Российский офицер XXI века: особенности культуры и личности - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Российский офицер XXI века: особенности культуры и личности

Алехин В.А. 1, Лубяной В.И. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность данного исследования определяется следующими обстоятельствами:

Во-первых, существенные изменения военно-политической ситуации в мире, динамике социально-экономической, политической, духовно-нравственной обстановки в стране требуют эффективного строительства Вооруженных Сил, подготовки высокопрофессиональных военных кадров. Задача создания современной армии порождает необходимость всестороннего социально-философского осмысления феномена профессиональной культуры российского офицера.

Во-вторых, в военной сфере реализуются самые последние достижения научной мысли, используется оружие, обладающее огромной разрушительной силой. Его выход из-под контроля вследствие недостаточного профессионализма военных специалистов может привести к трагическим последствиям для всего человечества. Профессиональная культура офицера, соответствующая самым высоким требованиям, становится не только залогом успешного решения военно-профессиональных задач, но и условием выполнения армией своего высшего предназначения в современном мире – сохранения этого мира.

В-третьих, смысл и цель современной военной реформы в России, если говорить коротко, заключается в осуществлении прорыва в развитии военной культуры. Речь идет о высокой эффективности военного строительства, которое должно обеспечиваться преимущественно качественными параметрами как в совершенствовании вооружения, боевой техники, развитии военной науки, так и в повышении профессионализма самих военнослужащих. Ориентация на качественные параметры означает, прежде всего, совершенствование форм, способов, средств военно-профессиональной деятельности, повышение профессиональной культуры военнослужащих.

В-четвертых, изменения, происходящие в содержании воинской деятельности, обусловливают включение в круг профессиональной компетенции офицера самых разнообразных вопросов военно-организационного, военно-технического, нравственного, социально-психологического, административно-хозяйственного характера, что, в свою очередь, требует совершенствования его профессиональной культуры. Современному офицеру необходимы знания, навыки, умения, качества, о которых мало кто подозревал еще двадцать лет назад, но лишь обладая ими, он может успешно выполнять возникшие сегодня задачи.

В-пятых, необходимость исследования проблемы обусловливается сложностью и значимостью воспитательной работы в Вооруженных Силах. В условиях общественной нестабильности, перехода страны к новой парадигме развития многие социокультурные, духовно-нравственные ценности оказались размытыми, а то и попросту дискредитированными. В России сформировалось поколение молодых людей, обладающих прагматической системой ценностей и мотивов поведения, отличающихся от той (духовно-романтической), которой обладали предшествующие поколения. Формирование высокой духовности, трактуемой в виде совокупности патриотических, политических, нравственных, интеллектуально-культурных качеств, является важной составляющей совершенствования профессиональной культуры офицера, строительства современной высокопрофессиональной российской армии.

Культура личности военнослужащего.

Проблема соотношения культуры и личности – сложная теоретическая проблема и занимает важное место в Культурологии. Первые исследования проблемы «культура и личность» относятся к концу 20-х – началу 30-х гг. XX века и связаны с изучением процесса освоения культуры человеком. Тогда же возникают такие понятия, как «личность», «инкультурация», «социализация».

Первоначально понятие «личность» означало ритуальную маску, роль, исполняемую актером в театре. Данные значения восходят к греческим прототипам, где личность – это маска, которую надевал на себя актер, олицетворяя персонаж трагедии. В средние века появляется идея уникальности личности, ее неповторимости и самоценности. Современное понимание личности в Культурологии опирается на социологические, психологические и общефилософские трактовки.

Прежде всего, понятие «личность» тесно связывается с понятиями «индивид» и «индивидуальность». Понятие «индивид» обозначает отдельно взятого человека, представителя той или иной социальной группы. Однако социальное положение не является основополагающим признаком личности. Понятие «индивидуальность» указывает на самобытность, оригинальность, неповторимость человека, на многообразие его способностей. Понятие «личность» подчеркивает в человеке самостоятельность, значимость и, прежде всего, сознательно-волевое начало. Проблема личности – это всегда проблема свободного выбора и социальной ответственности.

Пожалуй, самое важное – не допустить противопоставления культуры и личности. Мир становится человеческим, а человек обретает социальную свободу благодаря тому, что вхождение человека в общество возможно лишь путем его «окультуривания», превращения культурных ценностей и традиций во внутренний мир личности. Осваивая этот культурный мир, человек может остаться лишь потребителем культурных ценностей. Но и тогда он становится носителем культуры, берет на себя ответственность за те культурные ценности, носителем которых он оказывается. Если же он эти культурные ценности развивает, он превращается в творца, и процесс творчества открывает новые грани личности.

