ФЕНОМЕН КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФЕНОМЕН КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Скрипкина А.А. 1, Яковлева Я.И. 1, Семчук Н.Н. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Критическое мышление – это, прежде всего, мышление творческое. Рассматривая его с точки зрения закономерностей онтогенеза организма человека, можно сказать, что это качество возникает только на определенном этапе развития. И, кроме того, само по себе оно не может проявиться, сформироваться. Этот феномен следует рассматривать как продукт социального взаимодействия людей, а также процессов воспитания и обучения. Всем известен «эффект Маугли», когда по причине изолированности от общества индивидуум вида Homo sapiens не владел элементарными навыками, которые свойственны человеку и обретаются уже в детском возрасте. Более того, во многих случаях оказывалось, что такие особи уже не способны к обучению, не могут овладеть знаниями, умениями и навыками, которые позволяют обычному человеку чувствовать себя комфортно в социуме и быть полезным ему.

Следовательно, способностью к творческому мышлению необходимо обучать. Если процесс обучения отсутствует или он начат слишком поздно, то индивидуум может навсегда утратить способность овладеть навыками критического мышления. Итогом владения и использования творческого мышления является высокая вероятность достижения желаемого результата благодаря использованию способности мыслить логично, взвешенно и целенаправленно. Все эти навыки не обретаются от родителей по наследству и не проявляются при рождении. Ребенок получает в наследство лишь задатки, которые только благодаря особым условиям (определенный возрастной период, наличие социума, использование процессов воспитания и обучения) могут трансформироваться в способности.

Человек использует свои когнитивные способности для принятия решений. Это достаточно сложный и противоречивый процесс. Он начинается с осознания необходимости поиска возможных решений, а также формирования альтернативных вариантов, которые затем используются для субъективного выбора.

Почему субъективного? Поскольку в данной ситуации человек сам является субъектом и, кроме того, он не может знать всех деталей, которые могли бы позволить сделать полную оценку факторов, нюансов, крупных и мелких деталей события и т. д. Исходя из представленных рассуждений, можно предположить, что решение может быть как правильным, так и неверным. Более того, исходя из тех же субъективных особенностей личности, последующие за решением действия могут оказаться как полезными для общества (личности, коллектива и т.п.), так и вредными, опасными. Причем, следует отметить, что личность, обладающая высокоразвитым критическим мышлением, может принести обществу (или какой-либо личности) гораздо больше блага (или напротив – беды), чем персона с примитивным его уровнем.

На основе критического мышления может быть построена система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов, а также позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации. В результате этого личность способна корректно применять полученные аналитические выводы к различным ситуациям и проблемам. Сюда же можно отнести и способность конструировать нечто новое или модернизировать старое, на основе анализа, хотя бы мысленно.

Одним из проявлений критического мышления является самосознание, представляющее собой осознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным, своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Поскольку данные явления неразрывно связаны с интеллектом вообще, по наследству передаются только его задатки в форме потенциальных возможностей. Реализация же их зависит от условий, в которых человек с рождения живет или которые он может создать себе сам. Что помогает развить критическое мышление?

Художественная литература, литература гуманитарных наук, теории.

Стремление к рефлексии.

Отсутствие стадного инстинкта (стремление думать самостоятельно)​.

Проявление нестандартных творческих способностей.

Новая точка зрения на понятия “культура”, ”искусство”.

Стремление понять бытие и психологию человека.

Длительное общение с человеком, у которого хорошо развита эта способность.

Специальная литература, предназначенная для формирования критического мышления ​

Художественная литература помогает человеку мысленно погрузиться в виртуальный мир, условия, встать на место определенных персонажей. Новые впечатления, ситуация и действия персонажей в ее условиях заставляют читателя невольно проникаться и познавать новые мысли и способы взаимодействия с окружающей средой, сравнивать это с реальной ситуацией. Многое зависит от качества книги, от того, какие идеи хотел вложить туда автор и что додумал сам читатель. Когда читатель видит аналогию с его миром, он может прийти к неутешительным выводам, начать критиковать реальность. Либо, наоборот, порадуется, что не все еще так плохо, как в содержании книги. И это, кстати, тоже проявление критического мышления. Не обязательно оно может быть исключительно негативным.

Кроме того, человек, читая книгу, обогащает свой словарный запас. Сложно конструировать мысли об абстрактных социальных явлениях, если для них в языке не представлено даже слов – это будут только невыразимые абстракции, из которых что-либо серьезное сконструировать сложно.

В какой-то мере, всегда существовала цензура, запрещались определенные книги, что часто объяснялось вредным, жестоким содержимым, опасным для принятого порядка вещей. Но как можно точно узнать, что (и какая, и почему) информация опасна? А не применяются ли подобные принципы на практике, о которых мы даже не знаем? Цензуру можно рассматривать как существенную преграду для развития критического мышления.

Опасность, связанная с литературой, заключается в сильных впечатлениях читателя, который проанализирует и придет к выводу, что пора что-то изменить. Но возникшие синтетическим путем идеи могут разбиваться о потолок условий в реальности, который был поставлен самим обществом. Человек, который сильно увлечется этим и не отступит от своих сформированных убеждений, рискует стать изгоем и впасть в депрессию.

В настоящее время появилось большое количество продуктов массовой культуры, которые так же являются книгами, но они только могут притупить критическое мышление, заменяя его потребительским. А именно:

Низкокачественная беллетристика.

Примитивные любовные романы (больше пошлостей и меньше духовного).

Литература по персонализации в рамках модных трендов.

