ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аверина Е.А. 1, Милицина О.В. 1
1МГПИ имени М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из основных функций школы становится создание оптимальных условий для формирования системы ценностей, норм, которые позволят личности в будущем эффективно адаптироваться в обществе, взаимодействовать с окружающим миром, станут основой ее противостояния негативным внешним влияниям, активного участия в социальной жизни и в процессе ее преобразования.

Поэтому социальная адаптация школьников является актуальной и сложной проблемой педагогики, так как представляет собой не только состояние личности, но и процесс, в течение которого она (личность) приобретает устойчивость к влиянию социально–образовательной среды школы. Дезадаптивность младшего школьника выражается в его неготовности к критическим периодам, поворотным моментам жизни и к пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Именно поэтому социальная адаптация школьников является предметом научного анализа в рамках отдельных дисциплин и системного изучения на стыке наук

Музыкальная деятельность на уроке и во внеклассной работе наиболее полно предоставляет возможность организации условий социальной адаптации школьников. Это обусловлено тем, что: во–первых, в жизни современного ребенка музыка занимает особое место, становится постоянным фоном его жизни. Музыка – не просто развлечение, она помогает формированию нравственных качеств. Во–вторых, потребность ребенка в музыке имеет связь с очень важной потребностью в общении, которая не всегда легко осуществима. Общение с друзьями, приготовление уроков естественным образом совмещается с прослушиванием любимых записей. В–третьих, с древнейших времен известно благотворное влияние музыки на человека. В–четвертых, структура урока музыки гибкая, что позволяет организовать работу на основе взаимосвязи средств музыки с приемами коррекции.

Как показал анализ и обзор методической литературы в области теории и практики музыкального образования и воспитания (В. В. Алеев, Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, И. В. Кошмина, Б. Неменский, Л. Школяр, Е. Д. Критская, М. С. Красильников и др.), проблема социальной адаптации, формирования ценностных ориентиров, духовного мира школьника в процессе музыкальной деятельности остается не вполне решенной на сегодняшний день, а механизм воздействия данного феномена на социализацию ребенка освещен недостаточно полно.

Нами была определена цель экспериментального исследования: определить наиболее эффективные пути социальной адаптации личности младших школьников средствами музыкального искусства.

Ведущей задачей исследования явилась апробация методики социальной адаптации учащихся начальных классов в ходе освоения музыкального искусства.

Приведем ход формирующего этапа эксперимента.

Его цель состояла в проверке эффективности предложенной методики социальной адаптации учащихся начальных классов, направленной на формирование духовного мира младших школьников средствами музыкального искусства православия.

Из всего спектра различных направлений и идей музыкального искусства нами была выбрана именно музыка православия, как наиболее полно отвечающая проблеме развития у детей духовно–нравственных качеств, необходимых для общения с другими людьми. Главная цель предложенной методики: формирование духовной культуры младших школьников в процессе изучения произведений музыкального искусства православия, формирование любви и уважения у учащихся 1–го класса к основам жизни в социуме.

Были проведены уроки, включающие морально–нравственный аспект воспитания, проблему духовности. Изучение произведений русской духовной музыки осуществлялось с позиций культурологического контекста. В ходе уроков ставился акцент на адекватное восприятие–понимание русской духовной музыки, с опорой на метод духовно–нравственного анализа В. Медушевского, предполагающий осознание сути музыкального произведения с одновременным раскрытием духовного мира учащихся.

Младшим школьникам предлагалось описать собственные переживания, например, взволновала ли тебя эта музыка, что бы тебе хотелось сделать, слушая эту музыку, где эта музыка может звучать в жизни? Какие мысли, образы возникают при прослушивании произведения. Нужна ли такая музыка?

Для слушания предлагались произведения новогодней тематики и рождественских песнопений (колядки, тропарь, кондак, светилен, стихи о Рождестве).

Беседы и уроки проводились последовательно, систематически по принципу «от простого к сложному». Сначала мы использовали беседы эвристического характера. В дальнейшем больше опирались на имеющийся музыкальный опыт и восприятие учащихся, при этом использовали метод духовно–нравственного анализа В. Медушевского.

Проводились уроки, включающие нравственно–эстетический ракурс (воспитание чувства любви к родному краю, патриотизма, гармонии, переживания, сострадания, помощь ближнему).

