РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Абрамовских Н.В. 1, Аветисян М.Т. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. С раннего детства каждый человек должен знать к чему приводит потребительское отношение к окружающей среде, об исчерпаемости природных запасов и других негативных последствиях.

Основная цель экологического образования в начальной школе – научить ребенка расширять свои знания законов живой природы, углубить понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, сформировать умения управлять своими психическими и физическими изменениями.

В ФГОС НОО определены планируемые результаты основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир». Одним из результатов является «осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде» [14].

Большинство авторов (И.Т. Суравегина, И.Н. Пономарёва, С.Д. Дерябо, И.Д. Зверев, Н.Е. Яценко, А.Н. Захлебный) считают, что в основе экологической грамотности лежит формирование экологических знаний школьника. На основе знаний о взаимосвязях в природе, формируется эмоционально-ценностное отношение к природе, понимание и соблюдение правил экологически грамотного поведения.

Экологическая грамотность, по мнению Л. В. Кондрашовой, это совокупность экологических знаний, позитивного отношения к этим знаниям и реальная деятельности по охране окружающей среды [5].

С.В. Юркина определяет цель экологической грамотности, как формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности [14].

Говоря о показателях сформированности экологической грамотности младшего школьника, следует обратиться к работам Л.П.Симоновой, которая характеризует их так:

выполнение ряда правил поведения в окружающей среде, вошедшие в привычку;

ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

у ребёнка развита потребность в заботливом отношении к тем или иным представителям животного и растительного мира;

ребёнок вполне способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

потребность в знаниях экологического содержания ребенок пытается реализовать в свободное от уроков время;

доброта, отзывчивость, внимание к окружающей природе сопровождается готовностью оказать помощь нуждающимся в ней [14].

Для проверки основательности теоретических рассуждений была организована опытно-исследовательская работа по развитию экологической грамотности у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету «Окружающий мир»

Опытно-исследовательская работа проводилась на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя школа № 31 города Сургута Тюменской области ХМАО-Югры. В исследовательской работе приняли участие учащиеся 3«В» класса, обучающиеся по УМК «Школа России». Исследованием было охвачено 25 детей младшего школьного возраста, 1 обучающийся составляет – 4 % от 100 % обучающихся.

Напомним, что экологическая грамотность включает в себя три компонента: экологические знания, эмоционально-ценностное отношение к природе и практический опыт в деятельности в природной среде. В данном случае мы исследовали эмоционально-ценностное отношение к природе.

Основанием для исследования послужила методика Л.И. Макаровой «Интенсивность субъективного отношения к природе», целью которой было определить уровень субъективного отношения к природе у младших школьников.

Компонент экологической грамотности

Критерии

Показатели уровней

Эмоционально-чувственное отношение к природе

-эмоциональное - чувственное восприятие и отзывчивость на объекты природы;

-проявление живого интереса к ярким, динамичным объектам природы;

-эмоционально – личностная отзывчивость на различные результаты деятельности человека в природе;

-эмоциональная оценка своего отношения к миру природы;

-осознанно – бережное и заботливое отношение к животным и растениям.

Высокий (20 – 14 б)

-у обучающегося положительное эмоциональное отношение к объектам живой и неживой природы;

-есть потребность в объектах природы;

-обучающийся проявляет бережное и заботливое отношение к объектам природы.

Средний (13 – 7 б)

-у обучающегося неустойчивое положительное эмоциональное отношение к природе;

-потребности в объектах природы большей частью прагматического характера.

Низкий (6 – 1 б)

-не проявляют интерес к объектам природы;

-отрицательное отношение к бережному поведению в природе, слабая эмоциональная реакция к объектам природы.

Обучающимся 3 класса была предложена анкета. При ответе «да» на бланке ответов рядом с номером вопроса необходимо было поставить «+», при ответе «Нет» - «–», «не знаю» - «н».

