ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ

Маркина Т.А. 1
1федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Становление мотивационной сферы ребенка-дошкольника является основополагающей проблемой психологии и педагогики развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются учителя в школе, родители, психологи и педагоги, работающие в системе образования.

Умственная активность ребенка к старшему дошкольному возрасту приобретает более самостоятельный характер. Он стремится без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. Вместе с тем, очевидно, что познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым следствием возраста и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством. К тому же в результате форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. Ситуация усугубляется тем, что интеллектуальная подготовка к школе осуществляется уже с 4,5-5 лет. При этом подавляется любопытство дошкольников, они растут вялыми, безынициативными, учатся подчиняться взрослому, действуют чаще репродуктивно (т. е. повторяют действия взрослого).

Старший дошкольный возраст не случайно выбран для проведения нашего исследования. Данный возраст - начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. К старшему дошкольному возрасту возникает достаточно устойчивая иерархия мотивов. Однако остается не ясным, какое место в этой иерархии занимает познавательная мотивация, насколько значимо и действенно для современных дошкольников стремление к познанию, к самостоятельным умственным усилиям. Не исследован и вопрос о закономерностях формирования познавательной мотивации, о соотношении внутренних и внешних факторов ее развития.

Проанализировав теоретические основы проблемы исследования, мы, вслед за Л.И. Божович, выделили основное определение и характеристики познавательной мотивации. Под познавательной мотивацией понимается внутренняя мотивация деятельности, не зависящая от внешних факторов (оценки, награды, практической пользы) [3, с.47]. В качестве познавательной мотивации старших дошкольников выступают мотивы, которые выполняют побуждающую и смыслообразующую функции. В соответствии с этим, познавательная мотивация, с одной стороны, побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении не прагматической, а чисто познавательной задачи. С другой стороны, познавательная мотивация порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции - интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и умственных усилий. 

Л.И. Божович указывает, что у детей, готовых к школе, существуют познавательные и социальные мотивы учения. Характеризуя личностную готовность к школьному обучению, прежде всего, имеют в виду развитие мотивационной и произвольной сфер ребенка.

Среди условий, способствующих становлению познавательной мотивации, большинство авторов называют игру и общение со взрослым. Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности, но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности. Но главное - взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на решение задачи.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, в которой органично формируются качества, свойства, мотивы личности, складывается личностный и деятельностный опыт. В отечественной педагогике и психологии разработкой теории игры занимались М. М. Бахтин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н.Я. Короткова, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, Н.А. Михайленко, С.Л. Новоселова, Д. Б. Эльконин и др. Авторами выявлена сущность этой деятельности, ее особенности и возможности в развитии, воспитании и обучении детей. Именно в игре возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно, естественным путем осуществить адекватное формирование познавательной мотивации ребенка.

Актуальность данной темы заключается в том, что поняв механизм формирования мотивационно - познавательной сферы ребенка, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитания на становление мотивации наших детей. Необходимо сконцентрироваться на детском периоде жизни, так как именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека, а умственное развитие стоит на первом месте в этом возрасте, поэтому нужно изучить мотивационную сферу дошкольников в процессе обучения, чтобы суметь помочь ребенку правильно развиваться.

В последние годы резко возросло внимание к проблеме дидактической игры, обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении отдельных вопросов организации данного вида игровой деятельности. Это связанно с тем, что многие воспитатели недостаточно владеют методикой их проведения, вследствие чего активность играющих затормаживается или дидактические игры подчас превращаются в занятия, где воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно делать, а не в качестве партнера по игре - в результате ограничивается самостоятельность детей.

В этой связи нами разработаны рекомендации по использованию дидактических игр как средства формирования познавательной мотивации старших дошкольников в ДОУ. Выделим основные методические позиции, на которые необходимо опираться педагогу в работе с детьми.

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в игровую деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в игровую деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.
2. Стимуляция любознательности ребенка. В дидактической игре следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (головоломки, магниты, рассматривание картинок).
3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе игры, но и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации, то следует акцентировать внимание на самой игровой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.
5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства.

Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают игру, которую они сами выбрали, то взрослый предлагает вместе завершить то, что было задумано ребенком раньше.

6. Разнообразие игр. Использовать игры, которые способствуют стимуляции любопытства, любознательности за счет чего происходит формирование познавательной мотивации дошкольников. Игры–эксперименты, игры с фланелеграфом, игры с моделированием, игры, направленные на счет и логику - очень нравятся детям, так как в этих играх преобладает действенный способ познания. Поэтому используя разнообразные и интересные виды игр, у ребенка формируется познавательная мотивация.