Итак, личность в культуре иногда рассматривается как индивидуальный носитель культуры, иногда как творец этой культуры, как личность в высшем значении данного понятия. Наиболее полное определение личности дано в словаре-справочнике «Социология»: «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения».

Культуру можно определить как все то, что сделано человеком, все то, что не является природой. Однако более адекватным будет определение культуры как совокупности условий, способствующих развитию, самопроизводству человека как общественного существа.

Культура, взятая в этом аспекте, – это, во-первых, совокупность таких внутренних установок и правил, которые не позволяют опуститься ниже человеческого, к животному состоянию. Культура, по мнению В.С. Соловьева, не для того, чтобы на земле был рай, а для того, чтобы не было ада. Во-вторых, культура позволяет развивать, совершенствовать человеческую природу – разум, чувства, эмоции, позволяет творить новые мысли и ценности, способствуя тем самым более глубокому пониманию человеком самого себя и своего места в мире.

Культура – это способ внутренней регуляции, это не только то, что воспроизводится человеком. Научиться понимать мир – значит расширить наше отношение к миру. Если человек отказывается от творчества, проявляет потребительское отношение к культуре, он скатывается к простейшим потребностям, культурно «дичает». Наоборот, умение разнообразить свою жизнь, увидеть способы и возможности творить в материальном и духовном.

Понятие «культура офицера» отражает уровень усвоения ценностей, владение знаниями, умениями и навыками, сформированными индивидуально-психологическими особенностями, а также нравственно-эстетическими свойствами личности, необходимыми для успешной военно-профессиональной деятельности. Культура офицера, его профессионализм относятся к числу наиболее важных факторов военной деятельности, боевого могущества любой армии. Недаром издавна живет изречение: «Каковы офицеры, такова и армия». Недостаточно высокая профессиональная культура командных кадров снижает боевой потенциал вооруженных сил, может явиться причиной неудач и крупных поражений. Так было не раз в военной истории.

Общая культура включает основательные знания истории, философии, политологии, права, предполагает владение богатствами мировой и отечественной литературы, музыки, живописи и театра, способность отличать подлинные духовные ценности от подделок. Об общей культуре можно судить по тому, есть ли у офицера потребность в чтении классиков литературы, видит ли он глубину в сочинениях Гомера, А. Данте, В. Шекспира, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, испытывает ли наслаждение от музыки И. Баха, Л. Бетховена, М. Мусоргского, П. Чайковского, Г. Свиридова. В век научно-технического прогресса неотъемлемыми гранями личности офицера являются высокая техническая культура, компьютерная грамотность.

Общая культура – это фундамент личности офицера. Она дает верную ориентацию в человеческом мире, позволяет быть, как говорят, на уровне своего времени, развивает глубину суждений, аналитические способности и концептуальное мышление. Ее роль в структуре личности офицера особенно велика сейчас, когда идет процесс утверждения нового политического мышления и общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных.

Офицерская субкультура включает также профессиональную лексику, фольклор, праздники и даже (что свойственно больше женам офицеров) свои бытовые приметы и предрассудки. В этой культуре запечатлено своеобразное отношение военной среды к жизни, обществу, другим профессиональным группам. Да и у народа тоже свое особое отношение к военным. Выражается оно по-разному: от почтительного тона признания их дела до игриво-ироничного.

При всем своеобразии советские офицеры как особая социально-профессиональная группа не представляет сколько-нибудь резкого отличия от других социальных слоев ни по уровню материальной обеспеченности, ни по социально-бытовым условиям жизни. Все атрибуты жизни офицеров складывались по мере развития общества и в целом соответствуют его возможностям. Они вполне гармонируют со средними, типичными показателями жизни советских людей, органически вписываются в картину общесоюзного быта с его дефицитом жилья, продуктов в магазинах и избытком бытовых невзгод. Только невзгод у офицеров, пожалуй, гораздо больше, чем у гражданских людей.

Профессиональная культура российского офицера.