В романе Рэя Брэдбери "451' по Фаренгейту" книгам была объявлена настоящая война. Они попросту сжигались. Была создана особая профессия ради этого. И у людей просто не было потребности или необходимости в чтении [2].

А что может произойти при погружении в мир искусства? Ответ – что угодно. Так, например, некоторые музыкальные произведения оказывают (и это подтверждено исследованиями) благотворное влияние на здоровье человека. Та же музыка (только другого качества) может способствовать развитию патологического воображения, что может привести к печальным последствиям для него и не только.​

В романе Олдоса Хаксли "О дивный новый мир", детям практически с пробирок прививали отвращение к искусству. Перед ними ставили произведения различного рода. И когда дети начинали к ним тянуться, ползти, их били током. Так вырабатывался «нужный» рефлекс [3]. ​

Критическое мышление несёт в себе так же элемент иррационального. И это позволяет генерировать качественно новые идеи. Воображение – это двигатель человечества и его неотъемлемая способность. Иначе мы бы не были людьми, не ставили цели, касающиеся духовных потребностей, и не искали бы смысла.

Критическое мышление отличается контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью. К нему прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений.

Слово «критическое», используемое в определении, предполагает оценочный компонент. Иногда это слово употребляется для передачи отрицательного отношения к чему-либо, например, когда говорят: «Она отнеслась к фильму весьма критически». Но оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов – насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода рассуждений.

Исследователь темы, известный психолог Дайана Халперн раскрывает природу критического мышления с точки зрения его развития и предлагаются приемы его формирования.

В своём труде "Психология критического мышления" она отвечает на сдедующие вопросы : «Что происходит, когда мы мыслим и мыслим продуктивно и творчески? Чем отличается «хорошее» мышление (критическое, по терминологии Д. Халперн) от «плохого»? Как улучшить мышление? Можно ли сформировать навыки критического мышления? Каковы пути и способы выработки адекватного знания и структур знаний?» [4].

Потрясение, которое может быть вызвано некоторыми произведениями искусства, иногда приводит к негативным состояниям, если одновременно накладывается еще и много иных отрицательных факторов (непонимание со стороны окружения, чувство беспомощности, желание уйти от жестокой реальности и многие другие). Это может собрать целый букет патологических расстройств. В том числе – депрессии, физических недомоганий разной степени серьёзности.

«Депрессия представляет собой состояние, выраженное отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек в состоянии депрессии испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания – подавленность, тоску, отчаяние. Влечение, мотивы, волевая активность резко снижены. Характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резка снижена. Измененным оказывается также восприятие времени, которое может тянуться мучительно долго. Для поведения в состоянии депрессии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость. В тяжелых длительных состояниях депрессии возможны и попытки самоубийства». [1]

В формировании живого личностного знания (М. Вертгеймер), посредством критического мышления, видит Дайана Халперн ответ на многие вопросы. Именно на это знание, по ее мнению, должны ориентироваться программы обучения – с учетом возрастных различий, разного социокультурного и начального образовательного уровня, специализации образовательных учреждений. Предложенные приемы созвучны идеям развивающего обучения, где, в первую очередь, нужно «учить мыслить», в том числе «мыслить о смысле», «мыслить о своем мышлении» [5].

Многие аналитики определили качества, которые свойственны человеку с критическим мышлением.

Д. Халперн выделяет следующие качества:

Готовность к планированию, гибкость. Рокич в своем известном труде (Rokeach, 1960) называет отличительными особенностями «ограниченного ума» отсутствие гибкости (ригидность) и догматизм. Человек с ограниченным умом негативно относится к любым новым идеям, заявляя: «Я и без этого всегда обходился».

Настойчивость. Барон (Baron, 1987) в прекрасном эссе, посвященном значению установок, подчеркнул, что настойчивость крайне важна для достижения успехов в учебе. С настойчивостью тесно связана готовность взяться за решение задачи, требующей напряжения ума.

Готовность исправлять свои ошибки.

Осознание. Психологи называют это качество метапознанием, или мета-когнитивным мониторингом. Оно подразумевает наблюдение за собственными действиями при продвижении к цели.

Поиск компромиссных решений. Критически мыслящему человеку необходимо обладать как хорошо развитыми коммуникативными навыками, так и умением находить решения, которые могли бы удовлетворить большинство.

В реальной жизни люди, лишённые критического мышления, в определенной степени лишаются и свободы. Однако в большинстве случаев она им и не нужна, потому что даже не распознаётся, либо имеет совсем искажённый смысл в их представлениях.

Исследования показали достаточно печальную картину, которая сложилась в высших учебных заведениях. Так, например, психологи обнаружили, что только 25% первокурсников обладают навыками, которые необходимы для логического и абстрактного мышления [4].

Широко известную фразу “После нас хоть потоп!” чаще всего используют люди, для которых характерна неспособность или нежелание критически мыслить. Они вполне согласны с тем, чтобы глобальные проблемы решались без их участия. Так спокойнее! Однако можно сказать, что это не более, чем опасная иллюзия того, перевод ответственность на кого-то позволит получить личное благополучие. Вся история человечества показывает, что только использование критического мышления помогает находить правильное решение как локальных, так и глобальных проблем.

Литература.

1. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

2. Рэй Брэдбери "451' по Фаренгейту"; Эксмо, 2017 г.​

3. Олдос Хаксли "О дивный новый мир"; АСT, 2014 г.​

4. Дайана Халперн, А. Нафтульев “Психология критического мышления”; Букинистическое издание, 2000 г.

5. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании.- М.: Тривола, 1995 г.

Просмотров работы: 275