Конспект урока математики в 6 классе
Тема урока: Пересечение и объединение множеств.
Цель урока: Ознакомить учащихся с основными понятиями теории множеств, операциями над множествами (пересечение и объединение множеств); формировать умения задавать множества и проводить над ними основные операции.
Задачи урока:
образовательные:
познакомить с основными понятиями теории множеств, операциями над множествами;
развивающие:
развитие внимания, логического мышления;
развитие умений анализировать, выделять главное, обобщать;
воспитательные:
способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели;
воспитание дисциплинированности.
Планируемые результаты:
Предметные:
развитие умений и нахождение числа элементов пересечения и объединения множеств.
Метапредметные:
регулятивные:
умение организовывать свои действия, прогнозировать результат своей деятельности;
коммуникативные:
умение осознанно и аргументировано строить речевое высказывание, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения;
получат возможность слушать и понимать речь других;
познавательные:
смогут установить аналогии;
выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.
Личностные:
формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Понятия, формируемые на уроке: множество, элементы множества, подмножество, способы задания множеств, равные множества, пустое множество, диаграммы Эйлера, пересечение множеств, объединение множеств.
Оборудование урока для учителя: учебник.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время (мин) |
1. Организационный момент |
Здравствуйте ребята! Меня зовут Зульфия Салаудиновна. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. |
Включаются в деловой ритм урока: планируют, контролируют, выполняют свои действия по заданному плану учителем. |
1 |
2. Целеполагание и мотивация. Усвоение новых знаний и способов усвоения |
Обратите внимание на доску. Есть ли признак, по которому объекты, изображённые на доске, можно разделить на группы? Какой? Разделите их на группы «Овощи» и «Фрукты» (слайд 1). Какие синонимы вы можете подобрать к слову «группа»? В математике такие группы называют «множествами». Запишите тему урока: «Множества. Операции над множествами». Попробуйте сформулировать определение множества. Объекты, из которых состоит множество, называются элементами множества. Слово «множество» в обычном смысле всегда связывается с большим числом предметов. Например, мы говорим, что в лесу множество деревьев, но если перед домом два дерева, в обычной речи не говорят, что перед домом «множество деревьев». Назовите какие-либо известные вам множества из жизни, из математики или других школьных предметов. Выберите множество «Мебель» (слайд 4). Сколько элементов в этом множестве? Такое множество называют «пустым». Обозначение ø. Математическое же понятие множества не связывается обязательно с большим числом предметов. В математике удобно рассматривать и «множества», содержащие 3; 2 или 1 предмет и даже «множество», не содержащее ни одного предмета (пустое множество). Например: а) Назовите известные вам множества людей (например, команда). б) Назовите множества, элементами которых являются: 1) планеты Солнечной системы; 2) столицы государств. Существует 2 типа множеств: конечные, бесконечные. Даны множества: х = {2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19}; у = {10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20}. Круги, которыми я выделяла на доске множества в заданиях 1 – 3, называются Кругами Эйлера. Они бывают очень удобны для изображения множеств и решения задач на множества. Какие вы видите общие элементы в этих множествах? Рассмотрим два множества: x и y. Составим новое множество С, в которое запишем общие элементы А и В. Общими у них являются элементы 5 и 6, значит. Множество z является пересечением множеств x и y, обозначается так: Пересечением двух множеств называют множество, состоящее из всех общих элементов этих множеств. Возьмём те же два множества: x и y. Составим теперь множество k таким образом, чтобы в него вошли все элементы, которые принадлежат хотя бы одному из множеств А и В. Здесь следует ознакомить учащихся с приёмом задания объединения множеств: сперва мы выписываем все элементы множества А, а затем те элементы множества В, которые не принадлежат множеству А. Множество k является объединением множеств x и y, обозначается так: Объединением двух множеств называют множество, состоящее из всех элементов, принадлежащих хотя бы одному из этих множеств. |
Множество – это совокупность (или набор) объектов, объединённых между собой по какому-либо признаку (признакам). Множество натуральных чисел, множество треугольников. Пустое множество, то есть множество, которое не имеет элементов, обозначается символом. Например, мы говорим о множестве решений уравнения до того, как узнаем, сколько оно имеет решений. х у = {11, 13, 17, 19}; Эйлеровы круги (круги Эйлера) — принятый в логике способ моделирования наглядного изображения отношений между объёмами понятий с помощью кругов, предложенный знаменитым математиком Л. Эйлером (1707–1783). х у = {2, 3, 5, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20}. |
15 |
3. Первичное закрепление |
У п р а ж н е н и я: а) Даны множества: А = {3, 4, 5}, В = {5, 6, 7, 8}, С = {2, 4, 8}, K = {1, 3, 5, 7}. Найдите: 1) А K; 5) А K; 2) А С; 6) А С; 3) А В; 7) А В; 4) А K В; 8) А K В. б) Найдите пересечение и объединение множеств букв, которые используются при записи слов «типография» и «фотография». Р е ш е н и е А = {т, и, п, о, г, р, а, ф, я} – множество букв, используемых в записи слова «типография»; В = {ф, о, т, г, р, а, и, я} – множество букв, используемых в записи слова «фотография». А В = {т, и, о, г, р, а, ф, я}, А В = {т, и, п, о, г, р, а, ф, я}. П р и м е ч а н и е. Обращаем внимание учащихся, что в этом случае А В = А. № 801 (а). Р е ш е н и е х = {1, 2, 3, 4}; у = {1, 2, 3, 6}. х у = {1, 2, 3}; х у = {1, 2, 3, 4, 6}. П р и м е ч а н и е. Подчёркиваем необходимость «упорядоченной» записи множеств, так как в этом случае будет удобнее отыскивать общие элементы множеств. № 802 (а). Р е ш е н и е а) Чтобы число принадлежало пересечению множеств А и В, оно должно являться одновременно квадратом натурального числа и кубом натурального числа. 1= 12; 1 = 13, значит, 1 А В; 4 = 22, но не является кубом натурального числа, значит, 4 А В. 64 = 82, 64 = 43, значит, 64 А В. Задачи: №1. В классе 28 учеников. Каждый из них начертил у себя в тетради один из двух четырёхугольников – прямоугольник или ромб. При проверке прямоугольников оказалось 17, а ромбов – 15. Как такое могло случиться? №2. В осенние каникулы 12 учеников класса участвовали в междугородных экскурсиях в Москву и Санкт-Петербург, при этом 8 из них посетили Санкт-Петербург, а 6 – Москву. Сколько из этих учеников побывало и в Москве, и в Санкт-Петербурге? |
20 |
|
4. Подведение итогов урока. |
Отвечают на вопросы: Что называется множеством? Как называется множество, в котором нет ни одного элемента? Что называется пересечением двух множеств? Что называется объединением двух множеств? |
3 |
|
5. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. № 800, № 801 (б), № 802 (б). |
Записывают домашнее задание. |
1 |
Замечания: