К проблеме методического сопровождения в дошкольной образовательной организации - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К проблеме методического сопровождения в дошкольной образовательной организации

Заломская Е.А. 1, Абашина В.В. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Методическое сопровождение педагогов является актуальной проблемой на современном этапе, так как модернизация дошкольного образования нуждается в создании и развитии различных направлений для повышения профессиональной компетентности педагогов образовательной организации. Поэтому непрерывный характер обучения и профессионального совершенствования педагога приобретает особое значение и усиление. Во время повышения уровня сформированности трудового умения происходит осмысление личного педагогического опыта и выработка собственной педагогической позиции. Существует уже несколько различных понятий, связанных с методической работой. Она включает в себя и методическое сопровождение, и методическую поддержку, и методическое обеспечение. Цель данной статьи рассмотреть понятие «методическое сопровождение» с разных научных позиций и охарактеризовать его сущность.

В педагогике термин «сопровождение» появился с конца 90-х гг. XX века. Однако в научной литературе понятие «сопровождение» определяется неоднозначно. Поэтому для того, чтобы определить его сущность, рассмотрим несколько определений этого термина.

В словаре С. И. Ожегова слово «сопровождение» трактуется как сопутствие чему-либо, содействие кому-либо, сопровождать, т.е. следовать вместе с кем-нибудь, находиться рядом, вести. В.И. Даль определяет понятие «сопровождение» как действие по глаголу «сопровождать» – «идти вместе с кем-либо до проводов». Соответственно «сопроводитель», тот, кто сопровождает, - проводник провожатый. Приставка «со» в слове изначально предполагает реализацию в процессе сопровождения объединения действий и усилий провожатого и сопровождаемого. В самом общем значении сопровождение – это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути.

Таким образом, если раскрывать понятие «сопровождение» с точки зрения процесса, то сопровождение можно представить, как совокупность последовательных действий, позволяющих педагогу максимально эффективно реализовать свое обучение в профессиональной подготовке. При подходе к сопровождению, как к методу, необходимо рассматривать его как способ практического осуществления, обеспечивающий создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуации взаимодействия при профессиональной подготовке педагогов. В современной научной литературе еще не сложился единый методологический подход к определению сущности понятия «сопровождение».

С точки зрения психологии, сопровождение – это система профессиональной деятельности специалиста, направленная на создание условий для позитивного развития отношений клиента в ситуации межличностного взаимодействия.

По мнению Виноградовой Н.А., методическое сопровождение — это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта. Сущность методического сопровождения педагогов заключается в систематической коллективной и индивидуальной деятельности педагогических кадров, направленной на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.

Еще одно определение в своей работе дают А.А. Ошкина и Т.В. Сидяшкина. Они считают, что методическое сопровождение раскрывается как взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на решение значимых для педагога проблем в педагогической деятельности, осуществляемое в процессах актуальности и диагностики сущности проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультирования на этапе выбора пути, разработка плана действий и первичной реализации плана.

Л. И. Фалюшина в своем исследовании под методическим сопровождением педагогического процесса в ДОУ понимает взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности.

К. Ю. Белая рассматривает методическое сопровождение педагогического процесса в современном ДОУ как целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на:

1) повышение профессионального мастерства каждого педагога;

2) на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива;

3) повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

Главное в методическом сопровождении, как утверждает автор, это оказание конкретной практической помощи воспитателям в совершенствовании форм и методов в работе с дошкольниками. Поэтому о результативности ее нужно судить не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству самого педагогического процесса в детском саду и его результатам.

Принципы, характеризующие непрерывную систему методического сопровождения, которые выделила Филатова Л.И:

гласность отношений;

углубление сферы самосознания педагога;

преимущество гуманистических, педагогических ценностей;

активизации субъект–субъектного взаимодействия, непрерывности сопровождения;

внедрение маршрута индивидуальной педагогической деятельности.

Независимо от того, в каком сочетании используется термин «сопровождение», организовать его можно только в процессе взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. Отличительной чертой любого взаимодействия является обогащение и развитие каждого его участника при индивидуальном подходе.

Следовательно, сущность методического сопровождения как деятельности заключается в оказании системной практической помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах качественного осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОО.

Список литературы:

Багаутдинова, С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ [Текст] / С.Ф. Багаутдинова // Управление ДОУ. – 2004. – №3. – С.82.

Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю.Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.

Коданева, Е.Н Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Вып.1[Текст] / Е.Н Коданева, Н.М. Милькова. – Сыктывкар: УДО, 2007. – 61с.

Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ [Текст] / П.Н Лосев. – М. 2005. с.–152. 30. Ларина, В.П. Организация научно-методического сопровождения инновационной деятельности образовательных учреждений [Текст] /В.П. Ларина // Профессиональное образование. Столица. Ц, 2008. – № 6. – С. 27–29 .

Абибуллаева Э. А. Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2018. — №12. — С. 142-145. — URL https://moluch.ru/archive/198/48795/ (дата обращения: 08.01.2019).

Просмотров работы: 247