Роль подготовки специалистов в области экономики для экономики страны - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Роль подготовки специалистов в области экономики для экономики страны

Голубятникова А.В. 1, Голубчикова Н.С. 1, Макарьева Е.А. 1
1Воронежский государственный лесотехнический университет им Г.Ф. Морозова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Главное конкурентное преимущество любой высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, который во многом определяется состоянием системы образования. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от качества образования и подготовки специалиста, наличия у него личностных качеств, позволяющих занять свое место в социальной структуре общества

Экономика России в настоящее время демонстрирует довольно впечатляющие результаты и несмотря на то, что внешняя среда ее функционирования остается весьма неблагоприятной. Власти добились больших успехов в сфере макроэкономического управления, наступило и долгожданное ускорение темпов структурных реформ. С “помощью” высоких цен на энергоносители и девальвации рубля после кризиса 1998 г. реформы принесли три года быстрого экономического роста. Сохранение импульса реформ будет способствовать повышению темпов роста и достижению экономической стабильности в перспективе. В развитых странах проблема качества экономического роста впервые стала актуальной в 1970-е гг. в связи с последствиями, которые оказали «нефтяные шоки» на сложившуюся модель экономического роста[4].

Формирование трудовых ресурсов – сложная и ответственная функция. Во многом кадровая политика зависит от возможностей организации. При этом не составляет особого труда найти подходящего кандидата на должность, не требующую высокой квалификации. Однако с рядом профессий в настоящее время есть определенные трудности, поскольку найти грамотных специалистов в данных областях достаточно сложно[1].

В настоящее время в России происходят большие изменения во всех сферах жизни людей: в экономической, социальной и политической. Переход к рыночной экономике требует формирования новых профессиональных качеств специалиста среднего звена. Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.

Наиболее значимым для устойчивого развития и экономического роста экономической системы любого уровня является человеческий фактор, качество человеческих ресурсов[3].

Образование является неотъемлемым условием современной жизни и хозяйственной деятельности человека. Без определенного уровня знаний невозможно проводить правильную оценку жизненных ситуаций и принимать адекватные решения, трудно выявлять индивидуальные способности, а затем применять их в работе.Образование – это необходимое условие, которое делает человека способным к изменению внешнего мира и самого себя. Посредством образования человек постигает многие науки и наделяет себя знаниями, приобретая способность к созидательной деятельности. Любая хозяйственная практика становится эффективной только при наличии образования, а хозяйственные механизмы могут получать новые импульсы к развитию .Оно охватывает большую часть экономических и социальных отношений и поэтому его исследования имеет множество аспектов.

Кроме этого, оно представляет собой систему отношений, в которые вступает человек в процессе обучения. Образовательный процесс – это взаимодействие многих сторон, порождающее множество отношений. Они включают в себя отношения между педагогом и учеником, между учеником и обучающейся группой, между педагогом и трудовым коллективом, между педагогом и образовательным учреждением, между образовательным учреждением и трудовым коллективом, между образовательным учреждением и государственными органами и другие. Основное содержание этих отношений сводится к получению доступа к знаниям или условиям их получения, что обеспечит при последующей реализации знания получение определенного дохода. Знание, информация, трудовой навык являются редкими благами, поэтому присвоение и обладание ими становятся спорными для всех участников отношений. Данная проблема требует детального исследования и является частью предмета экономики образования.
На правительстве лежит большая ответственность за основополагающие факторы: система начального и среднего образования, базовая инфраструктура страны, проведение исследований в областях, представляющих интерес, например в здравоохранении. Усилия, направляемые по пути создания благоприятных факторов, редко приводят к формированию конкурентных преимуществ. Факторы, приводящие к конкурентным преимуществам, будут прогрессивными, специализированными и тесно привязанными к определенным отраслям или группам отраслей.

Общая численность работающих увеличилась с 2000 года на 11,1%. Львиная доля этого прироста пришлась на докризисный период, завершившийся в 2008 году. С этого момента занятость остается практически неизменной. Что касается профессиональной структуры занятости, то за это время больше всего увеличилось количество руководителей — практически в два с лишним раза — с 4,4% до 8,6%, специалистов высшей квалификации — с 15,6% до 20,4%, работников сферы обслуживания — с 11,8% до 14,5%. Квалифицированных рабочих при этом стало меньше на 10%, неквалифицированных — на 20%, а работников сельского хозяйства — почти на 40%. В итоге доля работников высоких профессиональных квалификаций составила 62% от общего количества занятых, а доля низкоквалифицированных работников — всего лишь 38%. По прогнозам специалистов, в ближайшие годы эта тенденция сохранится. Топ-10 самых востребованных профессий на сегодня Еще лет десять назад среди специалистов возникла обеспокоенность по поводу дисбаланса на рынках образовательных услуг и труда. Из 1,2 миллиона выпускников высших ученых заведений около 40% составляли экономисты и юристы, при этом экономика испытывала недостаток в технологах, инженерах, химиках, биологах. Такая ситуация сохраняется и на сегодняшний день.

Возможно, при выборе будущей профессии стоит более внимательно проанализировать ее перспективы на рынке. В 2018 году топ-5 профессий для специалистов с высшим образованием выглядит следующим образом:

Специалист информационных технологий. Глобальная компьютеризация, ведущая к необходимости создания качественного программного обеспечения, его тестирования и оптимизации, регулярного обслуживания серверов, разработке программ для борьбы с хищением конфиденциальной информации приводит к тому, что специалисты в сфере IT становятся чуть ли не самыми востребованными.

