться в организации воспитательной работы в досуговых учреждениях, в центрах реабилитации, приютах и др. Совокупность положений и выводов, содержащихся в диссертационном исследовании, позволяет повысить эффективность деятельности по профилактике и коррекции аддиктивного поведения в среде Интернет.

Обоснованность и достоверность результатов исследования и научных выводов обеспечивается методологической и логической проработкой изучаемой проблемы, соответствием методов исследования его задачам, проверкой теоретических положений исследования в педагогическом эксперименте; корректной статистической обработкой результатов исследования.

Личный вклад автора в исследование состоит в раскрытии и конкретизации содержания понятия «Интернет-аддикция», классификации Интернет-зависимых; обосновании педагогических условий, необходимых для осуществления эффективной коррекционной программы; разработке педагогической модели коррекции Интернет-аддикции у ; в организации и проведении педагогического эксперимента.

Исследование проходило в 3 этапа:

На первом этапе нами были подобраны методы и методики, направленные на решение поставленных целей и составлены бланки для проведения исследования.

На втором этапе нами было проведено исследование, направленное на выявление психологических особенностей, с разной степенью Интернет-зависимости.

Исследование проводилось на базе КФУ. всего в исследовании приняло участие 40 - учащихся института физики по направлению нанотехнологии и микросистемная техника, а также по направлению нанотехнологий и телекоммуникаций (20-24 лет) Из них 16 - девушки (40%), 24 юноши (60%). Критерием для включения испытуемых в исследование являлся факт наличия доступа к Интернет-ресурсам.

Полученные в ходе исследования параметры нашли свое отражение в таблицах, рисунках, диаграммах. Список принявших участие в исследовании психологических особенностей интернет-зависимых отображен в Приложении 1.

В исследовании мы использовали следующие методики:

Тест Кимберли Янг на Интернет зависимость.

Инструкция: перед вами 40 вопросов, прочитайте их внимательно и

выберите наиболее подходящий для вас ответ из шкалы

Вопросы

Никогда

Редко

Регулярно

Часто

Постоянно

Замечаете, что проводите в

онлайне больше времени, чем

намеревались?

         

.Замечаете, что проводите в

онлайне больше времени, чем

намеревались?

         

Предпочитаете пребывание в

сети интимному общению с

партнером?

         

4. Заводите знакомства с

пользователями интернета,

находясь в онлайне?

         

5. Раздражаетесь из-

за того, что

окружающие интересуются

количеством времени,

проводимым вами в сети?

         

6.Отмечаете, что перестали делать

успехи в учебе или работе, так как

с

лишком много времени проводите

в сети?

         

7. Проверяете электронную почту

раньше, чем сделаете что

-

то

другое, более необходимое?

         

8. Отмечаете, что снижается

производительность труда из

-

за

увлечения интернетом?

         

9. Занимаете оборонительную

позицию и скрытничаете, когда вас

спрашивают, чем вы занимаетесь в

сети?

         

10. Блокируете беспокоящие

мысли о вашей реальной жизни

мыслями об интернете?

         

11. Обнаруживаете себя

предвкушающим очередной выход

в Сеть?

         

12. Ощущаете, что жизнь

без

интернета скучна, пуста и

безрадостна?

         

13. Ругаетесь, кричите или иным

34

образом выражаете свою досаду,

когда кто

-

то пытается отвлечь вас

от пребывания в сети?

         

14. Пренебрегаете сном,

засиживаясь в интернете

допоздна?

         

15. Предвкушаете, чем займетесь в

интернете, находясь в офлайне?

         

16. Говорите себе: "Еще минутку",

сидя в сети?

         

17. Терпите поражение в попытках

сократить время, проводимое в

онлайне?

         

18. Пытаетесь скрыть количество

времени, проводимое

вами в сети?

         

19. Вместо того, чтобы выбраться

куда

-

либо с друзьями, выбираете

интернет?

         

20. Испытываете депрессию,

подавленность или нервозность,

будучи вне сети и отмечаете, что

это состояние проходит, как

только вы оказываетесь в онлайне?

         

21. Чувствуете ли Вы эйфорию,

оживление, возбуждение, находясь

за компьютером?

         

22. Требуется ли Вам проводить

всё больше времени за

компьютером, чтобы получить те

же ощущения?

         

23. Чувствуете ли вы пустоту,

депрессию, раздражение, находясь

не за компьютером?

         

24. Случалось ли Вам

пренебрегать важными делами, в

то время как Вы были заняты за

компьютером, но не работой?

         

25. Проводите ли Вы в сети

больше 3

-

х часов в день?

         

26. Если Вы в основном

используете компьютер для

работы,

общаетесь ли в рабочее

время в чатах или заходите на

сайты, не связанные с работой,

более 2

-

х раз в день?

         

27. Качаете ли Вы файлы с сайтов

с порнографическим

содержанием?

