Лесные пожары – бедствие, наносящее неисчислимые материальные, моральные и экологические потери. Российская Федерация обладает самыми обширными лесными богатствами, которые требуют постоянного наблюдения и контроля на больших площадях. Ежегодно на территории нашей страны возникает примерно 15 тыс. лесных пожаров. Так в 2018 году по данным Федерального агентства лесного хозяйства в России зарегистрировали около 10 тыс. лесных пожаров.
Перед пожарной охраной стоит задача - уменьшить количество пожаров, произвести в кратчайшие сроки разведку места пожара и принять меры по его тушению, локализации и ликвидации. Своевременное обнаружение природных пожаров является важнейшим фактором, обеспечивающим их быстрое тушение. В настоящее время эту функцию выполняют дроны и беспилотные летательные аппараты. В последнее время они приобретают все большую популярность при обнаружении пожаров и возгораний в лесных массивах и на полях. Особенно они необходимы в труднодоступных или даже недоступных местах, где определение очага пожара без применения летательных аппаратов невозможно[1].
В первую очередь, дроны являются постоянными разведчиками. Они время от времени производят полеты над лесами и оперативно сообщают о возникновении пожара.
Во-вторых, эти устройства способны за короткое время передать информацию о пожаре: очаг возгорания, его размеры и характер, также с его помощью можно узнать направление и скорость распространения огня, расстояние до ближайших населенных пунктов. Для полной информации дроны и беспилотные летательные аппараты оснащают дополнительным специализированным оборудованием. Например, тепловизором, который позволит определить границы горящей площади и размеры зоны активного действия пламени.
В-третьих, с помощью беспилотных летательных аппаратов непосредственно возможно тушить сами пожары. Крупные беспилотники предназначены для непосредственного тушения пожаров. Они могут набирать воду из водоемов в режиме глиссирующего полета и затем сбрасывать ее на очаг пожара.
Действительно, они не способны подать именно то количество огнетушащих средств, которое обычно подает специальная техника с профессиональными пожарными. Но при условии, что возгорание только началось и не получило дальнейшего распространения, то такие аппараты с большей вероятностью смогут потушить пожар. Даже если огонь начнет распространяться, то беспилотники будут осуществлять тушение, пока не прибудут основные силы и средства пожаротушения со специальной пожарной техники.
В-четвертых, на сегодняшний день применение таких беспилотных систем экономически выгодно. Стоимость их работы в пять и более раз меньше, чем стоимость обычных самолетов и вертолетов, используемых в системе авиационной охраны лесов.
В-пятых, самым важным преимуществом пожарного беспилотника является исключение человеческого фактора при тушении пожаров.
Основные виды российских моделей беспилотников:
«Искорка» (ретранслирует оператору картину пожара на расстоянии десятком километров);
«Пчела-1Т» (подает информацию в режиме рабочего времени, показывая постоянную картину меняющихся условий);
беспилотные вертолеты класса ZALA (наблюдает за изменениями метеорологических условий на подстилающей поверхности).
Специалисты считают наиболее эффективными в обнаружении и мониторинге пожаров беспилотные летательные аппараты самолетного типа — ZALA 421-16E и ZALA 421-16EM (рисунки 1,2).
Рисунок 1. ZALA 421-16E Рисунок 2. ZALA 421-16EM.
"Неубиваемые", малогабаритные и легкоуправляемые аппараты ZALA 421-08M и ZALA 421-21 в комплексе могут использоваться не только как «разведчики», но и как «тренажерные» аппараты для отработки операторских навыков (рисунки 3,4).
Рисунок 3. ZALA 421-08M Рисунок 4. ZALA 421-21
Таким образом, преимуществами дронов и беспилотных летательных аппаратов является возможность работы в труднодоступных местах, наличие компьютеризированного контроля, также многофункциональность и экономичность.
Список литературы
1. Леонтьева М.А., Насырова Э.С. Особенности тушения пожаров в заповедниках (на примере Ялтинского заповедника): материалы XXIII Междунар. экол. студенческой конф. / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2018. – 210 с. С. 66.