Профессиональная культура российского офицера – открытая для социального взаимодействия система. В ходе социального взаимодействия субъектов военно-профессиональной деятельности происходит формирование ее культуры. Этот процесс характеризуется несоответствием интересов, норм, ценностей, элементов духовности, взаимодействующих субъектов и порождает противоречия. Изменение характеристик профессиональной культуры офицера в процессе ее формирования связано с возникновением и разрешением двух групп противоречий – возникающих между элементами профессиональной культуры офицера и культурой общества; возникающих между элементами профессиональной культуры офицера.

Первую группу составляют противоречия, складывающиеся между образованиями поведенческого, мировоззренческого и генетического слоев профессиональной культуры и структурными составляющими культуры общества. К ним относятся:

- противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми в современных условиях к профессиональной культуре офицера, и объективными условиями, не позволяющими достичь ее необходимого уровня;

- противоречие между реальным и должным статусом военного профессионала, связанное с уровнем развития его профессиональной культуры;

- противоречие между нравственными нормами офицера и созданными обществом правовыми нормами, характеризующими его профессиональную культуру;

Ко второй группе относятся противоречия между культурными образованиями поведенческого, мировоззренческого и генетического уровней:

- между широким пониманием профессиональной культуры офицера, суть которого воплощается, прежде всего, в категории воинского долга, и узким ее пониманием, сводящимся только к эффективному выполнению обязанностей командира, военного инженера, офицера штаба и т.д.;

- между ориентациями на творчество, самостоятельность, эффективность в профессиональной деятельности офицера и рутинностью, прагматизацией решаемых им задач;

- между мировоззренческими установками, знаниями, идеалами, убеждениями российского офицера и их недостаточной реализацией посредством соответствующих норм и способов в ходе военно-профессиональной деятельности;

- между актуализацией архетипальных образов защитника Отечества и реальным снижением опасности возникновения крупномасштабных вооруженных конфликтов, в которых подобные смыслообразы реализуются наиболее полно.

В интересах разрешения противоречий формирования профессиональной культуры российского офицера, отвечающей требованиям современной информационной цивилизации, необходима деятельность общества, государства, органов военного управления, проводимая в определенных направлениях. Данные направления определены при опоре на сущность и структуру профессиональной культуры офицера, показатели необходимого уровня его сформированности, субъекты и стороны противоречий. В результате анализа к числу направлений отнесены следующие:

- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей основы воинской деятельности и военной службы, и создание механизмов, обеспечивающих реализацию подобных документов;

- повышение качества обучения и уровня профессиональной культуры военных кадров в военно-учебных заведениях, системе командирской и общественно-государственной подготовки;

- обновление учебно-материальной базы боевой подготовки, техники и вооружения на основе современных достижений науки;

- формирование у офицеров менталитета, мировоззрения, устойчивой системы ценностных ориентаций, связанных с военно-профессиональной деятельностью, направленных на повышение и поддержание профессиональной культуры, посредством современной системы воспитательного воздействия;

- совершенствование системы материального и морального стимулирования военно-профессиональной деятельности офицерского состава;

- создание обстановки состязательности и соревновательного духа в процессе военно-профессиональной деятельности;

- осуществление научно обоснованной военно-кадровой политики;

- формирование личности офицера, независимой в своих суждениях, неопровержимой в приказаниях, составляющей со своей армией одно целое, преданной своим подчиненным и осознающей свою ответственность. Подобные личностные характеристики выступают основой корпоративного духа военных профессионалов как составляющей профессиональной культуры;

- повышение качества профессионального отбора, учет возможностей, мотивации человека, претендующего на овладение профессией офицера-специалиста.

Профессионально-познавательная функция, обеспечивающая овладение офицером тем пластом знаний, ценностей, ориентаций, установок, умений, навыков, способов профессиональной деятельности, которые составляют содержательное богатство профессиональной культуры;

Профессионально-культурная социализация и развитие, связанные с созреванием офицера как профессионала в военном деле и как личности;

Профессионально-культурная интеграция, объясняющая процесс «вхождения» офицеров как военно-профессиональной группы в общую социально-профессиональную структуру общества, взаимоперетекание характерных для современной цивилизации способов деятельности из одной сферы общества в другую;

Профессионально-культурная регуляция, осуществляющая управление профессиональной деятельностью офицера, который обладает определенными культурными характеристиками;

Защитная, выступающая как иммунитет против влияний, разрушающих целостность и снижающих уровень развития профессиональной культуры офицера; препятствующая утверждению в сознании военного профессионала ценностей, подрыву характерных для военной службы норм поведения, отношения к выполнению профессиональных обязанностей.