При проведении занятий использовались следующие музыкальные произведения:

«В лесу родилась елочка» (Л. Бекман);

«Маленькой елочке холодно зимой» (М. Красев);

Вальс из сказки «Елка» (В. Ребиков);

«Богородице Дево, радуйся» (А. Архангельский);

5. Тропарь, кондак, светилен, величание.

6. Стихи о Рождестве.

Уроки проводились средствами интеграции различных видов искусств: православная музыка, иконопись, литература, история.

Во время слушания детских песен новогодней тематики и произведений музыкального искусства православия, приуроченных к Рождеству: колядки, тропарь «Рождество Твое, Христе боже наш», кондак «Дева Днесь», «Богородице Дево, радуйся» – дети одновременно рассматривали репродукции «Рождество Христово», «Казанская Богоматерь», «Владимирская богоматерь». Это помогало ребятам почувствовать, что в данный момент это искусство обращено именно «ко мне», а не к другому. Ученик учился размышлять, что есть добро и зло, любовь и предательство, решая для себя насущные проблемы Бытия.

Учитель: Ребята, вы сейчас услышите очень необычную для вас музыку, слушайте очень внимательно.

Затем были заданы вопросы:

1. Какое настроение вызывает у вас эта музыка? (нежное, душевное).

О чем рассказывают эти произведения? (о Новогоднем празднике,
Рождестве, о Богородице, стихи православной тематики).

Что вы знаете о Богородице, о Рождестве, какие события происходили в эти дни?

Следует рассказ о богородице.

Так и появились слова «Богородице Дева, радуйся» – это молитва.

Учитель: Может, кто–то из вас слышал или даже знает наизусть эту молитву? (Да)

А теперь сопоставим это произведение с отрывком из стихотворения А. Пушкина «Мадонна» (в католической вере Деву Марию еще называют Мадонна).

Звучит стихотворение А. Пушкина.

При разучивании православных песен необходимо придерживаться следующей последовательности:

1. Накопление учащимися музыкального опыта, необходимого для формирования умения. Это может получиться при условии связи последующих тем с предыдущими темами, а первая тема строится на основе результатов исследования готовности детей к обучению.

2. Введение в знание. На первое место здесь выступает не объяснение материала, а организация учителем поисковой ситуации на уроке. Вначале перед школьниками ставится задача, с помощью учителя осуществляется ее решение, и в результате учащиеся должны сами сделать выводы.

3. Дальнейший процесс формирования умения – его закрепление и углубление.

Для введения в литургическую музыку чрезвычайно важным является познание ее как искусства синкретического, в единстве слова и музыки.

Создание яркого иллюстративного ряда в большинстве случаев спо­собствует воспроизведению у детей нужного художественного образа. Ими могут быть как копии икон, так и фотографии храмового действа, рисунки и картины.

Особое место занимают технические средства. Для работы с детьми по изучению певческой музыки православия необходимо слушание православных песнопений, так как это является основной формой ознакомления детей с певческим искусством. Большую помощь могут оказать пластинки и магнитофонные записи с подлинными образцами музыки русского православия и в исполнении хора, в том числе детского церковного хора. Именно такое ознакомление детей с живым пением и такая форма образовательной работы повышает уровень знаний детей, расширяют их общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности в жизни людей певческого искусства православия, пробуждают интерес к ней.

После того, как дети психологически готовы к разучиванию и исполнению песнопений русского православия, и готовы воспринимать соответствующую информацию, педагог начинает проводить занятия по заранее намеченному плану. Певческое искусство православия невозможно рассматривать отдельно от истории, изобразительного искусства, литературы, поэзии и храмового действа. Принцип параллельности дает возможность учащимся лучше понять место нравственно–эстетического начала в человеческой жизни.

Включение детей в творческий процесс на занятиях происходит постепенно. Этому весьма способствует внимание педагога к каждому ребенку, поддержание в коллективе творческого настроения, игра. Ознакомление учащихся с неизвестным материалом, воспроизведение его, повторение, закрепление, поиск новых вариантов – все происходит в игровых формах, вызывающих у детей интерес, а значит повышающих эффективность усвоения.

Нужно обращать внимание ребят на необходимость вслушиваться, всматриваться в природу, в окружающий нас мир, в глаза близких людей. Это гораздо важнее, чем помнить, что изображено на картине, или какая по характеру музыка звучала. И когда ребята уже «созрели», чтобы сердцем слушать, сердцем видеть, то семена певческого искусства православия останутся в сердцах у детей. Поэтому, слушая литургическую музыку или рассматривая древнерусские иконы, школьники должны не только эстетически наслаждаться, но и пытаться понять внутреннее содержание этой музыки.