         

28. Считаете ли Вы, что с

человеком легче общаться

35

«онлайн», нежели личн

о?

         

29. Говорили ли Вам друзья или

члены семьи, что Вы слишком

много времени проводите

«онлайн»?

         

30. Мешает ли Вашей деловой

активности количество времени,

проводимое в сети?

         

31. Бывало ли такое, что Ваши

попытки ограничить время,

проводимое в сети, оказывались

безуспешными?

         

32. Бывает ли так, что Ваши

пальцы устают от работы на

клавиатуре или от щёлканья

кнопкой мыши?

         

33. Случалось ли Вам лгать на

вопрос о количестве времени,

проводимом в сети?

         

34. Был ли у Вас хоть раз

«синдром карпального канала»

(онемение и боли в кисти руки)?

         

35. Бывают ли у Вас боли в спине

чаще 1

-

го раза в неделю?

         

36. Бывает ли у Вас ощущение

сухости в глазах?

         

37. Увеличивается ли время,

проводимое Вами в

сети?

         

38. Случалось ли Вам пренебречь

приёмом пищи или есть прямо за

компьютером, чтобы остаться в

сети?

         

39. Случалось ли Вам пренебречь

личной гигиеной, например,

бритьём, причёсыванием и т.п.,

чтобы провести это время за

компьютером?

         

40. Появились ли у Вас нарушения

сна и/или изменился ли режим сна

с тех пор, как Вы стали

использовать компьютер

ежедневно?

         

За каждый ответ «никогда/крайне редко» начислите себе 1 балл

За каждый ответ «иногда» — 2 балла

За каждый ответ «регулярно» — 3 балла

За каждый ответ «часто» — 4 балла

За каждый ответ «очень часто» — 5 баллов

 

29-49 баллов — вы обычный интернет-пользователь. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя.

50-79 баллов – у вас некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если вы не обратите на них внимание сейчас,  в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь.  

80-100 баллов – использование интернета вызывает значительные проблемы в вашей жизни. Требуется помощь специалиста-психотерапевта.

 

Анализируя результаты тестов на Интернет зависимость по

тесту Кимберли Янг на Интернет зависимость, можно констатировать, что у 60% людей есть Интернет зависимость. У 30% есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. У 10% нет зависимости вообще. Исходя из беседы со студентами, о причинах их пребывания в Сети большинство сказали, что в основном беседуют с друзьями, меньшая часть используют Интернет для чтения каких-либо статей, но никого не нашлось, кто бы просто так выходил в Интернет. И, так же, абсолютно все сказали, что ищут информацию для учебы.

Большинство для выхода в Сеть используют не компьютеры, а телефоны и планшеты.

Если же говорить об Игровой зависимости, то по результатам теста Кимберли Янг на Игровую-зависимость, то зависимы от Игры 50%, имеют некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечение Интернетом 30% опрошенных подростков, и не имеют зависимости вообще 20%

Приложение 1

Данные участников эмпирического исследования

Присвоенный индивидуальный № испытуемому

Пол

Курс

Возраст

1

Ж

4

20

2

Ж

4

22

3

Ж

4

23

4

Ж

4

24

5

Ж

4

24

6

Ж

4

22

7

Ж

4

21

8

Ж

4

21

9

Ж

4

24

10

Ж

4

23

11

Ж

4

20

12

Ж

4

20

13

Ж

4

21

14

Ж

4

21

15

Ж

4

21

16

Ж

4

21

17

М

4

23

18

М

4

22

19

М

4

22

20

М

4

22

21

М

4

22

22

М

4

23

23

М

4

21

24

М

4

21

25

М

4

20

26

М

4

20

27

М

4

24

28

М

4

24

29

М

4

23

30

М

4

23

31

М

4

21

32

м

4

22

33

М

4

21

34

М

4

20

35

М

4

21

36

М

4

22

37

М

4

23

38

М

4

20

39

М

4

21

40

М

4

22

Список использованных источников и литературы

1. Менделевич В. Д., Садыкова Р.Г. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) // Вестник клинической психологии. - 2003. - №2. - Т.1. - С.153-158.

2. Саглам Ф.А. Педагогические условия коррекции Интернет-аддикции у подростков: автореф. дис.. .канд. пед. наук. - Казань, 2009. - 23 с.

3. www.fom.ru

4. «План первоочередных действий по обеспечению информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции в Курской области на 2013-2015 годы» от 30.10.2013 г. №930-ра

5. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

6. Orzack M.N. Computer addiction: What is it? // Psychiatric Times. - 1998. - V.15. - №8. -

7. Young K. S. Caught in the net: how to recognize the signs of Internet addiction - and a winning strategy for recovery / by Kimberly S. Young, - Canada, 1998. - 248 p

Просмотров работы: 139