ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мельникова Е.С. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире актуальной проблемой является взаимосвязь человека с природой. Нецелесообразное использование ресурсов планеты, её загрязнение, бездумное нарушение баланса экосистемы Земли могут привести к самым плачевным последствиям для всего человечества. Только деятельность людей, которая совершается на основе глубокого понимания законов природы, и осознание того, что человек - ее часть, может спасти Планету.

Сегодня экологическая проблема встает не только в ракурсе сохранения окружающей среды от загрязнения, но и как проблема предотвращения стихийного воздействия на природу в сознательном взаимодействии с ней. Это взаимодействие осуществляется только при условии наличия у каждого человека достаточного уровня экологического сознания и экологической культуры, становление которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, развитие элементарных представлений из области живой природы, развитие эмоционально- ценностного восприятия мира природы. Все это способствует формированию экологической образованности детей старшего дошкольного возраста и развитию элементов экологического сознания.

Но что же такое экологическое сознание?

Л.П. Симонова определяет экологическое сознание как «систему научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающая ответственное отношение к окружающей социально-природной среде» и выделяет следующие компоненты экологического сознания:

интерес к природе и проблемам её охраны;

знания о природе и способах её защиты;

нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде [4, с. 5].

По мнению Н.С. Дежниковой формирование экологического сознания происходит при наличии специальных знаний, развитии эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности [1, c. 12].

Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание должно включать в себя экологические знания: факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в целом в окружающей среде. Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. Они побуждают человека соблюдать осторожность в отношении к природе, заранее предусматривать и предотвращать возможные негативные последствия [3, с. 230].

С.В. Дерябо, В.А. Ясвин, рассматривая экологическое сознание, делят его на два противоположных типа:

- экоцентрическое экологическое сознание (система представлений о мире, для которой характерны: ориентированность на экологическую целесообразность, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнёров по взаимодействию с человеком, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой);

- антропоцентрическое экологическое сознание (система представлений о мире, для которой характерно: противопоставленность человека, как высшей ценности и природы как его собственности, восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней) [2, с. 122].

По мнению этих авторов, важной характеристикой экологического сознания является субъектное восприятие природных объектов. Формирование субъектного отношения к природе у взрослого населения связано с определенными трудностями и поэтому за ограниченное время в сложившихся условиях сформировать его практически невозможно. Поэтому в этой сфере работу необходимо начинать в дошкольном возрасте, пока сознание в такой мере не отягощено антропоцентрическими установками [2, с. 56].

Старший дошкольный возраст характеризуется довольно высокой ступенью развития физиологических, творческих, познавательных способностей. Это период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками. Появляется внутренняя речь, хорошо выражены и развиты анализ и синтез окружающей действительности. В полной мере проявляется характер. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка - обучению в школе. Так же дети в этом возрасте накопили уже довольно большой объем знаний о явлениях природы и их свойствах. Трудовая деятельность в сфере природы усложняется, становится более инициативной, систематизированной и разнообразной: дети могут самостоятельно и охотно кормить и заботиться о животных, сажать растения, ухаживать за ними, наблюдать за их развитием и ростом, также собирать овощи, семена. В старшем дошкольном возрасте формируются такие эмоционально-волевые качества, как ответственность, самоорганизация, самоконтроль. Установки экологического поведения усложняются, упрочняются. Мотивированность оценки приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения. Еще одна особенность старшего школьного возраста: осознание того, что в произведениях искусства отражаются многие события и явления реальной жизни. Из искусства дети могут черпать примеры положительного и отрицательного отношения к природе.

Учитывая возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, к которым в норме относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, воспитание и становление экологического сознания должно через сострадание, сопереживание. Эти чувства определяют действенное отношение детей к природе, которое выражается в готовности проявлять заботу о растениях и животных, защитить тех, кто слаб. Активная позиция способствует овладению умениями по уходу за домашними животными, комнатными растениями, зимующими птицами и т.д.

Итак, для решения существующих экологических проблем и для сбережения и улучшения экологического состояния нашей планеты необходимо созидательное отношение со стороны человека. Именно вовремя сформированное экоцентрическое экологическое сознание может помочь в этом. Поэтому, исходя и перечисленных особенностей детей старшего дошкольного возраста, начинать развитие элементов экологического сознания необходимо именно в этот период жизни детей.

Литература:

Дежникова, Н.С. [и др .] Воспитание экологической культуры у детей и подростков : экол . занятия, сюжет.- ролевые игры , сценарии лит. - экол. праздников / Н.С. Дежникова [и др.]. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 63 с.

Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на - Дону: Феникс, 1996. – 480 с.

Лихачев, Б.Т. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. / Б.Т. Лихачев. — М.: Юрайт, 2001. – 607 с.

Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: учеб. пособие для студ. учреж. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова – М.: «Академия», 2000. – 160 с.

Просмотров работы: 58