К ВОПРОСУ О ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К ВОПРОСУ О ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Молькова Е.А. 1, Фролова М.Е. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал «ИвГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обеспечение духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Данная цель поставлена в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования как первостепенная в современной образовательной системе. Она предусматривает принятие младшими школьниками «моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей» [1, c. 9].

Духовно–нравственное воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества [2, c. 10].

С целью определения уровня сформированности духовно–нравственных качеств младших школьников мы провели экспериментальное исследование на базе МОУ СОШ №4 г. о. Тейково среди учеников четвёртых классов. В нём приняло участие 48 учеников начальной школы. Из них 24 обучающихся составили контрольную группу (4 «Б» класс), остальные 24 – экспериментальную группу (4 «В» класс).

Нами были подобраны методики в соответствии с проблемой исследования: диагностика нравственной мотивации и диагностика уровня нравственной самооценки Л.Н. Колмогорцевой, диагностика нравственной воспитанности М.И. Шиловой [3, с.75-77; 4, с. 100-103].

В ходе констатирующего этапа эксперимента были получены результаты исходного уровня сформированности духовно–нравственных качеств младших школьников в экспериментальной и контрольной группах.

В результате проведённой диагностики в экспериментальной и контрольной группах испытуемых можно судить о преобладании среднего уровня и наличии низкого уровня нравственной мотивации учеников этих групп (см. таблицу 1, диаграмму 1).

Таблица 1

Уровни нравственной мотивации младших школьников

в экспериментальной и контрольной группах

Уровни

Экспериментальная группа

(количество учеников)

Контрольная группа

(количество учеников)

человек

в %

человек

в %

Высокий

6

25

8

33

Средний

14

58

14

58

Низкий

4

17

2

9

Диаграмма 1

Уровни нравственной мотивации младших школьников

в экспериментальной и контрольной группах в процентах

Экспериментальная Контрольная

группа группа

Особое внимание при работе с детьми следует уделить формированию такого качества, как отзывчивость к друзьям, близким и сверстникам.

Итоги теста на определение уровня нравственной самооценки показали, что среди учащихся экспериментальной группы наряду с преобладанием высокого и среднего уровней самооценки имеются дети с уровнем самооценки ниже среднего и низким. У большинства учащихся контрольной группы высокий и средний уровни нравственной самооценки, хотя есть дети с уровнем самооценки ниже среднего и низким (см. таблицу 2, диаграмму 2).

Таблица 2

Уровни нравственной самооценки младших школьников

в экспериментальной и контрольной группах

Уровни

Экспериментальная группа

(количество учеников)

Контрольная группа

(количество учеников)

человек

в %

человек

в %

Высокий

9

38

11

46

Средний

10

41

9

38

Ниже среднего

2

8

2

8

Низкий

3

13

2

8

Диаграмма 2

Уровни нравственной самооценки младших школьников

в экспериментальной и контрольной группах в процентах

Экспериментальная Контрольная

группа группа

По наблюдениям за поведением учащихся экспериментальной и контрольной групп можно судить, что у некоторых детей нравственная самооценка завышена. Результаты теста не отражают реальную картину действительности.

Необходимо cодействовать воспитанию реальной самооценки младших школьников, пополнять их знания о себе, помогать воспитывать нравственные качества, способствовать выработке реальной самооценки, создавать ситуации, которые дают ученикам почувствовать уверенность в себе, радость от успеха.

В итоге проведённой совместной работы учителя и родителей по методике М.И. Шиловой выявлен средний уровень проявления нравственной воспитанности учеников экспериментальной группы и достаточно высокий – в контрольной группе (см. таблицу 3, диаграмму 3).

Таблица 3

Уровни проявления нравственной воспитанности младших школьников

в экспериментальной и контрольной группах

Уровни

Экспериментальная группа

(количество учеников)

Контрольная группа

(количество учеников)

человек

в %

человек

в %

Высокий

5

21

8

33

Средний

10

41

11

46

Ниже среднего

6

25

4

17

Низкий

3

13

1

4

Диаграмма 3

Уровни проявления нравственной воспитанности младших школьников

в экспериментальной и контрольной группах в процентах

Экспериментальная Контрольная

группа группа

Большинство испытуемых любят и берегут природу, испытывают гордость за свою школу, участвуют в делах класса. Многие стремятся учиться как можно лучше, реализовать свои интеллектуальные способности. У ребят есть полезные увлечения, они участвуют во внеурочной познавательной деятельности, берегут личное и общественное имущество. В основном все учащиеся уважают старших, сочувствуют и помогают слабым, больным. Ребята проявляют честность в отношениях с товарищами и взрослыми.

Тем не менее, важно отметить, что лишь небольшое количество детей интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим. В основном ребята знакомятся с историческим прошлым при побуждении старших, участвуют в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей. В связи с этим необходимо обратить внимание на воспитание патриотизма у младших школьников.

Проблемой сегодняшнего дня для детей всех возрастных категорий является отсутствие интереса к чтению. Нами было выявлено, что среди испытуемых мало ребят, которые сами много читают и обсуждают с друзьями узнанное. Большинство читают при побуждении взрослых, учителей, работу на уроке и домашние задания выполняют под контролем, поэтому необходимо развивать познавательную активность у учеников начальной школы.

В ходе сравнения результатов использованных методик в экспериментальной и контрольной группах можно сделать вывод о недостаточной сформированности духовно–нравственных качеств младших школьников в экспериментальной группе и о необходимости разработки программы по их формированию.

С целью выявления отношения к проблеме духовно–нравственного воспитания обучающихся, было проведено анкетирование среди педагогов начальной школы. Нами были разработаны вопросы анкеты по теме «Формирование духовно–нравственных качеств младших школьников».

Большинство опрошенных считает, что данная проблема частично решается в каждом направлении развития школьника. В вопросах духовно–нравственного воспитания детей основная масса учителей иногда испытывает затруднения.

На взгляд учителей важнейшей целью духовно-нравственного воспитания современного школьника является воспитание нравственных качеств. Наиболее эффективное решение задач данного направления реализуется через взаимосвязь традиционных и нетрадиционных форм работы.

Большинство педагогов считает, что для решения задач по духовно–нравственному воспитанию необходимо создание окружающей среды на основе духовно–нравственного содержания (литература, фильмы, изобразительное искусство). По их мнению, духовно–нравственное воспитание представляет педагогически направляемый процесс приобщения ребёнка к высшим духовным человеческим ценностям.

Итак, мы пришли к выводу, что, с одной стороны, у младших школьников недостаточный уровень сформированности духовно–нравственных качеств, с другой – основная масса учителей начальной школы испытывает затруднения в вопросах духовно–нравственного воспитания детей.

Библиографический список

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

2.Данилюк А.Я. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков – М.: Просвещение, 2012. – 26 с.

3.Гуткина Л.Д. Организация воспитательной работы в школе / Л.Д. Гуткина. – М.: Педагогический поиск, 2014. – 160 с.

4.Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников / М.И. Шилова. – М.: Педагогика, 2010. – 144 с.

Просмотров работы: 7