СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Пантюхина Е.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день возникает необходимость рассматривать искусство не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции эмоциональных нарушений. Использование арт–терапии основывается на том, что состояние внутреннего «Я» человека отражается в продуктах его творчества. Рисуя, подросток получает возможность не только снять возбудимость, агрессивность, недоверие к себе и другим, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ними положительные переживания и образцы поведения.

В статье «Исследование агрессивного поведения подростков в условиях образовательного учреждения» была проведена первичная диагностика склонности к агрессивному поведению подростков в условиях общеобразовательной школы.Учитывая, полученные в ходе входящей диагностики результаты, на втором этапе.Была разработана, обоснована и реализована социально–педагогическая программа профилактики агрессивного поведения подростковв условиях общеобразовательной школы посредством арт-терапии «Открывая мир тайн». После реализации социально–педагогической программы была проведена контрольная диагностика склонности к агрессивному поведению участников экспериментального исследования, проведен сравнительный анализ полученных данных, осмыслены и аргументированы результаты, сделаны выводы.

Данная программа нацелена на профилактику агрессивного поведения подростков, в основе которой лежит арт–терапия

Именно в период подросткового возраста идет становление характера человека, выстраивается социальное поведение, от чего напрямую зависит благополучие личности. Развитие подростка противоречиво, эмоциональный фон нестабилен, этим объясняется склонность к агрессивному поведению. Чаще всего подростки, которые остро воспринимают происходящее вокруг них, проявляют коммуникативную агрессивность и враждебность при общении со своими близкими и окружающими их людьми, становятся все более раздражительными и эмоционально возбудимыми по отношению к происходящему. В Ульяновской области проживает более 157 тысяч семей, в которых воспитываются 224 тыс. несовершеннолетних. По статистике подростки в целом составляют до 5% всего населения и совершают 14% преступлений, которые сопровождаются той или иной формой насилия[2].

При этом отмечается тенденция увеличения преступлений против личности, с причинением вреда здоровью, групповых драк, влекущих тяжкие последствия. Социальные контакты, условия жизни, семья и общественные институты создают для подростков условия, в которых они адаптируются с помощью различных форм поведения, которые не всегда социально допустимы, с применением различных форм насилия и агрессии. Статистика правонарушений среди несовершеннолетних в РФ показывает, что по данным Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области за 2016, было выявлено 392 безнадзорных несовершеннолетних, из них только 232 подростка (60%) поставлены на профилактический учёт в органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ульяновской области.

Если не решать проблемы данного характера, то это приведет к росту преступности, беспризорности и безнадзорности, бесчисленным антиобщественным поступкам, психическим расстройствам и вредным привычкам, которые в свою очередь разрушают общество.

В связи с этим, основной задачей в работе с подростками является профилактика агрессивного поведения, чему эффективно будет способствовать методика проведения арт–терапии. Арт–терапия, как вид тренинга, будет эффективно влиять на снижение агрессивного поведения. Главной целью арт–терапии является гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира.Арт–терапия может выступать как способ открытия индивидуальности подростка, способствовать достижению целей, даст возможность подростку реализовать себя в различных направлениях.

Целью данной программы является профилактика агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы посредством арт–терапии. Арт–терапия активизирует внутренние личностные ресурсы, способствует самореализации и самоутверждению, целеполаганию и достижению реальных результатов.

Задачами программы является формирование позитивного уровня импульсивности, снижение уровня враждебности и раздражительности, развитие коммуникативных способностей, а так же снижение уровня коммуникативной агрессивности.

Целевые индикаторы:

Уровень импульсивности.

Уровень раздражительности.

Уровень враждебности.

Уровень коммуникативной агрессивности.

Данная программа реализуется в три этапа:

1 этап – организационно–диагностический (октябрь 2017 года):

постановка проблемы;

обоснование актуальности программы;

формулирование целей и задач;

2 этап – практический (апрель–май 2018 года):

проведение арт–терапевтических упражнений:

1. Блок «Путешествие» – упражнения «Прогулка по лесу», «Волна», «Куст роз». Задачами данного блока является направление потока воображения на снижения импульсивности.

2. Блок «Мы» – техника «Работа с фракталами», техника «Дом, в котором нам хорошо», техника «Палка», «Поэтапный рисунок». Задачами данного блока является преодоление проявлений коммуникативной агрессии, понимание эмоций и чувств одноклассников. Индикатором является уровень коммуникативной агрессивности.

