Введение
В современном мире для того чтобы добиться каких либо целей молодым людям необходимо мобилизовать интеллектуальные, физиологические, психологические, духовные силы, волю. Все это под силу только тому человеку, который знаком с принципами здорового образа жизни.
Последние мониторинги здоровья населения показали что, процент молодых людей, обладающих хорошим здоровьем очень невелик, а взрослых в разы меньше. Получается, что в ходе взросления процент здорового населения постоянно снижается.
Прежде всего, это связано с поступлением в университеты и получением высшего образования,
Потому что в это время идет активное включение всех внутренних резервов организма, а затем, как следствие - истощение.
Это объясняется потребительским отношением молодежи к здоровью и отсутствием фундаментальных профилактических навыков.
Так большинство молодых людей ставит на первый план получение знаний и общение в соц.сетях, пренебрегая своим здоровьем.
Все это связано с несформированными принципами здорового образа жизни, которые необходимо прививать молодому поколению.
Что же на самом деле здоровый образ жизни и что под ним понимает молодое поколение?
Зож по мнению молодого поколения –
С огласно проведенному опросу выпускников школ и студентов 1 курса тюменской области 46% опрошенных считают что здоровый образ жизни - это отсутствие болезней, 24% считают что это отсутствие вредных привычек, 15 % - что это соблюдение режима дня и режима питания, и только 15 % понимает что это духовное, физическое, психическое и социальное здоровье.
Что на самом деле здоровый образ жизни (ЗОЖ)-
Здоровый образ жизни — это образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: «плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п
Проанализировав ответы, я отметил, что 39% опрошенных не
имеют четкого представлении о понятии ЗОЖ.
Таким образом, молодые люди имеют неполное и неточное представление о понятии здоровья человека и факторах, определяющих здоровье.
Проблема здоровья затрагивает каждого человека. 85% участников опроса хотели бы обратиться за помощью к профессиональным тренерам для решения возникших проблем со здоровьем, и только 18% занимаются спортом и утренней зарядкой.
У большинства опрошенных (88%) есть все необходимые условия для занятий физкультурой и спортом: площадки, клубы, секции и т.д. однако при этом только 30% активно занимаются спортом. Это говорит о том, что молодёжь недостаточно мотивировано заниматься спортом, многие отмечают недостаток силы воли.
Также, только 9% учащихся считают, что физическая культура - это образ жизни. Для 75% - это лишь средство для поддержания хорошей фигуры. По моему мнению, это связано с такими факторами, как снижение воспитательной функции уроков физкультуры, слабая социальная реклама и отсутствие ярких положительных примеров, мода на красивое тело без акцента на сохранение и укрепление здоровья, однобокая пропаганда в средствах массовой информации.
При ответе на вопрос об эффективных, на их взгляд, способах
привлечения молодежи к занятиям спортом, 35% студентов
предлагают организовать занятия в секциях экстремального спорта,
20% - вести активную разъяснительную работу, 15% - организовать
медицинские лектории. Но в тоже время только 25% опрошенных
готовы сами активно принимать участие в такой работе.
В ходе опроса я выяснил, что, в основном, молодым людям
мешают вести ЗОЖ следующие причины: недостаток свободного
времени – 33%, состояние здоровья – 18%, семейные проблемы – 9%,
отсутствие единомышленников – 11%, нарушение(я) с моей стороны
норм здорового образа жизни – 29%.
Следовательно, мы можем говорить о том, что для формирования
вектора движения молодого поколения к здоровому образу жизни необходима реализация планомерной и целенаправленной программы. На начальном этапе следует вооружить ребят доступной и полной информацией о здоровом образе жизни, а так же помочь наделить ее знаниевым смыслом. При переходе от информации к мысли – помочь формированию личного отношения к ЗОЖ и здоровью. Так будет
возможен переход от знания к действию, выбору поступков и их
реализации. Очень важным элементом на каждом из этапов является
рефлексия, позволяющая оценить не только свои действия, но влиять
на самооценку.
Заключение
Формирование и пропаганда здорового образа жизни играет значимую роль в воспитании молодого поколения, необходимо планомерно и целенаправленно вводить ЗОЖ в молодежную среду. И при этом помочь формированию личного отношения к ЗОЖ и здоровью.
Список литературы
Бароненко В.А., Рапоторт, Л.А. Здоровье и физическая культура студента. М.:2003.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/04/22/proekt-novoe-pokolenie-vybiraet-zdorovyy-obraz-zhizni4. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. С. 140-152, 164-169, 180-183.
Худякова, Н.Л. Теория и методика воспитания, ориентированного на развитие ценностного мира человека: учеб. пособие / Х Н.Л. Худякова. –Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2008. –202с. 28 Территория науки. 2015. № 1
Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.
https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=733