РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Абрамовских Н.В. 1, Энверова Э.Н. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Новые реалии ставят перед образованием новую проблему – подготовить современного человека к жизни и деятельности в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, непрерывном повышении квалификации. Ученик должен не просто получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности способах жизнедеятельности в человеческом обществе.

Концепции модернизации Российского образования в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые предполагают не просто передачу знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения поставленных задач, может служить формирование ключевых образовательных компетенций.

Мы живем в информационном обществе, поток информации растет большими темпами. В условиях стремительного развития информационных технологий, во многом определяющих становление современного общества, существенно возрастает роль информационной деятельности человека, поэтому каждый ученик, в силу своих способностей, должен:

- уметь ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое;

- ощущать потребность в значимой информации, уметь формулировать вопросы, определять источники информации и использовать успешные стратегии ее поиска;

- уметь самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;

- творчески преобразовывать, сохранять и передавать найденную информацию;

- уметь использовать программные средства, ориентированные на решение задач в различных сферах деятельности.

На наш взгляд, вышеназванные умения могут стать результатом формирования у детей младшего школьного возраста информационной компетенции. Информационная компетенция относится к группе ключевых компетенций школьников, является одним из приоритетов общего образования и включает в себя навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также во внеурочной деятельности; владение современными средствами информации и информационными технологиями; поиск, анализ, синтез, сравнение и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу.

Информационная компетенция развивается на протяжении всего периода обучения, но закладывается именно в младшем школьном возрасте. И изменения в системе образования, и жизнь требует от учащихся компьютерной грамотности. Это стало возможным в связи с появлением компьютерных средств как в школе, так и у большинства обучающихся дома. Дети младшего школьного возраста воспринимают компьютер в основном, как игровой автомат. В школе они узнают, что с помощью компьютера можно изучать новую тему по предметам, проверять свои знания, умения, можно найти необходимую информацию в любой области.

Для успешного развития информационной компетенции, по мнению Т.П. Хиленко, необходимо создать следующий комплекс педагогических условий: информатизация учебного процесса, установление гуманных отношений между его участниками, учёт индивидуальных особенностей в учебно-познавательной деятельности, обеспечение субъект-субъектного взаимодействия, дифференцированный подход [7]. Кроме того, в исследованиях таких ученых, как С.В. Тришина, А.Л. Семенова, Т.М. Зуева, Т.П. Хиленко, выделяются принципы, которые необходимо реализовывать в образовательном процессе для успешного развития информационной компетенции: системности, целостности, доступности, открытости, наглядности, личностного целеполагания, проблемности, метапредметности.

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования. Во ФГОС НОО [6] названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, где говорится о том, что обучающийся должен владеть использованием различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Неоценимое значение в формировании информационной компетенции младших школьников имеет внеурочная деятельность. Использование компьютерной техники в ходе проведения занятий - один из эффективных способов повышения мотивации обучения, развития творческих способностей, осуществления индивидуального подхода к ученику, что позволяет в полной мере реализовать требования стандарта. Еще одно преимущество внеурочной деятельности заключаются в предоставлении обучающимся большого выбора видов заданий для их развития. Высоко оценивая возможности внеурочной деятельности в развитии обучающихся, Д. В. Григорьев пишет: «Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования» [4].

Считаем, что информационную компетенцию у обучающихся возможно формировать по всем направлениям внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному. Для формирования информационной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности реализуются всевозможные формы работы как кружки, мастерские, секции, научно-исследовательская работа и т.д.

Профессор Е.Н. Хохлова считает: «Большие возможности для формирования ИКТ-компетентности имеют такие формы образовательной деятельности: проекты и учебные исследования. Они проводятся в основном вне уроков, работа над ними может проходить после уроков на компьютерах школы или с применением домашних компьютеров. Частный, но важный вид ИКТ-проектов – самостоятельная разработка школьниками под руководством учителей ИКТ-продукции для информатизации традиционных форм учебного процесса: тестов, электронных плакатов и других электронных образовательных ресурсов» [1].