3. Блок «Мои чувства» – упражнения «Ларец счастья», «Сундук того, что меня огорчает», «Противоположные чувства», «Чувства». Задачами данного блока является понимание чувств и снижение уровня враждебности по отношению к окружающим.

4. Блок «Я» – техника «прошлое/настоящее/будущее», техника «Что говорят газеты», техника «Воображаемый зверь», техника «Портреты того, что внутри/снаружи». Задачами данного блока является умение в трудной ситуации правильно использовать нормативную лексику и снизить уровень раздражительности.

обработка полученных результатов;

3 этап – заключительный (май 2018 года):

проведение вторичной диагностики;

подведение итогов;

формулирование выводов о проделанной работе;

определение перспектив дальнейшего развития программы.

Срок реализации проекта – 9 месяцев, при условии подтверждения его жизнеспособности и наличия необходимых ресурсов реализация проекта может быть продлена.

В результате реализации проекта ожидается формирование позитивного уровня импульсивности у подростков, снижение уровня раздражительности и враждебности, а так же снижение уровня коммуникативной агрессивности.

После проведения арт–терапевтических упражнений, направленных на профилактику агрессивного поведения подростков, вновь была проведена повторная диагностика для определения результативности программы. Для ее проведения использовались те же методики, что и на первом этапе.

Рассмотрим результаты констатирующего исследования по выбранным методикам в соответствии с индикативными показателями:

Уровень раздражительности.

Уровень коммуникативной агрессивности.

Уровень враждебности.

Уровень импульсивности.

Методика «Самооценка форм агрессивного поведения» модифицированный вариант Басса — Дарки.

Рассмотрим результаты повторной диагностики уровня раздражительности в экспериментальной и контрольной группах (рис. 5).

Контрольная группа Экспериментальная группа

Рис. 5. – Уровень раздражительности (первичная и контрольная диагностика) по методике Басса–Дарки

Из представленной диаграммы видно, что после проведения комплекса арт–терапевтических мероприятий уровень раздражительности учеников в экспериментальной группе изменился в лучшую сторону. Только у 10% выявлена высокая степень раздражительности, по сравнению с первичной диагностикой (72%), у 50% диагностирован средний уровень раздражительности, а низкий уровень выявлен у 40% студентов. Полученные данные говорят о положительной динамике снижения уровня раздражительности. Данные показатели указывают на то, что уровень высокой раздражительности был понижен, в сторону формирования среднего (адекватного) и даже низкого уровня раздражительности после проведения арт–терапии с подростками.

В контрольной группе диагностируемые показатели уровня раздражительности остались практически без видимых изменений. Полученные данные свидетельствуют, что без проведения специальных мероприятий невозможно достигнуть положительных результатов.

2. Тест «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» В.В. Бойко.

После проведения комплекса мероприятий мы провели повторную диагностику склонности личности к проявлению агрессии в различных ситуациях межличностного общения и получили следующие результаты (рис.6).

Контрольная группа Экспериментальная группа

Рис. 6. – Уровень коммуникативной агрессивности (первичная и контрольная диагностика) по методике В.В. Бойко

Таким образом, по полученным данным можно проследить положительную динамику снижения уровня коммуникативной агрессивности в экспериментальной группе. Если в начале исследования средний уровень коммуникативной агрессивности в экспериментальной группе был выявлен у 20% подростков, то на контрольном этапе вырос до 40% человек. В экспериментальной группе также вывялено 5% учеников, у которых отсутствует уровень коммуникативной агрессивности. Данные показатели указывают на то, что уровень коммуникативной агрессивности был существенно понижен после проведения мероприятий, включающих в себя арт–терапию, с подростками (наблюдается положительная динамика).

В контрольной группе выявлены незначительные различия по сравнению с констатирующим этапом.

3. Тест «Шкала враждебности» В. Кук – Д. Медлей.

Результаты диагностики уровня враждебности (склонности враждебному и агрессивному поведению) на формирующем этапе: в контрольной и экспериментальной группах, отражены в сравнительной диаграмме (рис.7).

