ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Исайкина О.А. 1, Милицина О.В. 1
1МГПИ имени М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из сложных многофункциональных явлений природы, человечества и общества является ритм.

Ритм (греч. rhythmos – движение, такт, течение) – всеобщее свойство, универсальная закономерность организации материи, в том числе живых организмов. Ритм универсален и проявляется во всех сферах действительности: в органической и неорганической природе, в космосе, в физиологических процессах, в труде.

Понятие «ритм» в философской и психолого-педагогической литературе рассматривается с различных сторон. Проблема ритмической организации Вселенной, Планеты, природы, социальной жизни и искусства затрагивалась многими учеными (Н. А. Бердяев, А. К. Горский, А. Л. Чижевский). В их работах ритм воспринимался как фундаментальная основа целостности всего сущего.

Философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1805) указывал, что «ритм принадлежит к удивительнейшим тайнам природы и искусства, и, как кажется, никакое другое изобретение не было более непосредственно внушено человеку самой природой» [13].

В теории эстетики исследователем В. Н. Сагатовским под ритмом подразумевается форма организации, представляющая собой определенный порядок изменений в каком-либо процессе, например, в музыке, поэзии, работе, явлениях природы [8, с. 219].

Издавна ритм считался одним из объективных признаков красоты, а в теории эстетики рассматривался как проявление единства в многообразии. На это указывал Ф. В. Шеллинг, говоря о том, что «Первое условие ритма – единство многообразия» [13, с. 226.]. Вообще, как утверждает Л. Гусева, эстетическая мысль прошлого неоднократно обращалась к ритму при обсуждении проблемы прекрасного и средств художественной выразительности [3, с. 80].

Эстетическая выразительность ритма основана не на монотонной, абсолютно сходной повторяемости, а на аналогичной периодичности, включающей несходство и вариативность. Художественный ритм, таким образом, есть единство упорядоченности и неупорядоченности, нормы и отступления, мотивированных содержательно-образным строем произведения искусства.

Российскими и зарубежными физиологами (П. К. Анохиным, В. М. Бехтеревым, К. Лоренцом) были сделаны выводы о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. Соответствие частот музыкальных звуков структурному строению тканей и органов человека, а музыкального ритма - ритмам процессов его жизнедеятельности приводит к тому, что музыка оказывает по принципу акустического резонанса очень глубокое и многостороннее воздействие практически на все функции в теле человека (кровообращение, пищеварение, дыхание, деятельность нервной системы и мозга), а также на эмоции, желания, чувства. Учёные доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.

Психологи (Н. Д. Левитов, Л. Б. Ительсон) определяют ритм, темп и динамику в числе необходимых компонентов трудовой деятельности. Ритм как эстетическое качество личности в структуре эстетических чувств исследован А. Ф. Лобовой.

А. Л. Готсдинер указывает, что «обычно под ритмом понимают регулярную повторяемость однородных или различных взаимосвязанных предметов или явлений, которые создают впечатление соразмерности, стройности, общей гармонии» [2, с. 45].

На основании вышеперечисленных трудов известных ученых сделаем вывод относительно определения понятия «ритм» временная форма организации, представляющая собой определенный порядок изменений в каком-либо процессе в музыке, поэзии, работе, явлениях природы.

В музыкальном искусстве ритм является одним из важнейших понятий и средств музыкальной выразительности. Его сущность рассматривается в музыкальной теории, музыкальной психологии и педагогике Б. М. Тепловым, Н. А. Ветлугиной, В. В. Медушевским, Е. В. Назайкинским, А. Л. Готсдинером, К. В. Тарасовой, В. И. Петрушиным.

Согласно К. В. Тарасовой, «чувство ритма - способность воспринимать и воспроизводить ритмические процессы» [9, с. 178].

В. Н. Холопова трактует понятие ритма как «временную структуру любых воспринимаемых процессов, один из трех (наряду с мелодией и гармонией) основных элементов музыки, распределяющий по отношению ко времени ... мелодические и гармонические сочетания» [12, с. 657].

М. Г. Харлап говорит о том, что «ритм - временная организация в музыке; в более узком смысле - последовательность длительностей звуков, отвлеченная от их высоты...» [11, с. 463].

Всем ученым присуща мысль о том, что ритм - это совокупность составляющих его компонентов - темпа, метра, ритмического рисунка, обусловленная эмоционально-образным содержанием музыкального произведения в тесной взаимосвязи с мелодией, гармонией, тембром. «Музыкальный ритм, в отличие от мелодии, оказывает решающее влияние на физиологическое и эмоциональное состояние человека в процессе музыкального переживания», - отмечал В. И. Петрушин [7].

Процесс восприятия ритма неоднократно подвергался психологическим исследованиям. Выявилось, что восприятие ритма всегда связано с двигательными моментами, то есть человек не просто слушает, но и активно реагирует на музыку движениями своего тела. Обычно человек не осознает этих движений. Они проявляются как бы инстинктивно (отстукивание ногой, рукой, покачивание головой, всем телом и т.д.). Попытка подавления моторных реакций приводит к тому, что человек либо практически перестает воспринимать музыку, либо ритм, пульсация переходит у воспринимающего в скрытые формы (сокращение мышц гортани, дыхательной мускулатуры и т.д.). Способность, лежащая в основе активного (двигательного) переживания музыки, называется музыкально-ритмическим чувством.