В своей работе офицер-военачальник сталкивается с решением множества вопросов, требующих и хорошо развитого правового сознания, и конкретных административно-правовых знаний, и точного выполнения требований воинских уставов, наставлений, приказов. Правовая подготовленность офицера помогает ему чувствовать себя лицом, ответственным за свои решения и действия, оценивать любой факт армейской действительности в свете задач, стоящих перед Вооруженными Силами. Правосознание и высокая нравственность офицера не могут позволить ему давать в вышестоящие инстанции неверные, приукрашенные сведения, искажать отчетность, «проталкивать» вверх по службе людей, не достойных этого, совершать другие антиправовые поступки.

Сейчас, когда шаг за шагом формируется правовое государство и вместе с этим укрепляются правовые отношения в Вооруженных Силах, расширяется правовая служба, изменяются ее функции, на первый план выдвигается защита не только государственных, служебных интересов, но и прав военнослужащих, строгой законности действий командиров и начальников. Этот процесс нуждается в людях, обладающих современными правовыми знаниями. Только такие офицеры способны строить работу и отношения между военнослужащими на правовой основе.

Абсолютное большинство офицеров имеет в своем подчинении личный состав, управляет воинскими коллективами, организуя их труд, обучение и воспитание. А это требует определенной психолого-педагогической культуры, владения искусством воздействия на духовный мир человека, умения создавать и поддерживать боевое настроение, стремление к победе в самых трудных условиях боевой обстановки. Лучшие отечественные полководцы и военачальники знали дорогу к сердцу солдата, могли формировать высокий дух войск, полное доверие к себе.

Нельзя не остановиться еще на одном аспекте личности офицера, в большой мере обусловливающем уровень его профессиональной компетентности. Речь идет о нравственных качествах, профессиональной этике. Еще в уставе Петра I предписывалось: «Офицеру надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву...». Многовековая практика показывает, что культура офицера - не просто сумма знаний и умений, а интегральная характеристика его личности. Она неотделима от нравственности, слита с такими качествами, как честь, достоинство, профессиональная совесть и гордость офицера. Офицер, обладающий высоким профессионализмом, сформировавшейся воинской этикой, считает безупречное выполнение своего служебного долга, мастерское владение техникой и оружием, повышение своей квалификации, мужество на поле боя делом чести. Военный человек, дорожащий своим достоинством, осознающий свой долг защитника Родины, никогда не согласится на застойное, рутинное служебное прозябание, не уронит себя неумением, профессиональным невежеством.

Способность с высокой ответственностью относиться к своим служебным обязанностям, делать все, чтобы не допустить неграмотного, непродуманного решения или действия, поднимать честь офицера в глазах окружающих является важным показателем его профессиональной культуры. Честь – это острое, деятельное чувство, побуждающее офицера ревниво заботиться о своем добром имени, репутации. Оно несовместимо с бюрократически равнодушным отношением к подчиненным, беспринципной пронырливостью, приспособленчеством и угодничеством. Вместе с тем это антипод дилетантства, безответственности, служебной и общественно-политической пассивности военнослужащих.

Если высокая профессиональная культура, компетентность сопрягаются с понятиями чести, достоинства, счастья, восхищения (вспомним, какой редчайшей способностью такого эмоционально-нравственного переживания воинской деятельности обладал А.В. Суворов: «Господа офицеры, какой восторг!»), то малоквалифицированные, неграмотные, а тем более безответственные действия бесчестят, дискредитируют звание офицера. И это понятно: профессиональная непригодность военного руководителя, специалиста – это прямой, иной раз трудно предсказуемый ущерб боевой готовности части, подразделения, а в бою – поражение, неоправданные жертвы. Цену и последствия профессиональной безграмотности военачальника в современной войне вообще невозможно представить. Поэтому правильно говорят: непрофессионально - значит, безнравственно, а подчас преступно.

Высокая профессиональная культура обусловливает общественное признание, авторитет специалиста, его вес и значимость в глазах военной общественности, побуждая окружающих высоко ценить и считаться с его мнением. Она придает поведению офицера особый стиль: достоинство, уверенность в своих действиях, способность принимать решения самостоятельно, смело. Она не имеет ничего общего с ограниченностью, заскорузлостью, мещанским педантством. Напротив, мастер своего дела – это человек, как правило, беспокойный, недовольный собой, ищущий новые формы и способы деятельности, смело идущий на риск.