Вопросы анкеты представлены ниже:

Вам нравится, когда тигр в цирке прыгает сквозь горящий обруч?

Верно ли, что, находясь в гостях и увидев там полки с книгами, Вы ищите книги, связанные с природой!

Вы отказались бы ухаживать за животными кого-то из членов Вашей семьи?

Если бы увидели животное, которое застряло в коробке, Вы бы стали освобождать его?

Комнатные растения доставляют Вам радость?

Увидев в лесу неизвестное Вам растение, Вы после возвращения постараетесь узнать, какое название оно имеет?

Правда ли, что Вы, не помешаете члену Вашей семьи сорвать в поле букет редких цветов?

Если кто-то из членов Вашей семьи принес комнатное растение, то будете ли Вы участвовать в его посадке?

Правда ли, что если Вы сильно торопитесь и на Вашей дороге оказалась поляна ландышей, то Вы, не станете её обходить?

Как Вы считаете, Вы сможете испытать жалость к раздавленному таракану?

Кажутся ли Вам крысы неприятными?

Если идет передача или фильм про животных, Вы, будете ее смотреть?

Вам случалось оказывать помощь животным в трудное для них время?

Вы считаете, паук – это насекомое?

Вы думаете крапива вредное растение?

Вам интересно слушать рассказы учёных об их наблюдениях за природой?

Вы сможете потратить своё время на то, чтобы научиться собирать, засушивать и хранить природные материалы для композиций?

Действительно ли, Вы не отзоветесь на объявление в газете о поездке в выходной день убирать мусор в лесу?

Вы будете считать неадекватным человека, которому приятно кваканье лягушек на болоте?

Просматривая журналы, Вам будут интересны тексты о природе?

Результаты методики представлены в таблице 1 и диаграмме 1.

Диаграмма 1

Диаграмма 1.Диагностика Л.И. Макаровой «Интенсивность субъективного отношения к природе»

Таблица 1

Имя ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Уровень

1. А. Камилла

-

-

н

+

+

+

-

+

+

+

-

+

н

-

-

+

н

н

+

+

В

(15 б)

2. Ж. Сергей

+

н

-

+

+

+

-

+

+

н

+

+

н

-

+

+

-

+

н

+

С

(12 б)

3.С. Сергей

+

-

-

н

+

+

-

н

-

-

+

-

+

-

-

н

н

н

+

-

С(11,5 б)

4.Г.Сабир

+

-

+

н

+

+

-

н

-

-

+

+

-

-

-

н

н

+

+

+

С(10б)

5.К. Валерия

-

+

-

+

+

+

-

+

-

+

-

+

-

-

-

+

+

+

+

+

В (17 б)

6.Т. Кирилл

-

-

-

+

+

+

-

+

-

-

+

н

-

-

-

+

-

+

-

+

С (13,5)

7.М. Ксения

-

н

-

+

+

+

-

+

-

+

-

+

-

н

+

-

н

-

-

+

В(15, 5 б)

8.С. Егор

+

+

-

+

+

+

+

+

-

-

+

-

+

+

+

+

н

+

+

+

С (10, 5 б)

9.Д. Приходько

+

-

-

+

+

+

+

+

-

-

-

+

+

+

-

-

+

-

+

+

С (13 б)

10.Л. Дарья

+

н

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

-

-

+

-

+

+

+

С (12,5 б)

11.А. Даяна

н

+

-

+

+

+

-

+

-

-

н

+

+

-

-

н

н

-

н

+

С(14,5 б)

12.З.Софья

-

н

-

+

+

+

-

н

-

-

+

н

-

-

-

н

Н

-

-

н

С(14, 5 б)

13.К. Егор

+

+

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

В (15 б )

14.В. Камиль

-

-

-

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

-

-

+

+

-

-

+

В (18 б)

15.Б. Кирилл

-

+

+

+

-

+

+

-

-

+

-

-

+

+

-

-

+

-

+

-

С (10 б )

