ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА БАЗЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Г. ИВАНОВО - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА БАЗЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Г. ИВАНОВО

Кудрякова Д.А. 1
1Шуйский филиал «Ивановского государственного университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Еще с давнего времени было известно насколько велико влияние родителей на своего ребенка. Каждое действие, слово, поступок имеют огромное значение для судьбы маленького человечка. Благополучные отношения между родителями и детьми являются базой для развития гармоничной и здоровой во всех смыслах личности ребенка.

Дети, воспитываемые в любви и понимании, хорошо социализируются, как правило не имеют проблем с коммуникацией, с школьным обучением, чего нельзя сказать о детях, которые выращены в атмосфере деструктивных конфликтов. Следует сделать вывод, что первоначальной задачей родителей является – воспитание ребенка в атмосфере любви, заботы, взаимоуважения.

К сожалению не все родители в России придерживаются данного правила. По статистике Росстата на 2018 г. более 80% семей причисляются к разряду неблагополучных в том или ином ключе. Как известно, если семья является неблагополучной, то говорить о здоровых родительско-детских отношениях.

Именно данная информация послужила началом исследования взаимоотношений между детьми и родителями, а также стиля воспитания в семьях г. Иваново. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 153» г. Иваново. Дошкольное учреждение выбрано не случайно, ведь именно в этом возрасте ребенку закладываются все базовые ценности и моральные устои.

В исследовании приняли участие 72 семьи из 115. Для выявления уровня гармонизации родительско-детских отношений респондентам были предложены следующие опросники: родительского отношения (А.Я.Варга, В.В. Столин); стратегии семейного воспитания.

Рассмотрим полученные результаты по опроснику родительского отношения, которые делятся на 5 различных шкал: принятие-отвержение; социальная желательность; симбиоз; авторитарная гиперсоциализация; инфантилизация (инвалидизация). Проанализировав ответы респондентов получили следующее:

По шкале «принятие-отвержение»: 8.3% респондентов получили низкие показатели, что говорит о непринятии ребенка, родителей он раздражает; 66,7% респондентов получили средние показатели, что говорит о принятии ребенка в целом, но недовольство и раздражен е в его сторону проявляется довольно часто; 25% опрашиваемых получили высокие показатели, что говорит о полном принятии ребенка как личности.

По шкале «социальная желательность»: 18% респондентов не проявляют никакого интереса к деятельности и проблемам ребенка; 66,7% – интересуются проблемами ребенка в редких ситуациях, по вынужденной причине; 15.3% - проявляют искренний интерес к проблемам и деятельности своего малыша.

По шкале «симбиоз»: 20.9% респондентов строят большую преграду между собой и детьми; у 61,1% - преграда во взаимоотношениях с детьми присутствует, но родители пытаются ее сокращать; 18% опрашиваемых стараются не строить преград во взаимоотношениях со своими детьми.

По шкале «авторитарная гиперсоциализация»: 12,5% семей используют демократичные принципы воспитания; 55,5 % родителей при воспитании основываются на демократичном стиле воспитания, но довольно часто проявляются признаки авторитаризма; 32% семей используют строго авторитарный стиль воспитания.

По шкале «инфантилизация»: более 40% респондентов не верят в успех своих детей, принижают их достоинство, не оказывают поддержку; 50% семей оказывает поддержку ребенку, но в неудачах винит только его самого; более 9% опрашиваемых считают неудачи ребенка случайным стечением обстоятельств, верят в его успех.

Анализируя результаты данного опроса, можно сделать следующе выводы:

Семьи, имеющие положительные показатели, заинтересованные в своих детях, составляют в среднем лишь 16% от общего числа опрашиваемых семей, что равняется всего лишь 12 семьям из 72.

24% от общего числа отпрашиваемых семей составляет категория родителей с низкими показателями. 17 семей из 72 имеют наибольшую дисгармонию в семье и во взаимоотношениях между ее членами.

Около 60% семей стоят на грани между нормализацией взаимоотношений между членами семьи и их ухудшением. 43 семьи из 72 располагаются в группе риска.

Далее рассмотрим результаты по опроснику «Стратегии семейного воспитания».

Авторитарный стиль используют в воспитании 12 семей, что составляет 16,7 % респондентов. Данные семьи используют в воспитании неоспоримые требования и законы. Ребенок должен беспрекословно слушаться родителей.

Авторитетны стиль воспитания используют 15 семей, что составляет 20,8% респондентов. Родители, использующие данный тиль воспитания, адекватно понимают, какие требования нужно выставлять и какие из них подлежат осуждению.

Либеральный стиль. 24 семьи используют попустительский стиль, что составляет 33,3% респондентов. Данный вид воспитания характеризуется излишней опекой. Ребенок не знает слов запрета, отказов.

Индифферентный стиль используют 29,2% респондентов, что составляет 21 семью. Данный вид характеризует себя как полное безразличие к детям и семейным проблемам в целом. Вся ответственность за воспитание перекладывается на педагогов.

Таким образом, в данном саду превалируют семьи с двумя стилями воспитания – либеральный и индифферентный. Следует отметить, что это совершенно два противоположных стиля, две крайности, характеризующее дисгармонию в отношениях между родителями и детьми. Ни излишняя опека, ни безразличие не дадут результата, которого ждет каждый из родителей.

Исходя из данного исследования следует вывод, что более 60% семей не могут наладить взаимоотношения со своими детьми. Это статистика только одного учреждения, а сколько таких смей по всей стране? Как подобные семьи смогут вырастить здоровую личность, если не могут даже найти с ней общий язык? Многим родителям следует задуматься уже сейчас о том, что они сделали и что им предстоит еще сделать для того, чтобы их ребенок был принят в социум без проблем и психологических травм. Только гармоничные отношения в семье могут из ребенка создать здоровую во всех смыслах личность.

Просмотров работы: 29