Здоровьесберегательные технологии как профилактика депривации - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Здоровьесберегательные технологии как профилактика депривации

Тумаева Ю.В. 1, Тумаева А.Д. 1
1Ульяновский государственный университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Здоровье - величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. В настоящее время здоровье населения является насущной проблемой российского общества и не только.

Здоровьесбережение за последние годы стало одним из стратегических направлений социальной политики Российской Федерации. На уровне субъектов реализуются муниципальные программы, направленные на формирование в сознания людей образа здорового и счастливого человека, популяризацию здорового образа жизни и поощрение представителей молодого поколения, задействованных в спортивных мероприятиях как на уровне страны, так и мира. Открытие спортивных комплексов по всей стране, организация крупномасштабных спортивных соревновательных мероприятий является ничем иным как пропагандой здорового образа жизни, которая активно ведётся вот уже несколько лет.

Динамичное развитие популяризации здоровьесберегательных технологий в образовательные учреждения, учреждения дошкольного образования и т.п. диктуется не столько государственным заказом, сколько социальным. Общество заинтересованно в оздоровлении нации, в более благоприятной среде для развития и жизнедеятельности подрастающего поколения. Помимо пропаганды здорового образа жизни, здоровьесберегательные технологии имеют ряд функций, которые и стали ключевыми в формировании приоритетности данного направления в социальной политике.

Само понятие «здоровьсберегающих технологий» единого общепринятого определения до сих пор не имеет, часто встречаются разные трактовки. Однако, выделяют большой вклад Н. К. Смирного, обоснования данного термина которого используют как базовое. Он утверждал, что «здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся» [2], т.е. технологии можно рассматривать как функциональную основу педагогики, комплекс методов и форм работы с людьми без ущерба для их здоровья, как единицу педагогической технологии, если рассматривать с точки зрения воздействия на здоровье субъекта и объекта процесса. Считая, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, он полагал, что её реализация приведёт к значительному проценту прогресса показателя здоровья субъектов образовательного процесса. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

Во-первых, это диагностическая функция здоровьесберегательных технологий, которая заключается в мониторинге развития участников на основе прогностического контроля. Это позволяет точнее соотнести эффективность и предполагаемый результат [1, с.112].

Во-вторых, это адаптивная функция, которая направленна, преимущественно, на подрастающее поколение. Другими словами, воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

В-третьих, интегративная функция здоровьесбережения, направленная на объединение народного опыта, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения [7]. Но, если верить другой точки зрения, интегративная функция здоровьесберегательных технологий – это буферное пространство, где люди могут спокойнее перенести вхождение в социум, что немало важно для тех, кто трудно адаптируется и нуждается в социальной реабилитации (лица с ограниченными возможностями здоровья, лица, отбывшие срок в местах лишения свободы и т.п.). Особенно важно это для тех людей, которые уже лишились возможностей удовлетворять свои психофизические или социальные потребности. Это явление получило определение «депривация».

В современном толковании депривация – это негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей. Кто-то вкладывает в это понятие и обычные жизненные потребности, однако, пожалуй, это является не совсем корректным. Важно понимать, что социальной проблемой является именно невозможность удовлетворения жизненно необходимых потребностей.

Вопросы, о влиянии депривации на психическое здоровье, много раз поднимали психиатры Г.Е. Сухарева (1965), А.Е. Личко (1983), Й. Лангмейер, З. Матейчек (1984), М.А. Буянов (1988), В.В. Ковалев (1995), Эйдемиллер Э.Г. (2001), И.О. Калачева (2003, 2006), Н.В. Вострокнутов (2003, 2008), В.А. Гурьева (1996, 2001).

З. Матейчек и Й. Лангмейер дают такое определение: «Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» [4, с.21].