Инженер. Из-за санкций экономика России вынуждена развивать собственное производство в самых разных областях — от пищевой промышленности до тяжелого машиностроения. Поэтому и крупные, и небольшие производственные компании и предприятия все активнее приглашают на работу инженеров. По прогнозам аналитиков, спрос на таких специалистов в ближайшие годы будет только расти.

Маркетолог-аналитик. На востребованность этой профессии также оказали влияние антироссийские санкции. Желая получать прибыль в непростых условиях экономической нестабильности, торговые компании вынуждены все чаще разрабатывать собственную маркетинговую стратегию, основываясь на анализе текущей ситуации.

Сотрудники социальной сферы. В последние десятилетия по причине низкого уровня заработной платы происходит отток молодых специалистов из школ, детских садов, медучреждений. В связи с этим на сегодня наблюдается большое количество вакансий, которые необходимо закрыть.

Переводчик. Требования к качеству перевода с иностранных языков постоянно растут. Поэтому людей, имевших отличные оценки по иностранному в вузах, много, а места переводчиков остаются вакантными. Серьезное изучение иностранного языка — реальный шанс трудоустроиться.

Из-за непрерывных изменений в экономике меняется рынок труда, и те профессии, которые казались востребованными еще пять лет назад, в будущем могут оказаться практически ненужными. Точно предсказать, какие именно специальности станут самыми популярными, очень сложно. Например, в 2005 году аналитики заявляли, что через 10 лет в топ востребованных войдут такие профессии, как специалист в области нанотехнологий и космический работник. Десять лет прошли, но на сайтах по поиску работы такие вакансии по-прежнему отсутствуют.

Подготовка специалиста посредством экономического образования требует также перехода от пассивных, главным образом лекционных, способов освоения учебного материала, к активным групповым и индивидуальным формам работы. Обычно под ними понимаются способы взаимосвязанной деятельности преподавателей и обучающихся, стимулирующие творческую активность обучаемых, их самостоятельный поиск в процессе добывания знаний и приобретения умений, использующихся на практике. Организация самостоятельной поисковой деятельности студентов позволяет готовить конкурентоспособного специалиста с ярко выраженной индивидуальностью.

На старших курсах необходимо внедрить в подготовку конкурентоспособного специалиста бизнес-планирования, так как эта деятельность направлена, главным образом, на формирование предпринимательских способностей, которые не могут быть сформированы только информационным путем, т.е. теоретическими знаниями.

Подготовка конкурентоспособного специалиста посредством экономического образования невозможна и без изучения той среды, в которой живет студент. Именно поэтому необходимо обратить особое внимание на изучение региональных особенностей экономического развития в курсе экономики.

Качество подготовки специалистов посредством экономического образования напрямую зависит и от квалификации педагогического состава. В учебном заведении должен работать высокопрофессиональный педагогический коллектив. Абсолютное большинство преподавателей должно иметь высшее образование, квалификационные категории. Все преподаватели должны систематически совершенствовать не только свое педагогическое мастерство, но и профессиональные знания, проходить курсы повышения квалификации, стажировку.

Современная экономическая наука охватывает множество частных специализаций, количество которых возрастает, что объясняется, прежде всего расширением знаний и необходимостью обеспечить проведение соответствующих мероприятий. В экономике не существует единственного правильного ответа, следовательно, нельзя отдать ее на откуп одним только специалистам [2].

Особое внимание современная экономическая наука уделяет диагностике рыночной ситуации и колебаний спроса-предложения, используя в этих целях инструментарий специальностей маркетологов, аналитиков, прогнозистов, создавая экспериментальные модели.

Использование теоретических знаний в практических целях имеет огромное положительное значение и для развития этих специальностей.

Вместе с тем следует отметить, что продолжающееся расчленение когда-то единой экономической науки на макро-, микроэкономику и другие имеет и свои отрицательные стороны. Одна из отрицательных сторон заключается в некоторой разрозненности и фрагментарности общетеоретических представлений.

Фундаментальная теоретическая подготовка студента — залог успешной деятельности будущего экономиста.

Особенности подготовки специалистов представляет собой, процесс формирования качеств конкурентоспособной личности и экономических знаний, умений, навыков, результатом которого выступает не только экономическая подготовка будущего специалиста, но и формирование качеств конкурентоспособной личности, что в конечном итоге приведет к подготовки и выпуску на рынок труда компетентного, конкурентоспособного рабочего или специалиста.

Список литературы

Батяев, А.А. Идеальный персонал – профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации персонала [Текст]: А.А.Батяев. - М.: “Научная книга”. 2018. - 891 c.

Теняко, И. Современный экономический рост: источники, факторы, качество[Текст]: И.Теняко. – М.: МГУ имени М. В. Ломоносова, 2015. – 260 с.

Чанг Ха-Джун, Как устроена экономика[Текст]: М.: Издательство: “Издательство МИФ ”, 2014. – 304 с.

ШимкоПДМировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / ПДШимко ; под ред. И. А. Максимцева. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 392 с.

Просмотров работы: 607