ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Никонорова В.И. 1, Смирнова Ю.А. 1, Маслова Н.В. 2, Семчук Н.Н. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
2МОУ Николаевская СШ Ульяновской области
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Из расшифровки древних папирусов стало известно, что египетские жрецы владели методикой проведения процедур, которые аналогичны приемам современной психодиагностики. Главным инструментом у них, так же как и сейчас, являлось собеседование (диагностическое интервью). Оно основано на следующем утверждении – если иметь информацию о прошлом поведении человека, то с большой долей вероятности можно спрогнозировать его действия в будущем.

При этом большое значение придавалась второстепенным, казалось бы, деталям: уровень образованности, одежда, умение вести беседу, трудиться. Было также очень важно – как человек умеет слушать и молчать. Конечно же, не все их приемы соответствовали современным представлениям о гуманизме и правах человека (например, испытание огнем, водой и пребывание в темном подземелье в одиночестве ночью и т.п.).

Возникает практический вопрос – какую роль психодиагностика может играть в современном образовательном процессе? Можно ли применить ее в школьной практике, в условиях семьи?

Диагностическая процедура, как и получаемый в ее результате результат, носят достаточно вероятностный характер. Это значит, что возможно сделать прогноз о том, как человек будет вести себя чаще всего. Однако следует иметь в виду, что в конкретной ситуации на поведение человека оказывают сильное влияние три параметра. Прежде всего, это устойчивые поведенческие характеристики (например, тип личности). Во-вторых – психическое состояние (его самочувствие, комфортно ли ему в данной ситуации, спокоен он или, напротив, взволнован и т.п.). И, наконец, воздействие на личность окружающей среды. Определив производные от трех указанных переменных функций (что достаточно сложно) можно сделать прогноз о более или менее конкретном поведении человека в какой-либо ситуации [1, 2, 3].

Для использования в сфере образования большой интерес может представлять диагностика личностного потенциала (способности к развитию).

Она позволяет выявить сильные стороны человека, используя которые можно определить оптимальную траекторию к достижению самореализации личности.

Одной из важнейших характеристик личностного потенциала является толерантность к неопределенности. Она позволяет предсказать поведение человека в новых или сложных ситуациях, оценить которые и истолковать можно по-разному. Именно в этом случае важно обладать минимально достаточными когнитивными способностями, чтобы суметь принять верное, оптимальное решение.

Такая черта как жизнестойкость показывает способность действовать, опираясь на собственный внутренний опыт.

Очень важная и своеобразная характеристика "рефлексивность" (от латинского reflexio – обращение назад). Обладающий этой способностью человек способен анализировать свой жизненный опыт, а также применять результаты этого анализа в текущей и будущей деятельности.

В диагностике личностного потенциала есть такой параметр как оптимизм. Он позволяет сформировать отношение к собственным достижениям и неудачам, интерпретировать и объяснить собственные поступки. По этому поводу народная мудрость также гласит: «Не грех упасть. Грех упасть и не подняться».

Последняя в списке (но не последняя по значимости) – характеристика личностного потенциала ценности в действии. В жизни обычно для этого используют одно только слово – "мудрость". 

Практическое применение психодиагностики – мультифункционально. Это – сфера образования, подготовка и ротация кадров, профориентация, прогнозирование социального поведения различных социальных групп и отдельных индивидуумов, судебная психолого-психиатрическая экспертиза, и т.д.

Литература.

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989.

2. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М.: Прометей, 1993.

3. Дружинин В. Н.: Психология общих способностей – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 368 с.

Просмотров работы: 6