К примеру, на внеурочных занятиях общеинтеллектуальной направленности обучающимся можно предложить создать интерактивный задачник по математике или любой другой дисциплине. Используя эффекты анимации программы PowerPoint, дети получат возможность создать анимационные задачи на движение.

Учитель, решивший воспользоваться тестовым методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь - системой для создания тестов (такую возможность даёт использование интерактивного аппаратно-программного комплекса). Такие формы широко используются и во внеурочной деятельности. В компьютер была заложена часть упражнений по подготовке к олимпиадам и конкурсам. Система голосования помогает готовить младших школьников к участию в дистанционных олимпиадах.

На занятиях внеурочной деятельностью в модуле «По страницам занимательных книг» у обучающихся есть возможность работать с электронными энциклопедиями, книгами, что позволяет сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например, выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний. Данная работа на первом этапе целесообразно проводить учителем через отображение на экране всей последовательности операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности. Затем учащиеся индивидуально или в малых группах ищут в энциклопедиях и книгах ответ на поставленный вопрос или необходимую для урока информацию.

Огромным потенциалом в процессе формирования информационной компетенции детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности обладает работа над созданием проектов. С данной формой работы, обучающиеся знакомятся, начиная с 1 класса. Тематика проектов самая разнообразная в зависимости от возраста и класса учащихся, затрагивает историю, жизнь и отношения людей, а также многие другие стороны жизни и существования человечества и планеты в целом. При работе над своими проектами ребята используют различные источники информации: ресурсы Интернета, мультимедийные энциклопедии «Кирилл и Мефодий», журналы и газеты. Результаты работы над проектом ученики представляют в разных формах: в форме компьютерной презентации, буклета, публикации, кластера, коллажа используя программы «Word» или «PowerPoint». В рамках такой формы работы, как творческая мастерская по созданию мультфильмов, для формирования информационной компетенции у младших школьников учитель может предложить различные виды работ:

- на этапе работы над литературной частью поработать в электронной библиотеке, определить сюжетную линию, составить историю с опорой на известные литературные произведения.

- на этапе озвучивания созданного мультипликационного фильма в выбранной технике обучающиеся знакомятся с редакторами для записи фонограммы, учатся осуществлять запись, подбирать музыку и шумовые эффекты.

- во время съемок обучающиеся знакомятся с аппаратурой для осуществления фотографирования и видеозаписи, знакомятся с техническими особенностями цифрового фотоаппарата и его возможностями, функциями, получают практические навыки съемки мультфильма по эпизодам.

- завершающим этапом является монтаж отснятого материала, сведение видеоряда звукоряда, составление титров. На данном этапе обучающиеся получают навыки работы с графическим редактором, учатся открывать созданные файлы, производить раскадровку имеющихся файлов-кадров, повторять в циклическом порядке, сохранять созданные файлы. Одной из предложенных младшим школьникам для работы программ может являться MoviMaker.

Таким образом, информационная компетенция детей младшего школьного возраста является одним из приоритетов начального общего образования и включает в себя навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также во внеурочной деятельности.

На сегодняшний день учитель получил возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя новые информационные технологии. Несмотря на то, что существует ещё много проблем, связанных как с техническим, так и методическим обеспечением для поддержки внеурочных занятий, работа в данном направлении имеет положительные тенденции. Только благодаря использованию во внеурочной деятельности информационных технологий создаются условия для успешного формирования информационной компетенции у младших школьников. Ввиду сказанного современный учитель должен сам постоянно совершенствоваться в области ИКТ и идти в ногу со временем.

Для оценки уровня сформированности у детей младшего школьного возраста информационной компетенции необходимо четко определить критерии и показатели развития данного качества. Не каждый ребенок обладает выделенными критериями. Уровень их развития помогают определить показатели оценки. Каждый критерий навыков социального взаимодействия детей определяется показателями, представленными в соответствии с тремя уровнями. С учетом положений математической статистики, используемой при расчете оценочных шкал, нами была определена значимость каждого показателя в баллах.