16.У. Ширин

-

+

-

+

+

+

-

+

-

н

н

+

-

-

-

+

+

-

-

+

В (18 б)

17Д. Алина

+

н

-

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

-

+

+

В(15,5б)

18.М. Никита

-

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

-

+

В(16 б)

19.Д. Леонид

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

-

-

+

-

н

-

+

+

-

Н(6,5 б)

20.Х. Саша

-

-

-

+

+

+

+

+

-

н

+

н

-

-

н

+

+

+

н

+

С (13 б)

21.К. Мария

-

н

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

н

-

-

+

-

+

+

-

С (12 б)

22.П. Анастасия

+

н

н

+

+

н

н

+

н

н

+

н

н

+

н

н

+

+

н

+

С(10,5 б)

23.О. Илья

н

-

-

+

-

+

+

+

+

-

+

+

-

-

-

-

+

-

н

-

С (10 б)

24.В. Данил

-

+

-

+

+

+

-

+

-

н

н

+

+

-

+

+

н

-

-

+

В (16 б )

25.П. Дарья

-

+

-

+

+

-

+

-

+

н

+

+

-

-

-

н

н

-

-

+

В(18,5б)

У большего количества обучающихся в данной методике был выявлен средний уровень (60%). У обучающихся не устойчивое положительное эмоциональное отношение к объектам природы, они внимательно прослушали вопросы, но затруднялись ответить на все вопросы учителя. У детей потребность в объектах природы носит по большей части прагматический характер. Большое затруднение вызвал у учеников вопрос о пауке: «Вы считаете, паук – это насекомое?».

У учащихся в основном преобладает средний уровень сформированности эмоционально-чувственного отношение к природе. У обучающихся 3 класса имеются знания об окружающей среде, но отношение к ним недостаточно устойчивое, интерес к познанию окружающей среды и осознание роли человека в природе, как правило, проявляется редко. Также обучающиеся не всегда свободно высказываются, ответ не всегда отличается полнотой, иногда требуется помощь взрослого, частично ориентируются на отношение с окружающим миром.

Следовательно, актуальность развития экологической грамотности у детей младшего школьного возраста обусловлена противоречием: уровень развития экологической грамотности высокий, а при реализации грамотности на практике возникают у младших школьников трудности, то есть теоретические знания не соотносятся с практическими умениями.

Список используемой литературы

Багова, Л.Л. Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир» [Текст] / Л. Л. Багова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S25. – С. 6–10. – URL http://e-koncept.ru/2015/75308.htm (дата обращения 27. 04. 2018)

Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания [Текст] / О. М. Барковская. – М.: Педагог, 2011. – 265 с.

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. Беседы с будущим учителем. [Текст] / Н. Ф. Виноградова. - М.: Академия, 2015 – 135 с.

Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов [Текст] / Е.В. Григорьева. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.

Кондрашова, Л. В. Пермяков О. А. Педагогика [Текст] / Л. В. Кондрашова, О. А. Пермяков. - Киев: «Знання». - 2006. - 252с.

Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов/ Миронов А.В.— Электрон. текстовые данные. — Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. — 578 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49940.html. — ЭБС «IPRbooks

Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе [Текст] / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. - М.: Академия, 2015. - 184с.

Примерная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа [Текст] / сост. Е. С. Савинов. - Москва: Просвещение. – 2010.

Солодкова Е.Ю. Материалы для проведения практических работ на уроках окружающего мира в начальных классах»[Текст] / Е.Ю. Солодкова. - Выборг. – 2012. – С. 189

Симонова, Л.П. «Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений» [Текст] / JI.П. Симонова. - М.: Академия, 2015.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2018 г. [Текст] / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2018. – С. 53

Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» [Текст] / – М: Проспект, 2017. – С. 160

Юркина, С.В. Экологическое и образование младших школьников / С.В. Юркина [Текст] // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - №7 - С.15-

Просмотров работы: 459