Теоретические аспекты реализации метапредметного содержания при обучении математики в основной школе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Теоретические аспекты реализации метапредметного содержания при обучении математики в основной школе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в развитии образовательной системы России начался новый этап, сущность которого выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов. В их основе – процесс развития личности школьника, как цель и смысл образования [1].

Отличительной особенностью нового стандарта является то, что метапредметный подход выступает основой требований к результатам образования. Формулировка этих требований в ФГОС ООО изменена на предметные, метапредметные и личностные результаты образовательной деятельности. Это и отражает инновационный характер нового стандарта.

ФГОС ООО поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Концепция ФГОС ОО обозначает метапредметные результаты как способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях [3].

Одной из составных частей основных образовательных программ является «Фундаментальное ядро содержания общего образования». В нем фиксируются основополагающие элементы научного знания, универсальные учебные действия, а также он содержит в себе определённый понятийный аппарат. По мнению авторов, существенное место в преподавании школьных дисциплин также должны занять метапредметные учебные действия. Под «метапредметными» действиями понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного (с другими учащимися) лабораторного эксперимента по физике либо химии [8].

Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки.

Метапредметное обучение разделялось на ступени: на первой ступени - самой младшей - с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. В 1932 году метод проектов жестко осудили.

В отечественно педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.

Актуальность метапредметного подхода заключается в том, что при реализации он даёт возможность ученикам познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать, находить новые решения, учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия, развивать интеллектуальный и творческий потенциал, формировать компетентности.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности [4].

Суть метапредметного подхода в образовании заключается в том, чтобы научить ученика мыслить системно-целостно, видеть взаимосвязи, создавать планы, находить корни проблемы и разрабатывать способы её решения.

ФГОС ООО определяет требования к основным метапредметным результатам [6-7]:

а) сформировать универсальные учебные умения:

самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой, осмысленно и творчески пересказывать содержание учебного материала и составлять свой текст;

осмысленно ставить перед собой учебные цели и задачи и достигать их; самостоятельно организовывать свою работу на уроке;

аргументировать свою точку зрения на основе изученного материала, выражать свои мысли устно и письменно;

б) повысить уровень развития познавательных процессов:

наблюдательность, осмысление, запоминание прочитанного и прослушанного текста;

умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи;

самостоятельно выделять в изучаемом материале существенные характеристики; развитое произвольное внимание.

В настоящее время существует много разных трактовок метапредметного подхода.

Ю.В. Громыко, говоря о метапредметном подходе, утверждал: «Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию».

С.В. Галян предложил следующее определение метапредметного подхода: «Метапредметный подход – организация деятельности учащихся с целью передачи им способов работы со знанием. Метапредметный подход подразумевает промысливание важнейших понятий учебного предмета, наличие образовательной деятельности, формирование и развитие у учащихся предметных базовых способностей, использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале (т.е. повторение научного открытия в учебном процессе), наличие рефлексивной деятельности» [10].

Метапредметный подход в научной школе А.В. Хуторского определяется тремя ключевыми направлениями [5]:

выделение в содержании образования фундаментальных образовательных объектов (ФОО), метапредметных первосмыслов. Такими объектами являются, например, число, время, алгоритм, буква и т.д.;

на основании ФОО выделение учебных метапредметов, которые могут входить в обычные учебные курсы в виде метапредметной темы или раздела;

обеспечение метапредметной деятельности: как деятельности, связанной с познанием ФОО, направленной на решение фундаментальных проблем, так и деятельности, стоящей «за» конкретными учебными предметами.

Методисты разных школ понимают метапредметность по-разному. Например А.Г. Асмолов рассматривает ее как систему универсальных действий, А.В. Хуторской - как предметные «человек сообразные первосмыслы», а Ю.В. Громыко - как присвоенные индивидом культурные способы, то есть способности. ФГОС формулирует «метапредметность» как интегральную характеристику сразу во всех означенных аспектах.

В своей статье Н.Б. Ковалёва выделила три разных уровня метапредметности [1].

Надпредметный – универсальные надпредметные действия и знания как совокупность способов действий учащегося, в том числе цели, задачи, операции;

Метапредметный – культурные способы (понимания, рефлексии, коммуникации и др.), которые в процессе присвоения, индивидуализации образуют метапредметные способности и компетентности;

Личностный – высокий уровень компетентности, выражающийся в формировании целостной культуры действия или деятельности, субъектное присвоение ее норм и понимание идеального значения содержательной части деятельности.

Таким образом, метапредметность – это не просто выход к интегрированному знанию о предметах или их совокупности, а освоение способов получения знания, умения учиться и проектирования своей исследовательско-учебной деятельности, развитию личностных способностей самоопределения, понимания, рефлексии, коммуникации, организации деятельности, исследования, и др [3].

Метапредметность выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. Ими могут быть знание, знак, задача, смысл, проблема задача, категория. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа - метапредметы.

В работах А.В. Хуторского учебный метапредмет, а также метапредметные темы строятся вокруг фундаментальных образовательных объектов. «Метапредмет – это не особый, деятельностный «срез» предмета, но именно основосоздающая часть предмета. Такая основа связана с понятием «фундаментальный образовательный объект».

Метапредмет - корневая основа (ядро) содержания образования и соответствующих видов учебной деятельности».

Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую) [9].

Ю.В. Громыко, в свою очередь, в своих трудах писал, что метапредмет соединяет в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.

Метапредметы:

1) это предметы, отличные от предметов традиционного цикла;

2) это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.

В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

В рамках метапредмета «Знание» у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания. Изучая строение ключевых научных понятий, воспроизводя их в собственном мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.

Метапредмет «Проблема» задаёт образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов.

На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.

Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения задач [2].

При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

Говоря о метапредметном подходе, используют следующие понятия (табл. 1):

Таблица 1

Основные определения

Понятие

Определение

1.

Метадеятельность

универсальная деятельность, которая является «надпредметной». Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности

2.

Метазнания

знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приемы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним

3.

Метаспособы

методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач

4.

Метаумения

присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

5.

Универсальные учебные действия

совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности

6.

Метапредметные результаты

способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов

7.

Метапредметное содержание образования

деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета

Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ученика.

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Метапредметный подход открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие. Более того, учебный предмет как образовательная форма, будет развиваться лишь в той мере, в какой эта образовательная форма будет пронизана метапредметным подходом.

На основе выше сказанного, становиться очевидным, что необходимость метапредметного подхода в обучении обусловлена новыми целями, задачами, требованиями высшего образования, что и нашло свое отражение в нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития высшего образования и новые подходы к организации учебного процесса.

Математика - наука о структурах, порядке и отношениях, исторически сложившаяся на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов. Использование метапредметного подхода на уроках математики позволяет демонстрировать ученикам процессы становления научных и практических знаний, включая современные вопросы, задачи и проблемы.

Решение использования метапредметного содержания на уроках математики заключается в системном использовании исследовательской, проектной, информационно-коммуникационной, дидактической многомерной технологий в образовательном процессе.

Для преподавателя математики, науки, подразумевающей постоянный поиск истины через исследование, моделирование, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности у учеников является основополагающей задачей.

В ФГОС ООО отражены метапредметные результаты изучения математики. Они выражаются в следующих качествах:

способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение таких компонентов учебной деятельности как: познавательные и учебные мотивы, учебная цель, учебная задача, учебные действия, выбор таких способов действия, когда студенты могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

Специфику метапредметного содержания определяет ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения.

Данные метапредметные результаты можно реализовать через проблемно-диалогическую технологию, инструменты реализации которой (проблемные ситуации, тексты и задания для открытия нового) заложены в методический аппарат учебников.

Учитывая перечисленные особенности метапредметного содержания, нужно определить из каких этапов будет состоять учебное занятие с элементами метапредметного подхода. Такое занятие должно быть посвящено метапредметному вопросу, метапредметной теме, то есть такой теме, которая может быть раскрыта на разном предметном материале: «Порядок и хаос», «Рисунок и схема», «Знание и мнение», «Знающее незнание».

Выбрав метапредметную тему, нужно в первую очередь определить, какому способу деятельности в ее рамках можно научить школьников. Если вы передаёте универсальный способ, то должны показать учащимся выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знания. Например, тема «Порядок и хаос». Эта тема метапредметная, так как имеет отношение к философии - учению об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира. Раскрывая эту тему на своём учебном предмете, нужно не просто показать, чем порядок отличается от хаоса, но и передать средства работы, способ, с помощью которого учащиеся смогут в дальнейшем видеть в хаосе определённый порядок. Такой способ обучения, присваиваемый учащимся не информативно, но деятельностно, и будет в этом случае деятельностной единицей содержания. Если в конце урока предложить учащимся применить такое средство на другом предметном материале, это позволит проверить, насколько это средство действительно освоено, а школьнику убедиться в том, что оно носит универсальный характер и может быть использовано на разных учебных предметах.

Универсальность метапредметов состоит в обучении учеников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности обучающихся и преподавателя.

Метапредметное содержание образования - деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета [1].

Метапредметное содержание способствуют созданию своеобразной точки сближения гуманитарного, естественнонаучного и технического знания в контексте формирования целостной картины мира и развитию нелинейного мышления, что особенно важно в условиях дифференциации науки.

Список литературы

Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Уроки: думаем, спорим, размышляем. Москва.: «Просвещение». - 2012.- 192с.- работаем по новым стандартам ISBN978-5-09-021445-2.

Дорофеев, А. В., Эрганова, Н. Е. Многомерная математическая подготовка как фактор формирования метакомпетенций будущего педагога [Текст] / А. В. Дорофеев, Н. Е. Эрганова // Казанский педагогический журнал. – 2011. – №1. – С. 5-12.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Российской академии образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова М.: Просвещение, 2013.

Нуйкина, Н. Н. Достижение метапредметных результатов на уроках обществоведческого цикла / Н. Н. Нуйкина. // ТолВики. – 2013

Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии : Учимся работать над проектами : реком. для учащихся, учителей и родителей / М.А. Ступницкая. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 256 с.

ФГОС второго поколения: основное общее образование // http://standart.edu.ru/

ФГОС третьего поколения: среднее (полное) общее образование // http://standart.edu.ru/

Фундаментальное ядро содержания общего образования проект /под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – М.: Просвещение, 2009 – 54 с.

Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 2011. - №7. с.15-22

Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. – с.

Просмотров работы: 173