Компоненты и критерии для определения уровня сформированности навыков социального взаимодействия у детей младшего школьного возраста

компоненты

критерии

мотивационный компонент

1. Готовность к работе с новыми информационно-коммуникационными технологиями.

2.Интерес к работе с информацией и осмысление полезности такой работы.

3.Понимание сущности информационных процессов.

когнитивный компонент

1. Знание о том, какие источники информации существуют.

2. Умение использовать различные источники информации.

3. Умение использовать компьютерные технологии.

4. Умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации.

ценностный компонент

1. Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы.

2. Умение находить альтернативную и дополнительную информацию.

3. Умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его.

4. Умение описать и представить результаты своей работы.

деятельностный компонент

1. Умение читать текстовые документы на компьютере, работать с текстом в различных форматах.

2. Умение вводить и оформлять текст на компьютере.

3. Умение работать со средствами Интернет.

4. Умение осуществлять преобразование полученной информации в различные форматы (фото, видео, презентации Power Point, графики, аудио)

Баллы, полученные по всем критериям, суммировались. По итогам обсчета каждый ребенок мог получить от 9 до 90 баллов. В зависимости от количества баллов мы выделили 3 уровней сформированности информационной компетенции ребенка.

Согласно вышеперечисленным критериям и показателям нами были определены следующие уровни сформированности навыков социального взаимодействия детей:

Низкий (9-39 баллов) – критический уровень: осуществляет поиск и отбор источников информации по одному или двум заданным критериям. Получает информацию из одного адаптированного (учебного) источника на уровне чтения и запоминания. Получает информацию, используя неадаптированный источник, на уровне чтения, запоминания и простых форм записи. Сводит информацию из нескольких источников информации по теме на уровне чтения, пересказа и простых форм записи (без переработки и анализа материала).

Средний (40-69 балла) – допустимый уровень: осуществляет поиск и отбор источников информации соответственно поставленной учебно-познавательной задаче. Владеет рациональными приемами и способами самостоятельного поиска источников информации. Сравнивает источники информации с точки зрения их практического использования. Сводит информацию из различных источников по заданной теме. Владеет методами аналитико-синтетической переработки информации из разных источников. Использует полученную информацию в практических целях.

Высокий (70-90 баллов) – оптимальный уровень: осуществляет поиск, отбор и оценку источников информации соответственно поставленной учебно-познавательной задаче и собственным информационным потребностям. Самостоятельно на основе анализа информации из различных источников делает свои выводы, заключения. Владеет технологией подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов). Создает собственный информационный продукт и может представить его в различных формах.

На наш взгляд, учет и анализ данных по каждому критерию, не выделяя среди них ведущих и вспомогательных, позволит получить наиболее объективное представление об уровне сформированности информационной компетентности детей.

Чтобы зафиксировать исходный уровень сформированности информационной компетенции у детей, участвующих в диагностическом исследовании, использовались специальные диагностические методики, разработанные для определения уровней сформированности выделенных критериев. Обследование детей с целью выявления уровня сформированности информационной компетенции было проведено с помощью комплекса методов.

Диагностическая работа составлена на основе материалов, взятых из учебного пособия Н.В. Каменковой, Е.Д. Поляковой «Работа с текстом и информацией».

1 задание

Цель: выявить знания учащихся об источниках информации и умение классифицировать их по группам.

Задание: данные источники информации распредели по предложенным группам

Источники информации:

разговор с другом

рекомендации учителя

фильмы

пение птиц

советы родителей

доклады

рисунки

статьи

книги

схемы

энциклопедии

фотографии

картины

сигналы машин

музыка

шелест листвы

мультфильмы

чертежи

Группы: текстовая информация_________________________

графическая информация________________________

звуковая информация___________________________

видеоинформация______________________________

Ответ: текстовая информация- д, е, н о,

графическая информация- г,ж,у,п,р

звуковая информация- а,в,и,м,т,с,л

видеоинформация-б,к

Оценка в баллах: (каждый правильный ответ-1 балл)

18-13- высокий уровень, 12-6 средний, низкий-5 и менее балов.