Контрольная группа Экспериментальная группа

Рис. 7. – Уровень враждебности (первичная и контрольная диагностика) по тесту В.Кук – Д.Медлей

Как показывают графически представленные результаты, среди испытуемых экспериментальной группы преобладают подростки с низким уровнем враждебности по сравнению с контрольной группой. После реализованных мероприятий при повторной диагностике выявлено всего 10% учеников из экспериментальной группы с высоким уровнем враждебности.

В контрольной группе произошли несущественные изменения в уровнях враждебности.

Экспресс–диагностика неуправляемой эмоциональной возбудимости В.В. Бойко.

Повторно была проведена экспресс–диагностика импульсивности по результатам которой получили следующие результаты (рис. 8).

Контрольная группа Экспериментальная группа

Рис. 7. – Уровень импульсивности (первичная и контрольная диагностика) по методике В.В. Бойко

Результаты повторной диагностики уровня импульсивности показывают также положительные изменения в экспериментальной группе. У 50% подростков выявлен низкий уровень импульсивности. Так же заметно снизился высокий уровень импульсивности в экспериментальной группе (15%).

В контрольной группе выявлены некоторые различия по сравнению с констатирующим этапом.

Таким образом, мы можем сказать, что у испытуемых в результате опытно–экспериментальной работы были обнаружены определенные изменения по всем уровням (раздражительности, коммуникативной агрессивности, враждебности и импульсивности). Таким образом, мы можем утверждать о положительном влиянии программы на подростков.

Основные результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что разработанная программа является эффективным методом профилактики агрессивного поведения подростков, в основе которой лежит арт–терапия.

Исходя из результатов проведенного исследования для наибольшей эффективности предложены рекомендации по профилактики агрессивного поведения подростков в условиях образовательного учреждения можно .

Их можно разделить на следующие этапы:

Диагностика агрессивного поведения подростков.

Профилактика агрессивного поведения подростков.

Рекомендации по социально–педагогической работе с семьями подростков с агрессивного поведением.

В международной практике выделяют следующие основные модели профилактики:

Образовательная модель направлена на полное информирование детей и молодежи о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.

Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостояние групповому давлению, в решении конфликтных ситуаций, в умении делать выбор в ситуации предложения наркотиков, ПАВ, алкоголя.

Медицинская модель ориентирована преимущественно на медикосоциальные последствия ПАВ, алкоголя и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях влияния на физическое и психическое здоровье.

Организация своевременной диагностики агрессивного поведения подростков во многом зависит от специалиста по социально–педагогической работе с трудными детьми, а так же от учреждения, в которой наблюдаются такие подростки. Рекомендации по диагностике агрессивного поведения подростков:

1. Изначально проводя диагностику с подростками, нужно учитывать их психологические особенности.

2. Диагностику методом анкетирования со школьниками лучше проводить индивидуально или в группах одного возраста. Это поможет выявить возрастные особенности девиантного поведения и причины их возникновения.

3. Можно использовать метод фокус–группы (фокусированное интервью), которое представляет собой групповую дискуссию, в ходе которой выясняется мнение участников по какому–либо вопросу.

4. При использовании авторской анкеты для выявления агрессивного поведения школьников лучше использовать маленькие анкеты, состоящие из 15–30 вопросов. Вопросы должны быть легкими в понимании и с выбором ответа. При большом количестве вопросов снижается уровень объективности анкетирования, т.к. школьники начинают отвечать случайно. Если анкета включает в себя много вопросов, необходимо разделить её на несколько и провести диагностику в несколько этапов. Можно использовать анкеты, где необходимо ответить либо «да», либо «нет». Такие анкеты просты в обращении и также помогают выявить проблемы.

5. Использование метода распространения классификаций. На его основе выявляются параметры, которые позволили бы отнести каждого учащегося к группе риска и к группе возрастной нормы. Использование методов регрессивного анализа и соотношения, распространения классификаций помогло определить логичность между личностными особенностями учащихся (такими, как гнев, тревога, принятие себя, эмоциональный контроль), и их социальными связями (школьные оценки, количество друзей, частота страданий и осуществлений травли).

6. Диагностику также проводят методом наблюдения. Воспитатели наблюдают за учениками в детском доме, выявляют, как они готовят домашнее задание, с каким настроением идут в школу. Учителя и педагоги наблюдают за детьми в школе, за их поведением, взаимоотношениями в классе.

