В переводе с латинского “optimus” означает «лучший», «целесообразный», «удобный». Следовательно, в процессе оптимизации должны улучшаться методы, средства, приемы, которые используются в образовательном процессе, с целью максимально возможного повышения эффективности их использования и одновременном снижении материальных, финансовых затрат для их осуществления [3].
Естественно, что для решения вопросов оптимизации в первую очередь следует определить, обозначить самые острые проблемы, которые имеются в практической педагогике и попытаться найти пути их решения.
В жизни каждого ребенка происходит много важных событий, особенно значимых, прежде всего, для родителей: первые шаги, первое слово, первые друзья, детский сад.
Безусловно, обучение в школе является очень сложным и весьма продолжительным периодом в жизни любого человека. Начало грандиозное: нарядная одежда, музыка, новые друзья и море впечатлений. Так стремительно пролетают первые дни учебы. Но все это постепенно проходит, и начинаются трудные учебные будни.
Школьная программа устроена таким образом, что с каждой четвертью, каждым годом количество предметов прибавляется, а материал становится все труднее. По статистке достоверно установлено, что школьные нагрузки (здесь также уместно употребить слово – перегрузки) в большинстве случаев отрицательно влияют на здоровье школьников.
Как справится детям со стремительным школьным ритмом? Как помочь им легче усваивать материал без вреда для здоровья?
Выделяют несколько причин отрицательного воздействия режима работы детей в школе, а также их взаимодействия дома с родителями.
1. Физическое и умственное переутомление.
2. Нерациональная организация учебного процесса.
3. Завышенные ожидания и требования родителей.
Чтобы вовремя оказать детям помощь, нужно знать несколько признаков, по которым можно определить – если у ребенка перегруженность. Вот некоторые из них.
* Общая слабость, утомление, отсутствие энергии.
* Частые необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т. д.
* Нарушения сна (бессонница, сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий; проблемы с засыпанием и пробуждением).
* Нарушения аппетита (отказ от пищи, переедание, изменения в весе).
* Сильная рассеянность, ребенок постоянно начинает допускать ошибки на внимание.
* С увеличением нагрузок ребенок может стать более раздражительным, могут появиться гнев и агрессия.
* Появления страха (например, ночного) [1, 2].
Очень важно в процессе обучения не допустить перегруженности ребенка. Для этого нужно:
1. Определить оптимальный режим дня с учетом индивидуальных особенностей ребенка, уровня его работоспособности в разное время суток.
2. У ребенка должно быть отдельное рабочее место (лучше, если это будет отдельная комната).
3. Необходимо обеспечить ребенка всеми необходимыми школьными принадлежностями, литературой.
4. Создать спокойную обстановку в семье, показать, что кто-либо из родителей или близких людей всегда готов прийти к нему на помощь.
5. Обеспечить ребенку полноценный сон и питание.
6. Исходить из действительных способностей ребенка.
Самую большую опасность представляет предъявление к нему завышенных требований. Не следует требовать от него большего, чем возможно в данный момент. Это позволит предотвратить излишнюю нагрузку на психику ребенка.
У администрации школы, учителя также имеются возможности оптимизировать образовательный процесс. При этом даже простые мероприятия могут дать существенный положительный эффект.
1. В начальной школе не должно быть более 5 уроков в день.
2. Не стоит проводить контрольные работы в понедельник и пятницу.
3. Самые трудные предметы желательно размещать в расписании на втором и третьем уроке.
4. Во время уроков проводить физкультурные паузы.
Действительно, школьные годы – достаточно трудная пора в жизни любого ребенка. Насыщенная учебная программа, стремительный ритм жизни, возможные проблемы в семье и многое другое в сильной мере влияют на ученика. Чтобы детям было легче учиться, нужно уметь замечать изменения физического состояния ребенка, особенности или странности в его поведении, отношении к людям и учебе. Чем раньше удастся увидеть эти перемены, тем быстрее и эффективнее можно оказать помощь в преодолении трудностей.
Литература.
1. Школьные перегрузки. [Электронный ресурс]. URL: http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_02e.shtml. (Дата обращения 17.10.2018).
2. Соболева А. Школьные перегрузки. Как помочь своему ребенку. [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://booksonline.com.ua/review.php?book=149840. (Дата обращения 16.10.2018).
3. Кутузов А.В. Оптимизация образовательного процесса как педагогическая проблема. [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/v/optimizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-kak-pedagogicheskaya-problema (Дата обращения 23.11.2018).