Проблема использования дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Проблема использования дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста

Макарова О.С. 1
1ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г.И. Носова" Институт гуманитарного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблеме сенсорного развития детей раннего возраста отводится значительное место в теории и практике дошкольной педагогики и психологии. Широкую практическую реализацию получили в настоящее время методики сенсорного развития детей, разработанные Ф. Фребелем, М. Монтессори и Е.И. Тихеевой. Многими педагогами и психологами подчеркивается значимость сенсорного развития в раннем детстве, поскольку именно этот возраст наиболее сенситивен для совершенствования деятельности органов чувств, а также накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие детей это процесс целенаправленного совершенствования сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений. Развивать сенсорные процессы ребёнка - значит обучать его перцептивным действиям. С помощью перцептивных действий ребёнок воспринимает в предмете новые качества и свойства. В раннем возрасте ребёнок учится отображать отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его деятельности (особенности формы, величины предметов, расстояния).

Важной особенностью сенсорного развития ребенка двух-трех лет является руководящая роль взрослого, который способен насытить предметную среду, окружающую ребенка, предоставить ему яркие впечатления, привлечь его внимание к разнообразным свойствам предметов. Необходимо отметить, что речи принадлежит значительная роль в развитии сенсорики, так как, только называя то или иное свойство предмета, ребенок может осознавать его, формируя при этом внутренний план мыслительной деятельности.

В период раннего детства ребенок в основном использует предметные эталоны: образы свойств предметов он соотносит с конкретными, увиденными им предметами. В речи ребенка это проявляется в использовании слов-заменителей, например, квадрат ребенок называет кубиком, круг – мячиком и т.п.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. При знакомстве ребенка со свойствами предметов необходимо акцентировать его внимание на умении правильно учитывать эти свойства, то есть относить их к понятиям форма, цвет и др. Исключением является величина, которая познается в сравнении.

При создании благоприятных условий у детей раннего возраста происходит интенсификация процесса формирования сенсорных способностей. Производя манипуляции с предметами, ребенок начинает выполнять задания автоматически. Этот процесс начинается с хаотичных действий, а впоследствии приводит к зрительному сопоставлению. Практический опыт ребенка раннего возраста расширяется посредством многократных сравнений величины, формы, цвета, а также подбором одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей.

В настоящее время среди многочисленных задач сенсорного развития важнейшими признаются:

- создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;

- формирование обобщенных способов обследования предметов, их свойств и отношений; усвоение необходимой сенсорной базы;

- своевременное и правильное соединение опыта со словом;

- формирование плана представлений.

Одним из основных условий организации процесса сенсорного развития в конкретном дошкольном учреждении является включение ребенка в систему специально организованных занятий. Нами была разработана и апробирована программа по развитию сенсорики детей раннего возраста, в которую мы включили разнообразные дидактические игры, основанные на ознакомлении детей с предметными эталонами и обучении детей предметным действиям. На занятиях дети в игровой форме не только учились отображать отдельные свойства предметов: форму, величину, цвет, но и формировали умение ориентироваться во времени и пространстве, развивали речевой и музыкальный слух. При этом усвоение знаний и формирование умений происходило в ходе интересных игровых действий: прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата. Игры были составлены нами по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.

Основной проблемой при реализации нашей программы явилась сложность дидактической игры как формы обучения. Педагог в дидактической игре детей раннего возраста выступал с одной стороны как учитель, решающий задачи обучения, а с другой стороны – как участник игры, следующий фантазии ребенка, действующего в игре.

В нашей программе сенсорного развития мы использовали все виды дидактических игр: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры.

Поскольку основной вид деятельности детей в раннем возрасте — предметная, и мыслят малыши на основе действий, то большая роль в нашей программе была отведена предметным играм. В играх с предметами нами были использованы игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья). Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. Позитивный эмоциональный настрой вызывали у детей игры с цветным и обычным песком, манной крупой, пшеном. Малышам очень нравилось закапывать и отыскивать в них предметы, пересыпать, рисовать узоры.

Настольно-печатные игры — более сложные для детей раннего возраста, в них ребёнку необходимо было «переключиться» с предмета на его изображение, то есть задействовать абстрактное мышление. Мы использовали настольно-печатные игры, учитывая принцип нарастания сложности в сочетании с принципом доступности. Используя на одном занятии настольно-печатную игру, на другом занятии мы повторяли эту же игру с усложнением задания. Например, в игре «Сложи картинку» предлагали знакомое детям изображение (котёнок, домик, паровоз), но на одном занятии малыши складывали изображение из четырех, на следующем занятии - из шести, а позже из восьми частей. Частое повторение уже знакомых действий вызывало у детей чувство комфорта, уверенности в себе.

Словесная игра наиболее трудна для детей раннего возраста, поскольку их речь не развита в достаточной степени. Поэтому словесные игры нами использовались ограниченно, при этом всегда проводилась с использованием наглядности (иллюстраций, предметов, предметных картинок).

При проведении дидактических игр с детьми раннего возраста мы использовали ряд приемов: загадывание загадок, создание игровых ситуаций (зайчик проголодался, хочет поиграть, поспать), обыгрывание игрушек («Чудесный мешочек»), сюрпризность (найти заранее спрятанный предмет), прятание игрушек, драматизацию (представьте себя вагончиками поезда, мишками, котятами).

Можно сделать вывод, что дидактические игры являются и игровым методом обучения детей раннего возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, являясь эффективным средством сенсорного развития. В общей системе сенсорного развития детей в рамках дошкольного образовательного учреждения дидактические игры решают важные образовательные задачи. Дидактические игры являются хорошей площадкой для использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания. Результатами использования нами системы дидактических игр является достижение высоких показателей детей раннего возраста в сенсорном развитии, в общем развитии познавательной деятельности.

Список использованных источников и литературы:

Александрян, Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе / Э.А. Александрян. - Ереван: Айастан, 2012. - 224 с. 

Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 1992. – 96 с.

Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева. – М.: Просвещение, 2008. – 144 с.

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др. - М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста/ Е.А. Янушко. – М.: Издательство «Мозаика» - Синтез, 2009. – 211 с.

Просмотров работы: 51