Основные этапы формирования основ профессиональной культуры будущего офицера российской армии в современном военно-учебном заведении включают в себя:

- становление интереса социального индивида к данной специальности, знакомство с ее целями и задачами - выбор специальности;

- введение в специальность, закрепление и углубление ранее сформированного положительного отношения к различным формам жизнедеятельности в вузе - 1–2 курсы обучения;

- основную специализацию, когда осуществляется взаимосвязь обучения с конкретным содержанием служебной деятельности будущего офицера, - 3–5 курсы обучения;

- закрепление и дальнейшее углубление профессиональной культуры в период службы в войсках офицером на конкретной должности.

Научная значимость результатов исследования состоит в: разработке актуальной и малоизученной проблемы профессиональной культуры офицера российской армии; определении сущности профессиональной культуры офицера российской армии, теоретическом и эмпирическом обосновании ее структуры; обосновании возможности социологического подхода к изучению проблем формирования профессиональной культуры офицера российской армии и к разработке системы эмпирических показателей исследуемого феномена; проведении социально-исторического анализа формирования профессиональной культуры офицера российской регулярной армии; рассмотрении исторического опыта и особенностей проведения отечественной военной реформы в целях совершенствования профессиональной культуры офицера; выявлении реального состояния и динамики развития профессиональной культуры офицера российской армии на этапе проведения современной отечественной военной реформы; разработке теоретических основ и принципов военно-социальной технологии формирования профессиональной культуры офицера российской армии в системе современного вуза; характеристике основных этапов формирования профессиональной культуры офицера российской армии в системе вуза; определении основных направлений деятельности различных управленческих структур по оптимизации процесса формирования профессиональной культуры офицера российской армии в современных условиях; составлении профессиограммы офицера российской армии XXI века.

Военно-социальная технология формирования профессиональной культуры офицера российской армии в системе вуза – это совокупность научно обоснованных способов, приемов, методов и средств эффективной организации оптимального воздействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в интересах достижения высокого уровня сформированности профессиональной культуры будущего офицера в системе вуза и особый инструмент военно-социального управления. В этом отношении о военно-социальной технологии формирования профессиональной культуры военного специалиста в системе современного вуза можно говорить, как о сознательно организованном социальном действии, как о средстве, активно используемом субъектами учебно-воспитательного процесса ВУЗа с целью гармонизации их интересов с интересами всего российского общества и его Вооруженных Сил.

Военно-социальная технология формирования профессиональной культуры офицера российской армии в системе вуза включает в себя следующие основные этапы:

- становление интереса социального индивида к данной специальности, знакомство с ее целями и задачами, - выбор специальности;

- введение в специальность, закрепление и углубление ранее сформированного положительного отношения к различным формам жизнедеятельности в вузе – 1–2 курсы обучения;

- основная специализация, когда осуществляется взаимосвязь обучения с конкретным содержанием служебной деятельности офицера – 3–5 курсы обучения;

- закрепление и дальнейшее углубление профессиональной культуры офицера в период службы.

На первом этапе вуз преследует в основном две цели: помочь молодежи выбрать необходимую специальность; оказать помощь молодому человеку в выборе такой профессии, которая доставляла бы ему наибольшее творческое удовлетворение и в которой он мог бы лучше проявить себя. Немаловажную роль в этом может сыграть система профориентации будущих специалистов, которая включает в себя следующие составные части: профессиональное просвещение, предварительную профессиональную диагностику, профессиональную консультацию, профотбор и профессиональную адаптацию.

Мероприятия вуза по оптимизации процесса формирования профессиональной культуры будущих офицеров на первом этапе должны быть подчинены главной задаче. А именно – развитию у молодежи заинтересованного отношения к специальности, по которой они будут готовиться, и знаний о ней. Эту задачу вуз может решить, только участвуя практически совместно со школой, военкоматом и воинскими частями во всех звеньях профориентационной работы с социальными индивидами.

Оптимизация процесса формирования профессиональной культуры офицера в системе вуза на втором этапе предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных:

- на углубление представлений молодежи о дальней перспективе избранной специальности (ее содержании, требованиях, творческих возможностях и т.д.);

- на ознакомление курсантов с программой их деятельности в вузе;

- на изучение особенностей и специфики учебного процесса в вузе;

- на выработку у курсантов навыков самостоятельной, творческой учебы;

- на формирование у них профессиональных ценностей и положительного отношения к специальности в целом, и к учебе, в частности.

