ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Маслова Н.В. 1, Смирнова Ю.А. 2, Никонорова В.И. 2, Семчук Н.Н. 2
1МОУ Николаевская СШ
2Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Активизация познавательной деятельности учащихся – очень важный компонент образовательного процесса. При наличии мотивации к обучению учащиеся совместно с учителем стараются активно работать, сознательно размышлять над проблемными вопросами, способны отслеживать, подтверждать или отвергать предложенные идеи, решения, мнения собеседников.

Использование компьютера значительно увеличивают возможности учителя, позволяют освободиться от рутинной технической работы и существенно повысить качество процесса обучения. Использование некоторых инновационных технологий вообще невозможно без использования вычислительной техники.

Так, например, система «МОНИТОП» (мониторинг образовательного процесса), в основе которой положен метод автокоррекции, позволяет получить устойчивую обратную связь между учеником и учителем, оптимизировать учебную нагрузку с учетом возможностей ученика и его функционального состояния. Ее можно использовать как в процессе обучения, так и для оценки качества подготовки учеников по предметам школьной программы.

Однако, несмотря на все преимущества системы «МОНИТОП», использовать ее в образовательном процессе совершенно невозможно без вычислительной техники и соответствующего программного обеспечения.

Особенности системы «МОНИТОП» достаточно детально изложены в нескольких публикациях [1, 2, 3, 4, 5]. Рассмотрим лишь некоторые, наиболее существенные ее особенности.

Система «МОНИТОП» включает в себя три компонента:

1) бинарную шкалу отметок;

2) комплект тренажеров самоучителей по конкретному предмету (рабочие тетради на бумажном носителе);

3) специализированную компьютерную программу.

Исключительно большое значение приобретает предлагаемая технология в настоящее время, когда в школах России все шире используется инклюзивное обучение. С учетом этой тенденции можно предположить, что очень часто будет появляться ситуация, когда в одном классе одновременно обучаются дети с ограниченными возможностями и талантливые школьники. В этом случае в качестве обязательного условия успешного образовательного процесса должен использоваться индивидуальный подход, учет особенностей здоровья, природных задатков и способностей каждого ребенка.

Что может сделать система «МОНИТОП» для облегчения труда учителя и повышения качества его работы?

Много лет работая с классом учитель, конечно же, знает, кто из учащихся обладает хорошими и отличными знаниями по многим предметам, а для кого усвоение нового материала и воспроизведение уже пройденного является трудной задачей. Однако даже очень опытный педагог не сможет запомнить все разделы программы, в которых каждый ученик класса преуспел, или, наоборот, не успел (не смог, не захотел) усвоить достаточно прочно. Эта задача кратно усложняется, если попытаться удержать такую информацию за период в 2-3 или 5 лет. Объективно – это просто не под силу человеку. Кроме того, следует иметь в виду, что такие оперативные данные с течением времени постоянно изменяются.

Все это оказывается под силу программе «МОНИТОП», которая установлена на обычном компьютере. Она позволяет обеспечить:

Отслеживание результатов обучения каждого ученика (мониторинг в автоматическом режиме).

Формирование текущих заданий для каждого учащегося с целью ликвидации пробелов в усвоении уже пройденного по предмету материала школьной программы (в автоматическом режиме на основании результатов мониторинга от 1 до 11 класса).

Оценку результатов усвоения содержания предмета в системе координат бинарной шкалы отметок (усвоение базового объема, а также учет дополнительных знаний, умений и навыков, показанных учеником сверх программных нормативов) в диалоговом режиме «ученик – компьютер» без промежуточных звеньев.

На протяжении многих лет объем содержания образования последовательно увеличивался. Кроме того, возрастала и сложность материала, подлежащего обязательному усвоению. Чтобы объективно оценить эту тенденцию, предположим, что сделано разовое многократное увеличение учебной нагрузки. Приведет ли это к успешности в обучении? Скорее всего, это может стать лишь причиной ухудшения состояния здоровья учеников.

В связи с использованием инклюзивного образования сложилась ситуация, которая создает большие проблемы как для детей с ограниченными возможностями, так и для одаренных школьников (рис. 1).

Усвоение стандарта программы для слабых учеников оказывается непосильной ношей. Талантливым же детям нельзя поставить отметку выше 5 баллов, хотя их потенциальные возможности позволяют получить гораздо более высокую оценку за достигнутые результаты.

