ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Ворошилова С.Е. 1, Зорина Н.А. 1, Добрякова М.А. 1, Семчук Н.Н. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В XXI веке происходит стремительное обновление во всех сферах человеческой деятельности. У специалистов по информационным технологиям есть такая шутка «Если Вы купили в самом современном магазине самый современный компьютер, то в течение времени, которое необходимо затратить на оплату и перенос покупки до выхода из магазина, уже появится новая модель. Так что можно снова заняться выбором более совершенного аппарата».

Без всякого сомнения, такие же процессы можно наблюдать и в сфере образования. Во всем мире, и в России тоже, в школах появляются различные варианты инклюзивного образования. Конечно, в этом очень важном направлении имеются серьезные проблемы, которые проявляются в процессе практического применения инновационной педагогической технологии. Следовательно, очень важно проводить глубокий анализ возникающих сложностей, противоречий и находить оптимальные варианты их решения.

В предыдущих наших публикациях было показано, что увеличение разрыва в степени подготовленности детей одного класса к выполнению учебной нагрузки создает неустойчивую систему внутреннего дискомфорта, психологического напряжения в коллективе [1].

Без всякого сомнения, возможности школьника с ограничениями по здоровью будут сильно отличаться от возможностей обычного школьника. Эта разница будет еще более контрастной при сравнении его с ребенком талантливым (рис. 1).

 

возможности школьника с ограничениями по здоровью;

 

уровень требований программы на отметку «отлично»;

 

возможности одаренного ребенка.

Рис. 1. Проблемная ситуация, возникающая в классе при инклюзивном обучении

При этом постоянное внутреннее напряжение будут испытывать дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Вместе с тем в этом же классе можно наблюдать ситуацию сдерживания в развитии детей способных, поскольку существующая система мотивации, оценки результатов труда школьника далека от совершенства.

Система «МОНИТОП» (мониторинг образовательного процесса) позволяет существенно изменить проблемную ситуацию и создать всем участникам образовательного процесса комфортные условия для индивидуального развития. Она включает в себя три компонента:

1. Бинарную шкалу отметок.

2. Комплект тренажеров самоучителей по конкретному предмету (рабочие тетради на бумажном или цифровом носителе).

3. Компьютерную программу «МОНИТОП».

Использование бинарной шкалы отметок позволяет обеспечить индивидуальное развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потенциалом (рис. 2).

Попробуем провести анализ возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в классе с разным уровнем подготовленности учащихся. Система «МОНИТОП» позволяет осуществить мониторинг результатов учебной деятельности каждого учащегося за весь предыдущий период обучения. Возможности учителя в таком системном контроле, по сравнению с компьютером, весьма ограничены. Конечно же, учитель не может помнить пробелы в формировании устойчивых навыков каждого ученика за несколько лет его учебной работы.

Следовательно, у него нет возможности вернуться к проблемным разделам учебной программы для индивидуальной работы с каждым учеником. Компьютерная программа позволяет отследить результаты работы каждого ученика по всем пунктам программы по каждому из предметов. За счет этого обеспечивается возможность оказания помощи учащемуся при наличии проблем по конкретным вопросам в каждом предмете. По сути дела любой ученик обретает индивидуальный образовательный маршрут.

Без всякого сомнения, использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий, которые уже давно в практической деятельности школ стали привычными и стандартными, намного увеличивает возможности учителя в достижении высокого качества работы [2].

У нас есть возможность провести анализ особенностей работы учителей в разных по набору учащихся классах, Он показал, что методы, которые использовали педагоги, существенно различаются. И это было связано, прежде всего, не с персональными характеристиками учащихся, а с принципиальными позициями учителей.

 

возможности школьника с ограничениями по здоровью;

 

уровень требований программы на отметку «отлично»;

 

возможности одаренного ребенка;

 

область применения бинарной шкалы отметок.

Рис. 2. Изменение диапазона оценки результатов обучения при использовании бинарной шкалы отметок

Классы одной параллели: 3 «А» и 3 «Б». В одном классе около 40% учеников – дети с ОВЗ. Во втором дети здоровые, без каких либо отклонений.

В классе с особенными детьми учитель использовал различные методы и формы проведения уроков и занятий, активно применял информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В параллельном классе учитель придерживался, если можно так сказать, классической технологии, ИКТ использовал крайне редко.

Как результат – эффективность образовательного процесса в первом случае была существенно выше. Это связано, в том числе, и с тем, что современные дети, условно говоря, более «компьютеризированы», готовы к использованию гаджетов, мультимедиа средств, Интернета. Современный учитель, должен понимать и стремиться учитывать эти особенности.

Литература.

1. Семчук Н.Н., Иванов Е.В., Орлова Г.А. Возможности использования системы «МОНИТОП» в образовательном процессе. Наука, образование, общество (педагогические науки) – 2016 · N 4(10). Стр. 124-138.

2. Тананыхина Ю.А. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/521935/(дата обращения 17.03.2019).

Просмотров работы: 5