Платформа Квизлет как средство совершенствования лексической компетенции учащихся 5-х классов - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Платформа Квизлет как средство совершенствования лексической компетенции учащихся 5-х классов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время электронные устройства, компьютеры и Интернет составляют неотъемлемую составляющую обучения. Различные онлайн-ресурсы становятся средствами обучения иностранному языку наряду с классическими школьными учебно-методическими комплектами. Такие ресурсы обеспечивают, в первую очередь, расширение словарного запаса учащихся. Значимость лексики как средства коммуникации является одной из первостепенных задач в обучении. Важную роль играет объем словарного запаса обучаемых, так как именно лексическая компетенция выступает базовой при обучении ИЯ (Александров, Бризе, Зуева и др.). Кроме этого, хочется отметить, что одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, согласно ФГОС ООО, является формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий [3]. Одним из типов ИКТ-платформ, применяемых в обучении, является квизовая платформа.

Согласно словарю иностранных слов Комлева, квиз – это игра в вопросы-ответы на разные темы, литературная, музыкальная или иная викторина [2]. Квизовые технологии в образовании становятся одними из самых популярных в настоящее время. Помогают распространению подобных технологий различные ИКТ-платформы, размещенные в Интернете. Одной из таких онлайн-платформ является Квизлет (режим доступа: www.quizlet.com). Сайт представляет собой учебно-игровое пространство, наполненное обучающими модулями по лексике. Следует отметить, что учитель может использовать как уже созданные другими пользователями модули, так и создавать собственные. В аспекте совершенствования лексической компетенции учителю можно создавать модули по принципу «английское слово – русский эквивалент», «английское слово – картинка», «русское слово – английский эквивалент». После этого доступны различные режимы изучения модуля: «Заучивание», «Карточки», «Подбор», «Гравитация», «Квизлет лайв».

Стоит отметить, что в процессе использования данного ресурса, учащиеся получают возможность развивать свою лексическую компетенцию, а также ИКТ-компетенцию на уроке АЯ, тренируют внимание и память, развивают навыки групповой работы, что в полной мере соответствует результатам ФГОС ООО.

Базой для эксперимента послужила одна из средних школ г. Новосибирска. В качестве контрольной и экспериментальной групп участвовали 5а и 5б классы соответственно. Исследование проводилось при следующих условиях:

-учебный план, рассчитанный на 3 урока АЯ в неделю;

-равный возраст обучающихся;

-единый УМК.

В исследовании принимали участие две группы 5-х классов по 16 человек в каждой. На первом этапе был проведен срез знаний учащихся при помощи составленного нами рабочего листа. Задания проверяли такие лексические навыки, как:

- способность вызывать ЛЕ из памяти;

- определение соответствия ЛЕ контексту;

- лексическая сочетаемость с другими словами [1].

24 единицы лексического материала для срезовых заданий были использованы нами в соответствии с активным словарем учебника по пройденной теме «Помощь людям вокруг нас». На представленном графике можно увидеть результаты срезового тестирования.

Приведенные данные позволяют рассчитать средний процент освоения ЛЕ по теме «Помощь людям вокруг нас»: у контрольной группы – 70%, у эскпериментальной – 62%. Согласно нашей гипотезе, использование квизовых онлайн-платформ будет способствовать более успешному запоминанию новых ЛЕ и использованию их в речи.

Пилотный эксперимент проводился в рамках изучения темы «Праздники», на платформе Квизлет нами был создан модуль, содержащий 28 лексических единиц по данной теме.

В течение учебных занятий в контрольной группе не применялись квизовые технологии и платформа Квизлет не использовалась. Экспериментальная группа работала с платформой Квизлет в режимах «Заучивание», «Карточки» и «Подбор» в парах и самостоятельно дома. В последствии, на уроке обобщения материала им был открыт доступ к режиму «Квизлет лайв» во время урока, который проходил в форме командного соревнования.

По завершении темы, на уроке контроля знаний, обеим группам был предложен тест, формат заданий которого совпадал со срезовым тестом перед началом эксперимента, критерии оценивания остались прежними. Результаты приведены на данном графике:

На основании полученных данных можно рассчитать средний процент усвоения учащимися ЛЕ по теме «Праздники»: у контрольной группы 70%, у экспериментальной – 79%. Таким образом, в контрольной группе средний процент освоения лексики не изменился; в экспериментальной группе качество освоения ЛЕ новой темы повысилось на 17%.

Отсюда следует, что платформа Квизлет действительно положительно влияет на степень усвоения учащимися новой лексики, что подтверждает нашу гипотезу.

В заключение хотелось бы обозначить перспективу данного исследования: нами планируется сбор статистических данных об освоении ЛЕ разных тем в течение всего учебного года; апробация применения на уроках ИЯ платформы Kahoot как еще одного средства совершенствования лексической компетенции учащихся. В случае успешности эксперимента анализ этих данных позволит провести корректировку тематического планирования по ИЯ на будущий учебный год с учетом проведенной работы и включения ИКТ-платформ Квизлет и Кахут в учебный план.

Список литературы:

Бронская В. С. Теоретические основы формирования лексической компетенции у школьников // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2012. № 28. С. 705-706.

Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. / Н. Г. Комлев. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1168с.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО.

Просмотров работы: 55