РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКА ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Хисамов Р.А. 1, Батина А.В. 1, Косых Д.А. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Целью представленного исследования является разработка методики квалиметрической оценки поставщика организации.

Для этого необходимо решить ряд задач:

– провести анализ существующих методических подходов к оценке и выбору поставщика организации, определить их преимущества и недостатки;

– разработать методику квалиметрической оценки при выборе поставщика организации.

Одной из важнейших стадий жизненного цикла продукта предприятия является материально-техническое снабжение [1], которое в системе менеджмента качества (СМК) представлено процессом «закупки». Процесс организации закупки оказывает прямое влияние на качественные характеристики приобретаемого продукта и его стоимость. От этих показателей зависит конкурентоспособность организации и ее продукции. От качества выбора поставщиков базовой продукции зависит бюджет организации, качество и цена конечного продукта. Чтобы обеспечить требуемое качество организация должна уметь управлять процессом выбора поставщиков.

Технический комитет ИСО/ТК 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества», входящий в Международную организацию по стандартизации (ИСО), разработал и опубликовал 15 сентября 2015 года новую версию стандарта ISO 9001. Требования по управлению закупками в стандарте расширены до управления продукцией, процессами (включая аутсорсинговые) и услугами, поставляемыми внешними поставщиками. Причем организация должна обеспечить соответствие продукции, процессов и услуг требованиям.

Раздел 8.4 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 определяет следующие требования к выбору и оценке поставщика:

– организация должна определить и применять критерии оценки, выбора, мониторинга результатов деятельности, а также повторной оценки внешних поставщиков, исходя из их способности выполнять процессы или поставлять продукцию и услуги в соответствии с требованиями;

– организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию об этих действиях и о любых необходимых действиях, вытекающих из оценок. Таким образом, все перечисленное выше, определяет актуальность и необходимость разработки различных методических подходов к оценке и выбору поставщика [2].

Исходя из вышесказанного, выбор поставщика – это важный и трудоемкий процесс, который требует глубокого анализа. Организация должна четко определять критерии и методы, при помощи которых она будет отбирать поставщиков. Верное выполнение данных действий – это путь к грамотному обеспечению снабженческой деятельности.

В настоящее время существует большое количество различных методических подходов к оценке и выбору поставщика: метод оценки отдельных образцов продукции поставщика; оценка поставщика на основе опыта других потребителей; метод А. Робертсона; оценка репутации поставщика; аудит СМК поставщика; метод комплексного анализа информации; метод рейтинговых оценок; метод оценки затрат; метод расстановки приоритетов; метод доминирующих характеристик; метод категорий предпочтения; метод неформальной оценки поставщика и т.д.

Анализ преимуществ и недостатков представленных методов оценки поставщиков позволяет нам сделать следующие выводы: наблюдается достаточно большое количество различных подходов к оценке поставщика организации; многие методы являются производными от других методов; самым распространенным методом является метод рейтинговых оценок; большинство методов являются критериальными; использование того или иного метода определяется внутренними стратегическими задачами организации.

Исходя из вышесказанного, нами предлагается использовать квалиметрический подход при оценке поставщика организации, предусматривающий последовательное выполнение следующих этапов:

определение перечня потенциальных поставщиков (на основе анализа априорной информации о существующих и будущих поставщиках). На данном этапе возможно использовать такие методы как оценка отдельных образцов, изучение опыта других потребителей и т.д. Результатом данного этапа будет являться ограниченный перечень поставщиков (2 – 4 поставщика);

выбор критериев и показателей, по которым будет проводиться оценка поставщика. На данном этапе возможно использование причинно-следственной диаграммы, метода А. Робертсона (критерии: качество, цена, своевременность, обслуживание) или метода оценки репутации поставщика (критерии: организованность, партнерство, перспективность). Следует иметь ввиду, что перечень критериев будет зависеть от тех целей, которые преследует организация. Например, агентство «Качалов и Коллеги» регулярно проводит опросы и полевые наблюдения, как поставщиков, так и закупщиков, что позволило сформировать подробный перечень показателей оценки поставщика, которые сгруппированы в пять блоков: товар и цена; условия поставок; бюджет продвижения товаров (расходы на рекламу, акции и пр.); профессионализм персонала; эмоциональные критерии.

Результатом данного этапа будет являться построение «дерева показателей поставщика» – разветвленной структуры показателей, разделенной на ярусы (рисунок 1);

Рисунок 1 – Дерево показателей поставщика

определение числовых значений выбранных показателей оценки ПП1, ПП2…ППn. В качестве числовых значений можно использовать реальные значения показателя, например цена, выраженная в рублях, или количество поставленной продукции несоответствующей требованиям (шт., доля дефектной продукции т.д.). Для оценки некоторых показателей (например – известность торговой марки) возможно использовать балльную шкалу, которая предполагает применение опыта экспертов при оценке показателя;

определение числовых значений показателей «идеального поставщика» ПИП1, ПИП2… ПИПn. Идеальный поставщик (абстрактное понятие), это такой поставщик, с которым организация стремится заключить контракт на поставку;

определение относительных показателей позволит оценить каждого поставщика по выбранным показателям относительно идеального поставщика (формула 1,2). Следует иметь в виду, что формула 1 используется, когда при увеличении показателя вероятность заключения контракта увеличивается, а формула 2 – если вероятность уменьшается:

(1); (2)

где Ппi – показатель i-го поставщика;

Пипi – показатель идеального поставщика

определение коэффициентов весомости выбранных показателей. При выборе поставщика не все выбранные показатели одинаково значимы, поэтому необходимо их экспертно оценить, т.е. определить ярусные и групповые коэффициенты весомости (КГi, КЯi). Групповые коэффициенты весомости показывают весомость показателя относительно показателя, входящего в данную группу критериев, а ярусные коэффициенты весомости показывают весомость показателя относительно любого другого показателя на данном ярусе дерева (ярусные коэффициенты рассчитываются на основе групповых);

определение комплексного показателя поставщика – сумма произведений ярусного коэффициента весомости на относительный показатель (формула 3);

(3)

где n – число показателей;

qi – относительный единичный показатель;

Кяi – ярусный коэффициент весомости.

определение рейтинга поставщика по каждой позиции поставки. Рейтинг поставщика определяется близостью комплексного показателя к единице.

Таким образом, предложенная методика квалиметрической оценки поставщика организации позволит:

– использовать не один, а целый комплекс инструментов выбора поставщика организации, что позволит повысить объективность сделанных выводов;

– в реальном времени управлять перечнем показателей, по которым осуществляется оценка, что позволит приспособиться к изменяющимся рыночным условиям;

– получить рейтинговые оценки нескольких поставщиков по каждой ассортиментной позиции, по каждому показателю, а также комплексную оценку поставщика.

Однако, учитывая все преимущества данной методики, следует отметить и ее недостатки:

– достаточно трудоемкая процедура оценки;

– требует большого количества информации;

– наличие экспертных оценок значительно усложняет процедуру реализации методики, а также вносит в результат значительную долю субъективизма.

Список литературы

1. Алябьева, М. В. Особенности процессного подхода к управлению и состав бизнес-процессов торговых организаций / М. В. Алябьева, И. Н. Доренская // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2012. – № 4. – С. 84–88.

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Система менеджмента качества. Требования. – Введ. 2015-11-01 М.: Стандартинформ, 2015. – 24 с.

3. Косых, Д. А. Методика повышения качества и конкурентоспособности рецептурной продукции на основе функционально-стоимостного анализа [Электронный ресурс] / Д. А. Косых, Л. Н. Третьяк // Фундаментальные исследования, 2015. № 2-1. – С. 23-29.

Просмотров работы: 260