2 задание

Цель: проверить знание компьютерных технологий.

Задание: для подготовки наглядного, демонстрационного сообщения по данной теме Семейный бюджет ты можешь воспользоваться умением работать на компьютере. Перед тобой название нескольких компьютерных программ. Поставь знак «+» рядом с теми программами, которые тебе понадобятся

Калькулятор, блокнот, Word Pad, Адресная книга, Paint.

Ответ: Калькулятор, блокнот, WordPad, Адресная книга, Paint.

Оценка в баллах:

5 баллов (высокий уровень)- выполнено без ошибок,

3 балла (средний уровень)- правильно выделено 3 варианта из 4 возможных,

1 балла (низкий уровень) - не выделены или неправильно выделены программы.

3 задание

Цель: выявить умение находить нужный источник информации в реальной жизни.

Задание: Рассмотри жизненную ситуацию. На осенних каникулах москвичи – семья Ивановых (мама и 12 летний сын Артём) и семья Кирсановых (мама и 9 летний сын Илья) – посетили г. Санкт-Петербург. По приезде в Москву мальчики стали обмениваться впечатлениями. В разговоре детей выяснилось, что семья Ивановых на приобретение билетов из Москвы в Санкт-Петербург потратила 8 112 рублей, а семья Кирсановых истратила

6 084 рубля. Младший мальчик Илюша пришёл в недоумение и обиделся на Артёма, считая, что тот обманул его. Подумай, как такое могло произойти. Может быть, Илья зря обиделся? Попытайся найти источники информации, которые помогли бы тебе найти ответ на вопрос. Свои размышления запиши.

Оценка в баллах:

5 баллов (высокий уровень) – умеет находить предположения и указывать источники информации.

3 балла (средний уровень) – умеет находить информацию и частично делать предположения.

1 балл (низкий уровень) – не умеет найти ответ на вопрос, представленный в жизненной ситуации, не знает источников информации

Вопросы для выявления ценностного отношения к информации и опыта применения знаний об информации разработаны на основе методик Ивановой М.А., Деловой Л.Ю., Кузнецовой Н.О.

Объясни, почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

С помощью какого средства массовой информации ты можешь узнать о последних событиях в стране и мире?

Напиши, для чего бабушка каждый год вклеивает в семейный альбом фотографию своего внука?

Напиши для чего воспитательница детского сада хранит фотографии всех детей, воспитанников разных лет?

Брат собирается поступать в 1 класс. Помоги ему собрать портфель.

Обведи только те предметы, которые ему понадобятся в школе.

Оценка в баллах:

     
     
     

Ответы типа: «нанесём вред природе…» - 5 баллов;

«полезные…»- 3 балла;

«красивые…» - 1 балл.

5 и более вариантов источников – 5 баллов;

3, 4 источника – 4 балла;

менее 2 источников – 1 балл.

(-газета; -интернет; -телевизор; -телефон; -радио; -почта; -журнал…)

Ответ с обоснованием необходимой информации – 5 баллов;

Ответ с обоснованием без необходимости информации – 3 балла;

Отсутствие ответа, неверный ответ – 1 балл.

4. 10 предметов найдены верно – 5 баллов; более 5 предметов – 3 балла; 5 и менее -1 балл.

Опыт применения знаний об информации

Тебе рассказали сказку, а ты не знаешь кто её автор. Из какого источника можно узнать информацию?

Обратиться к родителям - Взять книгу с полки

Пойти в библиотеку - Узнать у учителя

Спросить у одноклассников - Воспользоваться Интернет

Прочитать в справочнике

Тебе нужно узнать информацию о предстоящем Новогоднем представлении, чем ты можешь воспользоваться?

3. Подготовь поздравительную открытку используя доступные программы ПК (Power Point, Paint, студия звукозаписи)

Оценка в баллах:

За каждый ответ 2 балла.

За каждый ответ 2 балла.

13 баллов- использует такие форматы как видео, анимация, музыка, фото, звукозапись. Отбирает материалы из сети интернет, других информационных источников.