Но, как отмечает Б. М. Теплов, движения, как таковые, еще не образуют музыкально–ритмического переживания, хотя и являются органическим компонентом, необходимым условием его возникновения. Это обусловлено тем, что ритм в музыке – носитель определенного эмоционального содержания. Следовательно, чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Оно характеризуется Б. М. Тепловым как «способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального произведения» [10, с. 42].

Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, то есть движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать характеру музыки; средствам музыкальной выразительности; форме музыкального произведения.

Так как ритм является не только времяизмерительной, но и эмоционально-выразительной, смысловой категорией музыки, в этом случае важнейшей задачей музыкальной педагогики выступает формирование чувства ритма.

Теоретические предпосылки изучения чувства ритма в процессе восприятия и осмысления музыки имеются в трудах Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, А. Н. Сохора, Б. М. Теплова, Г. М. Цыпина.

Чувство ритма – это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, Н. И. Льговская даёт следующее понятие: «Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя её эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить её».

Ребенок – система, пронизанная ритмами, созвучная синхронизации ритмов в природе. Чем ритмичнее деятельность ребенка, тем более цельной натурой он становиться. Ритмичность – одно из основных свойств любого живого организма.

Развитое чувство ритма у ребенка – одно из важнейших условий его нормального существования. Чувство ритма, которое неразрывно связанно с координацией, играет основную роль в умении управлять своим телом, быть внимательным, ускорять реакцию на действия других.

Идея о необходимости гармонического развития человека посредством активизации чувства ритма, использования движений под музыку выдвигались еще в Античные времена. В Древней Греции воспитание чувства гармонии и ритма посредством гимнастики считалось обязательным и необходимым для всей жизни.

В начале XX века наиболее широкое распространение получила ритмическая система воспитания выдающегося музыканта–педагога, композитора и дирижера Эмиля Жака–Далькроза (1865–1950). Эта система способствовала развитию не только слуха, но и «мышечного чувства» ритма.

Важным в его методике мы видим утверждение о том, что движения должны отражать характер музыки. Осознав активную двигательную основу музыкально–ритмического чувства, Жак–Далькроз подчинил движение ритму различных музыкальных произведений и определил путь эмоциональной передачи движений. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям детей. Жак–Далькроз считал, что музыкально–ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека [5, с. 75].

У истоков развития двигательной активности на музыкальных занятиях стояли Д. Б. Кабалевский, К. Орф.

Немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982) большое внимание уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Это разнообразные круговые движения рук, локтей, кистей; ходьба - медленная, быстрая, на пятках, носках, восьмерками, зигзагами с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями; бег в ритме.

Для выработки чувства ритма используется также метод «вербального эквивалента», т.е. усвоения ритмов через звучащее слово: воробей, кошечка и т.д. Материалом могут служить цвета, имена и другие близкие детям слова. До овладения игрой на музыкальных инструментах, элементарное музицирование начинается с использования природных «инструментов» - рук и ног. К. Орф вводит в урок так называемые «звучащие жесты» - хлопки, притопы, шлепки, щелчки. С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам. Из ритмизованных текстов К. Орф предлагает составлять ритмические рондо, а также исполнять их в виде канонов.

Для развития чувства ритма К. Орф использовал игру «эхо», где ритм, заданный педагогом, точно воспроизводится ребенком. При этом допускаются любые сложности, даже еще не пройденные теоретически. Для развития творческого начала и чувства формы, применялась игра «эхо-ответ» или «эхо с продолжением», когда ребенок заканчивает фразу взрослого или прохлопывает вариацию на нее. Исходным материалом «эха» может служить и импровизация ребенка.

На формирование двигательной активности дошкольников направлены идеи русских ритмистов Н. Г. Александровой, М. А. Румер, Е. В.Кононовой. Специальные исследования проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, Б. М. Тепловым.

Например, по мнению психолога Б. М. Теплова восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…».

Он указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. Б. М. Теплов выделял три основные музыкальные способности: ладовое чувство, произвольное пользование слуховыми представлениями, ритмическое чувство. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.

Б. М. Теплов акцентировал внимание на различении музыкального ритма и просто ритма. Он приводил пример развития некоторыми педагогами ритма отдельно от существа живой музыки, как арифметический счет в надежде, что ученик применит это ритмизующее умение потом на практике. Теплов опровергает эту точку зрения и говорит, что «музыкальный ритм не такой механистичный и не такой отчужденно-точный, как, например, в часовом механизме. Музыкальный ритм живой, пластичный, он дышит, как и человеческий организм».

Одним из лучших путей развития чувства музыкального ритма Б. М. Теплов называет дирижерский жест (как и вообще музыкальное движение).