А. Маслоу [3], сопоставляя данные понятия, выделяет две разновидности депривации: депривацию небазовых потребностей и угрожающую депривацию. Первая легко замещается и не вызывает серьезных последствий для организма. Вторая рассматривается как угроза личности, то есть как депривация, которая угрожает жизненным целям индивидуума, его самооценке, препятствует самоактуализации – словом, препятствует удовлетворению базовых потребностей.

Причины депривации могут быть разные, начиная от недостатка сна и заканчивая приобретённой инвалидностью, но последствия, чаще всего, однотипные и предсказуемые. Депривация может вызвать агрессию. Агрессия может быть направлена наружу, часто на объект, который создаёт относительную депривацию, либо на совершенно неотносящиеся к ситуации случайные объекты - предметы, животных, людей. Также агрессия может быть направлена и внутрь, на самого человека, который испытывает депривацию.

Часто агрессия не может найти выход, тогда первые признаки депривации могут перейти в более сложную форму, могут стать «зародышем» депрессии. Пытаясь заглушить боль, человек склонен принимать наркотики и алкоголь, курить сигареты. Наиболее худшим результатом долгой депривации являются соматические болезни и в начальном виде это выражается в виде раздражительности, повышенной конфликтности, субдепрессии, бессоннице, а после чего все это выливается в опасные для жизни болезни — инсульте, астме, гипертонии, инфарктах [5].

Депривация может быть, как явной, так и скрытой. Явная очевидна сразу и диагноз могут поставить даже родственники, тогда как скрытая является крайне опасной. Внешне человек выглядит и ведет себя нормально, однако внутри него происходят процессы, которые и ему самому не очень понятны. Такой человек очень опасен, он может причинить фатальный вред себе или окружающим [6].

Методы борьбы с депривацией разнообразны и часто направлены на творческую деятельность, где человек может выплеснуть эмоции в песнях, на холсте и т.д. Конечно, лучше всего предоставить человеку те блага, которых он был лишен, однако не все так просто. Во многих случаях требуется помощь психотерапевта, потому что длительная депривация могла нанести организму невероятный психический вред.

Психологи утверждают, что высокая физическая активность является отличным методом борьбы с депривацией. Физическая нагрузка запускает внутренние механизмы выживания, это заглушает психологическое давление, исходящее из последствий депривации.

Информирование населения о разных видах спорта, реализуемых на территории муниципалитета, может помочь людям, подверженным депривации, в планирование самостоятельного способа реабилитации.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья человека, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. Одной из острейших задач и приоритетов страны сегодня является сохранение и развитие вышеперечисленного комплекса «здоровье» граждан. У людей должно быть сформировано ответственное отношение к своему здоровью и здоровью своих детей и близких, обучение граждан, в том числе детей, гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающих помощь в отказе от потребления алкоголя и табака; обучение граждан эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

Здоровье – это область взаимных интересов и взаимной ответственности государства, общества, семьи и человека.

Таким образом, проблема, затронутая в данной статье, является актуальной, а роль социальной работы в решении вопросов здоровьесбережения, особенно при работе с социально уязвимыми группами и лицами - особенно значима, приоритетна.

Список использованной литературы:

Патрушева, И. В. Формирование компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе [Текст]: дессертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук (13.00.08) / Патрушева Инга Валерьевна. – Нижневартовск, 2009. – 204 с.

Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – Москва : Аркти, 2006. – 320 с.

Маслоу, А.Х. Дальние пределы человеческой психики. / А.Х. Маслоу. -Изд.: Питер, 2018. - 448 с.

Матейчек, З., Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте. Перевод. Г. Овсянников / З. Матейчек. - Изд.: Авиценум, 1984. – 336 с.

Депривация и ее влияние на человека [Электронный ресурс] https://4brain.ru/blog/депривация-и-её-влияние-на-человека/

Причины, лечение и виды депривации [Электронный ресурс] https://odepressii.ru/obschee/deprivatsiya.html#i

Функции здоровьесберегающей технологии [Электронный ресурс] http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4165.html

Просмотров работы: 37