В конце 1 курса обучения у курсанта должна сформироваться профессиональная культура солдата. На 2 курсе – командира отделения, заместителя командира взвода.

Главная задача по оптимизации процесса формирования профессиональной культуры офицера в системе вуза на этапе специализации состоит в том, чтобы обеспечить оптимальные условия не только непосредственно для самой специализации, но и для развития всей системы социально-профессиональных качеств будущего офицера, во взаимосвязи с которыми и развивается профессиональная культура. Первостепенное значение на данном этапе имеет формирование у будущих офицеров практических навыков по организации боя и управлению подразделениями в ходе боевых действий. На 3 и 4 курсах обучения у курсанта должна сформироваться профессиональная культура командира взвода, заместителя командира роты. На 5 курсе – командира роты.

Основными задачами вуза на завершающем этапе формирования основ профессиональной культуры офицеров российской армии являются: установление связи с выпускниками и командованием частей и подразделений, где они проходят службу; анализ полученной информации о служебной деятельности молодых офицеров по их профессиональному предназначению; выявление причин имеющихся недостатков в их службе и внесение необходимых корректив в учебно-воспитательный процесс вуза.

Обеспечение последовательности и преемственности в формировании профессиональной культуры будущего офицера на данных этапах является одной из важнейших задач военно-социальной технологии и позволяет достичь оптимального состояния профессиональной культуры будущего российского офицера в современных условиях.

Заключение.

В современных условиях, когда меняются коренные устои нашего общества, когда до предела накалена социальная обстановка в государстве, Вооруженные Силы должны оставаться оплотом стабильности и уверенности. В значительной мере это зависит от командного состава Вооруженных Сил. Важнейшим условием является совершенствование организаторской деятельности командного состава, его профессиональная компетентность, ответственное отношение к выполнению воинского долга, высокая требовательность к себе и людям, сочетаемая с заботой о них. Этому способствует целенаправленная повседневная работа по воинскому, правовому и нравственному воспитанию личного состава, строгое выполнение правил, установленных законами и воинскими уставами Российской Федерации, постоянная забота командиров и начальников об улучшении быта своих подчиненных, совершенствовании их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравственную чистоту отношений.

Список использованной литературы.

1. Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996. – 416 с.

2. Барчугов А.П. Культура мышления и мышление о культуре (опыт антропологического анализа) // Философские науки. – 1990. – №10. – С. 13–21.

3. Баталов А.А. Профессиональное мышление: философские проблемы: Автореф. дис. … д-ра филос. наук. – Свердловск, 1986.

4. Богатырев Е.Д. Образ жизни военнослужащего Вооруженных Сил РФ: сущность, противоречия, проблемы. – М.: ГА ВС, 1992. – 188 с.

5. Бухарова А.С. Социально-философский анализ профессионализации армии: Автореф. дис. … канд. филос. наук. – М., 1998.

6. Василенко В.И. Формирование традиций российского офицерства: Социально-философский анализ: Автореф. дис. … канд. филос. наук. – М., 1997. – 24 с.

7. Ковалевский В.Ф. Профессионализм закономерность развития воинской деятельности // Военная мысль. – 1986. – № 4. – С. 55–63.

8. Ковалевский В.Ф. Профессиональная культура офицера //Военная мысль. – 1990. – №6. – С. 52–61.

9. Гильманов А.З. Военная интеллигенция как социально-профессиональная группа. – Уфа: Башкирский гос. ун-т, 1992.

10. Гореликов С.Н. Интеллектуальная культура офицера: основные противоречия и механизм их разрешения: Автореф. дис. … канд. филос. наук.

11. Дерюгин Ю.Н. Армия России: Взгляд в XXI век // Социологические исследования. – 1995. – № 6. – С. 82–87.

12. Ермаков В. Профессиональная подготовка офицера // Военный вестник. – 1997. – №2. – С. 40–43.

13. Жуковский В.П. Военное образование в России: преемственность, опыт, традиции. – Саратов: Саратов, гос. техн. ун-т, 1999. – 255 с.

14. Иванов В.П. Формирование личности офицера. – М.: Воениздат, 1986. – 160 с.

15. Иванова Л.В. Профессиональная культура управления: сущность, структура, динамика (культурологический аспект). – М., 1993. – 21 с.

16. Капустин В.Б. Профессиональная компетентность офицерского состава (социально-философский анализ): Автореф. дис. … канд. филос. наук. – М., 1997.

Просмотров работы: 786