Много работ, затрагивающих различные аспекты ритмического воспитания учащихся, появились в последние годы (Ю. Б. Алиева, Б. С. Рачиной, О. П. Радыновой, М. Л. Палавандишвили, Г. П. Овсянкиной, Т. Э. Тютюнниковой и др.).

М. Л. Палавандишвили, перечисляя задачи музыкально–ритмической деятельности, отмечает важность согласования движения с характером музыки и наиболее яркими средствами выразительности путем развития музыкальных способностей (эмоциональная отзывчивости, слуховых представлений, чувства ритма).

Г. П. Овсянкина отмечает, что музыкальному ритму присуща яркая эмоциональная природа, которой нет в каких-либо других ритмических процессах. Он является выражением некоего эмоционального содержания [6, c. 24].

В исследования работ педагогов-новаторов И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, А. Н. Зиминой, О. В. Кацер и др. доказано, что если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой, слитной речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Развитие чувства ритма может осуществляться в процессе использования разнообразных видов ритмической деятельности. О. Е. Дрень выделяет ритмопластику, ритмографику, ритмизацию слова, пространстворитмию, эвритмию на музыкальных занятиях и в течение дня [4, с. 67].

Ритмопластика - это оздоровительный вид гимнастики, в ходе которой задействуются различные группы мышц, развивается чувство ритма, тренируется память и внимательность. Она содержит в себе элементы гимнастики и хореографии. Программа по ритмопластике в детском саду подразумевает всё те же физические нагрузки под музыку, но в небольших группах.

Ритмографика - непосредственное соединение ритма звучания музыки и ритма движения руки, отмечающей след от звучания графическими знаками. При этом, как указывает Н. А. Бергер, движения руки в ритмографике оказываются «вписанными» в ритм музыки в буквальном смысле слова. С помощью ритмографики можно очень быстро фиксировать все распространенные стихотворные размеры и ритмические формулы как отдельных слов, так и словосочетаний. В отличие от записи букв, ритмографика доступна человеку с очень раннего возраста (по некоторым данным - с четырех лет) [1].

Музыкальная эвритмия даёт возможность человеческому движению раскрыться через музыкальные законы такта, ритма, мелодии и гармонии, а также отдельных тонов и интервалов.

Через эвритмию человек более осознано переживает пространство, в котором он двигается. Есть много упражнений, которые активно задействуют различные предметы: медные палочки, шары, мячики. Как искусство движения и как одухотворенная гимнастика эвритмия получила широкое применение как у взрослых, так и в дошкольной, школьной и специальной (лечебной) педагогике.

Таким образом, проблема развития чувства ритма занимала умы многих педагогов и психологов разных времен. Всем ученым присуща мысль о том, что ритм - это совокупность составляющих его компонентов - темпа, метра, ритмического рисунка, обусловленная эмоционально-образным содержанием музыкального произведения в тесной взаимосвязи с мелодией, гармонией, тембром. У детей старшего дошкольного возраста развитое чувство ритма – одно из важнейших условий нормального существования, играющее основную роль в умении управлять своим телом, быть внимательным, ускорять реакцию на действия других, однако это требует целенаправленного развития. На наш взгляд эффективным приемом будет использование сочетания различных видов ритмической деятельности на музыкальных занятиях (эвритмия, ритмопластика, ритмографика, ритмизация слова, пространстворитмия).

Литература:

Бергер, Н. А. Рождённый движением (о ритме в жизни и в искусстве) / Н. А. Бергер // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 87. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdyonnyy-dvizheniem-o-ritme-v-zhizni-i-v-iskusstve (дата обращения: 10.01.2019). КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdyonnyy-dvizheniem-o-ritme-v-zhizni-i-v-iskusstve.

Готсдинер А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. – М.: 1993. – 193 с.

Гусева Л. Проблемы ритма в эстетической теории // Философские науки. 1981. – № 3. – С.79–88.

Дрень, О. Е. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Дрень Олеся Евгеньевна. – Екатеринбург, 2003. – 22 с

Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. – М.: Классика-XXI, 2001. – 248 с.

Овсянкина, Г. П. Музыкальная психология / Г. П. Овсянкина. – Издательство «Союз художников», 2007. – 240 с.

Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учеб для вузов / В. И. Петрушин. – 2-е изд.- М. : Академический проект; Трикста, 2008. – 400 с.

Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) / В. Н. Сагатовский. – Ч. 2: Онтология. – СПб., 1999. - С. 219.

Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. – М., 1988. – 173 с.

Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М.: Наука, 2003. – 384 с.

Харлап, М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики / М. Г. Харлап // Проблемы музыкального ритма : сб. статей. – Сост. В. Н. Холопова. – М.: Музыка, 1978. – С. 48-104.

Холопова В. Н. Музыкальный ритм / В. Н. Холопова. – М.,1983. – 71 с.

Шеллинг, Ф. В. Философия искусства / В. Ф. Шеллинг. – М., 1999. – С. 226.

Просмотров работы: 925