Укажем некоторые приемы, которые могут использовать учителя музыки для активизации формирования нравственных и эстетических качеств:

– словесное пояснение учителя, вступительное слово учителя;

– рисование картинок после прослушивания музыкального произведения;

– пение мелодии, темы;

– художественные ассоциации, сопереживания в процессе музыки;

– метод сравнения, сопоставления; личностные переживания учеников;

– музыкально–поэтический рассказ;

– написание мини–сочинения после прослушивания фрагмента музыкального произведения;

– метод наглядности (рисунок, фотографии, репродукции, иконы);

– выбор картины по музыке (репродукции икон);

– метод сравнения с произведениями ИЗО и литературы;

– повторное слушание произведения;

– беседа о произведении, его разбор, эмоциональная окраска произведения, метод наблюдения;

– художественно–педагогический анализ.

Большой интерес и творческий стимул для детей – первые выступления. Даже с небольшой программой песен уже можно выступать на школьных утренниках и праздничных концертах. Можно сделать уроки–концерты, посвященные основным христианским праздникам. Это поможет детям наиболее полно раскрыть свои музыкальные и творческие способности, придаст им уверенности, станет полезной певческой практикой, разовьет желание к дальнейшему освоению православной музыки.

Таким образом, постигая хоровое наследие, учащимся открывается путь к общению с исконно русской культурой, историей родного отечества, что в целом способствует социальному воспитанию подрастающего поколения и социальной адаптации детей, в частности.

В заключении отметим, что уроки по подготовке проведения внеклассного мероприятия «Рождество Христово» были построены с опорой на принцип «синтеза искусств», усиливающего воздействие на образно–эмоциональную сферу учащихся, активизирующего их восприятие.

Регулярное проведение уроков, внеклассных мероприятий (с тематикой православной ориентации, посещение Храма в честь воина Феодора Ушакова, подготовленные учителем беседы–презентации, профессиональное исполнение песнопений способствует развитию навыка слушать и слышать духовную музыку, понимать образную сферу, умение различать оттенки чувств и состояний; общечеловеческие ценности: любовь к маме и своей семье, чувство патриотизма, умение ценить окружающий мир, умение понимать, что есть «добро» и «зло», «любовь», «предательство», «милосердие», «вера».

Формирующий этап эксперимента показал, что включение в музыкальные занятия, внеклассное мероприятие элементов православного искусства положительно воздействует на воспитательный процесс, обогащает знания и расширяет горизонты эмоционально–образного восприятия детей, что выражается в их духовном мире, понимании законов Бытия, что в целом способствует социальному воспитанию подрастающего поколения и социальной адаптации детей, в частности.

Литература:

Абрамова, Г. С. Введение в практическую психологию. – Издательство: Академия, 1996. – 224 с.

Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. Академия. – М., 2001. – 192 с.

Белинская, Е. П., Социальная психология: хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 471 с.

Василькова, Т. А. Социальная педагогика. – М., 2008. – 448 с.

Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2001. – 160 с.

Витенберг, Е. В. Социально–психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. – СПб.: Речь, 2004. – 204 с.

Волынская, Л. Б. Адаптация человека в социокультурной среде. – М., 2008. – 134 с.

Дикая, Л. Г. Психология адаптации и социальная среда. Современные подходы, проблемы, перспективы. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – 624 с.

Долгов, А. П. Основы социальной педагогики : учеб.-метод. пособие для слушателей системы доп. проф. образования работников образования. – Пенза: ИПКиПРО, 2006. – 279 с.

Константинов, В. В Психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2008. – 159 с.

Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.

Крившенко, Л. П. Педагогика / Л. П. Крившенко. – М., 2004. – 432 с.

Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. – Ростов г/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – 320 с.

Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. – Гардарики. М., 2008. – 269 с.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005. – 200 с.

Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Соц. педагогика». – М.: Акад. Проект Екатеринбург: Деловая кн., 2001. – 416 с.

Никитин, В. А. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2003. – 272 с.

Никитина, Н. И. Методика и технологии работы социального педагога. – Владос, 2007. – 400 с.

Овчарова, Р. В. Справочник социального педагога. – М.: Сфера, 2007. – 480 с.

Просмотров работы: 28