Рекомендации по проведению профилактической работы девиантного поведения подростков предполагают:

1. Учет возрастных и психологических особенностей подростков с девиантным поведением. В случае если в дошкольном возрасте не принимать мер по коррекционно–воспитательному влиянию к преодолению отклонений в поведении, то дети, как правило, оказываются неподготовленными к школьному обучению. Они не хотят соблюдать школьные требования, не делают учебных заданий, вступают в инциденты с одноклассниками и педагогами, не соблюдают дисциплину, иногда убегают из школы и из дома.

2. Профилактическая беседа с подростками о вреде курения, употребления спиртных напитков и наркомании.

3. Пропаганда среди школьников здорового образа жизни путем различных бесед. Проведение различных конкурсов на тему «Здоровый образ жизни», например конкурса рисунков, спортивных игр.

4. Организация и проведение встреч с врачами, наркологом, работниками ПДН, инспекторами ГИБДД.

5. Коррекция девиантного поведения может осуществляться методом игры, т.е. игротерапии. Существует много различных игр, которые позволяют скорректировать поведение школьников. К ним можно отнести интеллектуальные, психологические и спортивные игры. Такие игры способствуют развитию интеллектуальных, психологических и физических способностей[2].

6. В коррекции также может помочь открытие клубов, кружков по интересам, ведь всем известно, что много правонарушителей появляется от того, что им нечем заняться. Примером может служить открытие клубов «Дискавери» (школа выживания), «Картинг» – для мальчиков, кружков «Вышивание», «Бисероплетение» – для девочек и другие. Вовлечение школьников в эти кружки различными способами.

Рекомендации по социально–педагогической работе с семьей по профилактике агрессивного поведения подростка:

1. Обучение родителей проявлению чувств родительской любви, внимания, иначе у детей формируется отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: нарушение общения с окружающими; эмоциональная неустойчивость; повышенная чувствительность, отставание или задержка психического развития и т.д.

2. Специалисту следует обратить внимание на взаимоотношения в семье и провести с ней работу. В первую очередь нужно провести информационно–образовательную работу с родителями. Она должна быть сосредоточена на объяснении влияния отношений между родителями и типа семейного воспитания на развитие отрицательных отклонений в поведении детей и подростков. Формами данной работы могут быть: лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.).

3. Проведение диагностической работы с родителями подростка. Целью данной работы является диагностика семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Диагностическая работа может осуществляться как групповым методом, так и индивидуальным, сообщение результатов диагностики в данном случае осуществляется индивидуально. В данном случае можно использовать: тест–опросник родительского отношения; опросник "Измерение родительских установок и реакций"; схему анализа особенностей и недостатков семейного воспитания.

4. Коррекционная работа с неполной семьей, которая имеет ребенка с агрессивного поведением. Формы такой работы очень разнообразны: групповая семейная психотерапия (работа с группой родителей); индивидуальная психотерапевтическая работа с отдельной семьей; совместная групповая психотерапия детей и родителей.

5. Взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики агрессивного поведения. Необходимо наладить взаимосвязь школы и родителей, которая может проявляться в проведение родительских собраний.

6. Внедрение инновационных форм, методов и приемов в профилактику агрессивного поведения подростков.

Подводя итог можно сказать, что человек попадая в трудную жизненную ситуацию, в результате внутренних и внешних воздействий не всегда может «трезво» оценить ситуацию и принять правильное решение. Поэтому применяя данные рекомендации, учитывая возраст подростка, его личностные качества, семейных особенностей, а так же готовности подростка помогут специалисту в решении проблем, связанных с агрессивного поведением.Вероятность успеха зависит от того, насколько активен, инициативен человек, как он оценивает ситуацию и видит себя в ней. Именно поэтому способность быть компетентным, соответствовать требованиям среды определяет умение адекватно реагировать на создавшуюся ситуацию и принимать правильное решение, чтобы не поддаваться среде агрессивного поведения.

Список использованных источников

«Исследование агрессивного поведения подростков в условиях образовательного учреждения» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018/article/2018003597. (Дата обращения: 25.12.2018).

Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/12758.

Бибикова Н.В. Медиация как технология социальной работы с девиантными подростка / Н.В. Бибикова // Социально-педагогический контекст образования: проблемы и тенденции материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова». 2015. С. 277-283.

Просмотров работы: 78