7. Организация и проведение дидактических игр. Для того чтобы ребенок с интересом вовлекался в игру, необходимо чтобы она проводилась каждый раз как в первый. Важно менять обстановку при проведении игр: на прогулке, в группе, в уголке природы и др. Большое значение имеет и время проведения игр, мы считаем, что в утренний отрезок дня лучше всего проводить дидактические игры, так как ребенок в конце дня устает и умственная деятельность находится на низком уровне.

8. Как подобрать игры? Дидактические игры должны быть связанны с интересами детей и опираться на их жизненный опыт, должны полностью соответствовать современной жизни. Важно чтобы 15% игр способствовали опережающему познавательному развитию и находились в зоне ближайшего развития детей (по Л.С. Выготскому).

9. Способы организации детей в играх. Необходимо всегда применять разнообразные способы организации игр: индивидуальные, в парах или в микрогруппах, а также использовать разные способы посадки детей во время проведения игр: в кругу, за столом, на ковре.

Таким образом, дидактические игры, проведенные с учетом вышеперечисленных методических рекомендаций, будут направлены на формирование познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста. Такие условия как обстановка, время и место проведения, способы организации познавательных игр педагогу необходимо тщательно продумывать для успешного решения задач развития детской познавательной мотивации. Педагогу нужно помнить о том, что эмоции и действия во время игры самые главные составляющие для заинтересованности и вовлеченности ребенка в игровую деятельность.

В ходе исследования мы предложили систему дидактических игр, опираясь на классификацию Е.Н. Акуловой (по содержанию и задачам, по характеру игровых действий и правил).

игры на комбинирование - танграм, игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и другие - предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов;

игры на планирование - лабиринты, магические квадраты, головоломки - направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой - либо цели. Способность планирования проявляется в том, что дети могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже;

игры на формирование умения анализировать - найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы - предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу "из чего состоит, что делает".

игры – поручения, они способствуют активизации имеющихся знаний и способов их применения в реальной жизни.

игры с загадыванием и отгадыванием – развивают умение контролировать и оценивать действия, предоставляют возможность выбора из тех знаний, которыми дети уже овладели и нужны для данной ситуации.

игры – соревнования основаны на стремлении быстрее достичь результата, выиграть, определяют темп умственной активности.

Сущность данных игр заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Дошкольник воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его познавательную активность [1, с.65].

В ходе экспериментальной работы был сделан вывод о целесообразности применения дидактических игр для формирования мотивации, так как многие дети предпочитают действенный способ познания и продуктивные виды деятельности. Как показывают данные нашего эксперимента, сверстник и взрослый по-разному влияли на проявления познавательной мотивации старшего дошкольника. Участие взрослого отражается главным образом на целенаправленности и эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность. Инициативность же, напротив, в ситуации совместной работы со сверстником оказывается несколько выше. На целенаправленности участие сверстника (без взрослого) сказывается отрицательно. Эмоционально дети более вовлечены, когда они работают вместе (по сравнению с ситуацией индивидуальной деятельности). Наблюдается феномен “эмоционального заражения” друг от друга, хотя содержание детских эмоций не всегда направлено на познавательную задачу.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что в формировании познавательной мотивации должен участвовать взрослый, именно с его помощью удерживается внимание ребенка на познавательной деятельности, пробуждается инициативность, самостоятельность. Вместе с тем, дети не всегда воспринимали игры как продолжение занятий. Необходимо отметить, что при организации таких игр важен не только стиль общения взрослого, методы руководства, но и личная эмоциональность и заинтересованность педагога в процессе и результатах игр. Так же среда, которая меняется и предполагает смену игр. Так же внесение в игровую среду игр, опирающихся на ЗБР ребенка (по Л.С. Выготскому), то, что опережает развитие по возрасту и создает горизонты развития. Так же подбор игровых материалов строится не только на сменяемости и разнообразии игр, их опережающей функции, но и игры должны быть рассчитаны на разные сферы жизни и разные возможности и интересы детей по принципу от простого к сложному.

Список использованной литературы:

1.Акулова, Е.Н. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников/Е.Н. Акулова// Дошкольное воспитание – 2006. - №8. 65-69с.

2. Безруких, М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей/М.М. Безруких. – М.: Дрофа, 2001. – 362 с.

3. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков/Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2003. – 345 с.

4. Виноградова, Е.Л. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников/Е.Л. Виноградова// Журнал прикладной психологии - 2003. – №2. С 20-23.

5. Виноградова, Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет /Е.Л. Виноградова// Психологическая наука и образование - 2004. - №2. С 43-46.

6. Лисина, М.И.Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками/М.И. Лисина//Вопросы психологии. 1989. - № 4. – С 35 – 38.

7. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте/Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – Екатеринбург, 1999. – 154 с.

Просмотров работы: 130