АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Богданова Н.С. 1, Грибачёва О.Н. 2, Лаврентьев В.В. 3, Семчук Н.Н. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
2МОУ № 98» г. Вологода
3МАОУ «Средняя школа с. Залучье»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Адаптация ребенка к школе – это процесс привыкания к новым условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.

Первый класс – важный жизненный этап, как для ребенка, так и для родителей. Дети осознают, что они стали взрослее, хотя и с волнением переступают порог школы. Родители ждут, что ребенок с удовольствием будет учиться, читать книги, найдет друзей и заслужит похвалы учителей. Иногда забывая, что для этого нужно время.

Очень важно помнить, что поступление в школу, даже если родители провели большую подготовительную работу и ребенок с радостью идет в первый класс, все же это очень большой стресс для него. Новая ситуация, новые люди, новое место, новый большой объем знаний – все это нужно принять и понять. И в этом ребенку нужна помощь родных и близких (безусловная поддержка, искренняя заинтересованность, отсутствие завышенных ожиданий, готовность оказать помощь и разделить тревоги). Необходимо интересоваться, в первую очередь, положительным опытом первоклассника. Что получилось? Что понравилось? Что восхитило и удивило? Встречаясь с детской неудачей, очень часто близкий человек старается первым делом утешить ребенка, сказать, что ничего страшного не произошло. Это понятно, поскольку каждый хочет, чтобы его ребенок испытывал только положительные эмоции. Но тем самым, не замечая трудностей, мы лишаем ребенка драгоценного опыта переживания неудач. Происходит обесценивание чувства ответственности. Мы лишаем ребенка возможности построить новую стратегию, которая в будущем поможет избежать подобных ситуаций.

Очень важно с самого начала поддержать ребенка, разделить общую тревогу, поскольку для него нет несущественных переживаний. Необходимо проявить уважение к его чувствам, а дальше показать, что можно найти выход из любой сложившейся ситуации. Например, предложить – давай подумаем, что можно сделать, чтобы в будущем такого не повторилось? Таким образом, ребенок найдет друзей и надежную опору, а главное он поймет, что его чувства и он сам имеет для учителя и для родителей огромную ценность. Это – залог адекватной самооценки, а, следовательно, и возможность в будущем полагаться на свои силы [1].

В дальнейшем, когда у ребенка появится первый опыт ответа у доски, когда он впервые напишет контрольную или самостоятельную работы, появится и первая осознанная ошибка. Здесь необходимо рассказать, что такое может случиться с каждым человеком. Именно через такие истории мы учимся.

Первоклассник ощущает себя взрослым, достойным звания ученика. Однако он очень нуждается в поддержке, как со стороны учителя, так и со стороны родителей. Новоиспеченному школьнику необходимо больше самостоятельности и ответственности, но это не означает, что родители должны полностью отстраниться от того, что касается школы. У ребенка должен быть выбор, особенно в мелочах. Должно быть что-то, что он может выполнять без участия взрослых. Не нужно навязывать свою помощь, но нужно показать, что вы всегда готовы помочь.

Одно из важнейших правильных действий родителей – искренне восхищаться успехами, избегать нравоучений и чаще подбадривать своего ребенка. Необходимо организовать условия для самостоятельной работы первоклассника. При этом оставляя ему возможность совершения ошибки и обращения в этом случае к взрослому. Можно напомнить, что наступило время выполнения домашнего задания, и если понадобится помощь, то он может обратиться к вам. Однако не стоит садиться с ним за задания ежедневно. В этом случае вы стимулируете самоорганизацию, что в начальной школе делать необходимо. Если же вы будете каждый день выполнять с ребенком домашние задания, то приучите его выполнять любую учебную работу только при непосредственном участии взрослого. Такие дети в дальнейшем будут больше тревожиться в отсутствии взрослого, который проверяет все его действия. А это сдерживает формирование самостоятельности и уверенности в том, что знания его надежны и он умеет ими пользоваться.

Вот несколько умений и навыков, наличие которых поможет легче адаптироваться ребенку в детском коллективе и школьной жизни.

Для успешной коммуникации необходимо научить ребенка знакомиться со сверстниками, поддерживать несложный разговор, демонстрировать готовность присоединиться к уже начавшейся игре или же организовать свою.

Очень важно научить ребенка внимательно слушать и задавать вопросы в случае незнания, непонимания, участвовать в обсуждениях. Быть готовым оказывать помощь и уметь просить о помощи, быть за нее благодарным. Эти навыки невероятно важны для адаптации.

Также для успешной учебной деятельности важно развивать навыки самостоятельной работы: умение принимать и следовать инструкции, сосредотачиваться на работе, не отвлекаясь на внешние раздражители, завершать начатое дело.

Важно научить ребенка заботиться о себе и своих потребностях (физиологических и психологических). Не доводить потребность до критического состояния. А также уметь заботиться о своих близких.

Важно обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка, следить за его развитием, быть чувствительным к изменениям, не игнорировать советы специалистов. Чем быстрее ребенок получит помощь (медицинскую, логопедическую, психологическую), тем скорее он справится с трудностями, и тем успешнее будет его адаптация к школе.

Безусловно, путь адаптации первоклассника к школе, как и путь любой адаптации, тернист, и на нем будут встречаться и успехи, и слезы, и формирование негативных привычек, протестов. Но при условии внесения вклада всеми участниками образовательного процесса, открытого и доброжелательного взаимодействия, ребенок успешно адаптируется к новым условиям в индивидуальном режиме. И на этом основании ступень за ступенью будут благополучно осваиваться новые навыки и успешно решаться учебные и жизненные задачи.

Литература.

1. Адаптация первоклассников к школьному обучению. [Электронный ресурс]. https://infourok.ru/adaptaciya-pervoklassnikov-k-shkolnomu-obucheniyu-1599599.html. (дата обращения 23.12.2018).

Просмотров работы: 35