6 баллов- Использует не все доступные для оформления работы ресурсы

4 балла- Работает в одном формате

Полученные данные подвергались количественной и качественной обработке в соответствии с выделенными критериями и показателями.

Проведенное диагностическое исследование позволило нам получить следующие данные.

Уровень сформированности информационной компетенции младших школьников

3 «К» класс (25 человека)

чел.

%

критический

13

52

допустимый

9

36

оптимальный

3

16

Полученные данные можно наглядно проследить на гистограмме

Итак, определение степени сформированности каждого из выделенных нами компонентов информационной компетентности и их критериев позволило нам установить общий уровень информационной компетенции у детей обследованной группы. Результаты анализа исходно-диагностических экспериментальных данных показали, что большинство детей находятся на критическом уровне сформированности информационной компетенции (52 %); существенная часть детей (36 %) - на допустимом; и только 16 % обследованных в группе достигли оптимального уровня сформированности информационной компетенции. Для решения дальнейших задач опытно-экспериментальной работы нам важно было изучить причины сложившегося положения.

С целью определения понимания педагогами сущности понятия информационная компетенция, а также изучения характера трудностей, с которыми сталкиваются педагоги в области социального воспитания, нами были разработаны вопросы для интервьюирования педагогов.

Анкета для классного руководителя

Цель: определить понимание педагогами сущности понятия информационная компетенция, значимости данной проблемы, а также изучить характер трудностей, с которыми встречаются педагоги в данной области.

Вопросы:

1. Укажите, пожалуйста, как Вы определяете понятие «информационная компетенция»?

2. Что, по Вашему мнению, способствует формированию информационной компетенции детей?

3. Какие методы и приемы Вы используете для формирования информационной компетенции у младших школьников?

4. Какими методами можно определить уровень сформированности информационной компетенции у детей?

5. Имеются ли в образовательном учреждении, где Вы работаете, методические разработки, рекомендации, литература по проблеме сформированности информационной компетенции детей?

6. Рассматриваются ли вопросы, связанные с формированием информационной компетенции детей на педагогических советах, родительских собраниях?

7. Какие трудности Вы испытываете в организации среды для формирования информационной компетенции детей?

8. Чем, по вашему мнению, эти трудности обусловлены?

Опрошенный педагог указывает на определенные объективные трудности в организации работы по воспитанию у детей информационной компетенции: отсутствие методических разработок, рекомендаций, которые бы ориентировали учителей на организацию информационной компетенции детей.

Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование показало, что необходима целенаправленная систематическая работа по формированию информационной компетенции с учениками младших классов.

На современном этапе развития общества происходит стремительное увеличение потоков информации. Поэтому необходимо правильное её использование в педагогическом процессе, для формирования информационной культуры младших школьников.

Именно в школе начинается формирование информационной компетенции, при этом большая роль отводится внеурочной деятельности. Поэтому необходимо правильно сформировать умения рациональной работы с информацией. При этом нужно учитывать один из важнейших факторов, такой как учёт психологических, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы, а также необходимо соблюдать такие условия, как соответствие используемого материала возрастным особенностям учащихся, санитарно-гигиенические нормы, многофункциональность использования форм внеурочной деятельности.

Список литературы

Булин-Соколовская, Е.И., Рудченко, Т.А., Семёнов А.Л., Хохлова, Е.Н. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Серия «Работаем по новым стандартам» [Текст], М.: Просвещение, 2011. – 290с.

Внеурочная деятельность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hnu.docdat.com/docs/index-197160.html

Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст]/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.

Каменкова, Н.В. Полякова Е.Д. Работа с текстом и информацией. Рабочая тетрадь по формирования универсальных учебных действий [Текст]. //М.: АСТ, 2014. — 48 с.

Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие [Текст]/ В.А. Красильникова. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006. – 216 с.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст]/ под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 347 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - 5-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2017. - 52с.

Хиленко, Т.П. Педагогические условия формирования информационной компетентности младших школьников [Текст]. // Плюс до и после Начальная школа. – 2013. – № 3. – С. 87–91.

Просмотров работы: 236