Использование бинарной шкалы отметок (рис. 2) предполагает введение градаций за пределами целого числа: 5,1; 5,2… 5,9. Следовательно, уровень отметки в 5 баллов уже не будет являться сдерживающим фактором для совершенствования в каком-либо направлении.

Компьютерная программа «МОНИТОП» по русскому языку (а также и по любому предмету, что определяется информационно-содержательной базой) имеет два автономных блока, работающих с использованием общего массива информации:

1. Блок МАКрус (метод автокоррекции, в данном случае – по русскому языку) – обучающий блок программы.

2. Блок МАКтест (экзамен по русскому языку на основе метода автокоррекции) – оценивающий блок программы.

 

возможности школьника с ограничениями по здоровью;

 

уровень требований программы на отметку «отлично»;

 

возможности одаренного ребенка.

Рис. 1. Проблемная ситуация, возникающая в классе при инклюзивном обучении

В обучающем блоке (МАКрус) программы «МОНИТОП» заложен алгоритм подачи материала для усвоения на основе результатов предыдущей работы учащегося по данному предмету. При этом выбор задания определяется с учетом числа удачных и неудачных попыток по конкретному пункту учебного плана с применением плавающего коэффициента повторений, количество которых достаточно для формирования устойчивого навыка практического применения формализованной единицы информации.

Использование обучающего блока (МАКрус) программы «МОНИТОП» гарантирует формирование навыков грамотного письма русскоязычного текста за период обучения в средней общеобразовательной школе (11 лет).

Работа оценивающего блока программы (МАКтест – в данном случае имеется в виду экзамен по русскому языку на основе метода автокоррекции) построена по более простому алгоритму.

В процессе проверки знаний, умений и навыков грамотного письма испытуемый выполняет на компьютере упражнения, которые охватывают все правила, а также исключения из правил согласно школьной программе. Комплектация заданий конкретному испытуемому происходит в процессе экзамена методом случайного подбора упражнений на каждом уровне сложности из имеющейся базы данных по предмету.

 

возможности школьника с ограничениями по здоровью;

 

уровень требований программы на отметку «отлично»;

 

возможности одаренного ребенка;

 

область применения бинарной шкалы отметок.

Рис. 2. Изменение диапазона оценки результатов обучения при использовании бинарной шкалы отметок

Маршрут представления заданий формируется в зависимости от качества подготовленности абитуриента.

По компьютерной программе «МОНИТОП» разработаны алгоритмы формирования базы данных с возможностью использования ее для двух автономных блоков (обучение + экзамен). Определен массив формализованных элементов для запоминания, найден алгоритм подачи материала для гарантированного достижения устойчивого навыка грамотного письма по русскому языку.

Литература.

1. Семчук М.Н. Использование метода автокоррекции для запоминания больших объемов информации / Семчук М.Н., Орлова Г.А., Семчук Н.Н. // Тезисы интернет-конференции «Творчество молодых в науке и образовании». – М.: МГУИЭ, 2003. – Ч. 1. – С. 92-95.

2. Семчук Н.Н. Интернет и ЕГЭ. / Н.Н. Семчук, Н.В. Курмышев, Д.Я. Постельник. // Международная конференция EVA 2003. Москва, 2003 г. Стр. 9131-9132.

3. Семчук Н.Н. Использование различных алгоритмов компьютерной программы «МОНИТОП» для оптимизации индивидуальной учебной нагрузки. / Семчук Н.Н., Орлова Г.А., Щербин П.В., Маркова Н.А. // Педагогика, психология, словесность. Сборник статей. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. стр. 105-111.

4. Семчук Н.Н. Использование метода автокоррекции для повышения качества профессиональной подготовки специалистов. / Н.Н. Семчук, Г.А. Орлова, Н.И. Николаева, Е.О. Орлова, А.И. Кузьмин. // Научный рецензируемый журнал «Национальные приоритеты России». № 3 (17), 2015. ISSN: 2221-7711. С. 135-143.

5. Семчук Н.Н., Орлова Г.А., Щербина М.Н. Патент на полезную модель № 42199 «Тренажер-самоучитель». Приоритет 27 февраля 2004 г., зарегистрировано в Государственном реестре полезных моделей Российской Федерации 20 ноября 2004 г.

Просмотров работы: 24