Проблема формирования стрессоустойчивости и эмоциональной стабильности курсанта ВМФ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Проблема формирования стрессоустойчивости и эмоциональной стабильности курсанта ВМФ

Котвицкий В.Б. 1, Говорова Е.Н. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Военно-профессиональная подготовка курсантов военных вузов является целенаправленным и относительно самостоятельным педагогическим процессом, представляющим собой систему непрерывных образовательных мероприятий, направленным на формирование и развитие у обучаемых военно-профессиональных качеств и готовности к практической деятельности в войсках в соответствии с должностным предназначением.

Уровень военно-профессиональной подготовленности характеризует способность военного специалиста выполнять установленные по должности предназначения обязанности, которая определяется совокупностью специальных знаний, навыков, умений, качеств и норм поведения.

Усложнение деятельности офицеров, высокий уровень нервно-психической напряженности, неопределенность в решении служебных задач, угроза жизни и здоровью, а также повышение требований к их моральным, боевым и психологическим качествам, обусловили возрастание необходимости формирования психологической готовности курсантов к профессиональной деятельности в процессе обучения в военном вузе.

Цель: рассмотреть проблему стрессоустойчивости у военнослужащих ВМФ.

Задачи:

- Рассмотреть понятия «стресс» и «стрессоустойчивость» в психологической науке;

- Рассмотреть формирование стрессоустойчивости и эмоциональной стабильности у военнослужащих ВМФ.

Актуальность темы психологической готовности курсантов вузов к профессиональной деятельности обусловлена рядом факторов: во-первых, усугублением противоречий между снижением образовательного, морально-психологического уровня развития кандидатов на обучение в военно-учебном заведении и возрастанием требований к офицеру, его профессионализму; во-вторых, снижением интереса курсантов к военной службе; в-третьих, низким уровнем психологической готовности офицеров-выпускников военных вузов к предстоящей профессиональной деятельности (по социологическим исследованиям, около 30% выпускников обладают низким уровнем психологической готовности).

Основные группы готовности к профессиональной деятельности курсантов.

В психологическом словаре готовность к действию определяется как “состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающее эффективное выполнение определенных действий”.

Существующие точки зрения в определении сущности готовности к профессиональной деятельности можно разделить на три основные группы: в первой группе готовность рассматривается как психическое состояние личности (Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов, Д.Н. Узнадзе и др.); ко второй группе относятся ученые, трактующие готовность как устойчивую характеристику личности (качество), являющуюся результатом подготовленности к деятельности (К.М. Дурай-Новакова, М.А. Кобзев, В.А. Крутецкий и др.); третья группа объединяет две предыдущие точки зрения (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович).

Состояние психологической готовности имеет сложную динамическую структуру, включающую совокупность эмоциональных, волевых, мотивационных, познавательных, операциональных сторон, процессов, свойств, образований, состояний психики человека в их соотношении с внешними ситуационными условиями и предстоящими задачами.

Формирование готовности к профессиональной деятельности является целью и результатом длительного процесса подготовки специалиста, включающей формирование у курсантов положительного, эмоционального отношения к военной профессии, увлеченности, внутренней готовности к преодолению трудностей, связанных с деятельностью офицера в мирное и военное время, соответствующей эмоционально-волевой устойчивости, то есть таких особенностей психических процессов и черт личности, которые нужны им как военным руководителям.

Целостное выражение особенностей протекания этих процессов и черт личности характеризует психологическую готовность выпускника военно-учебного заведения к службе и профессиональной деятельности в войсках. Успешная психологическая готовность способствует адаптации курсантов в военных вузах.

Факторы, влияющие на успешность адаптации.

Для адаптации в новой социальной среде важно умение быстро находить свое место в совместной деятельности, свою роль в новом коллективе, умение находить в рамках существующих условий возможности для проявления способностей и интересов.

Адаптация в контексте военного образования – это:

1) адаптация непосредственно к учебе, которая характеризуется как текущим (экспертная оценка успешности и текущая успеваемость), так и итоговым контролем успешности в учебной деятельности (успешностью сдачи сессии, количеством задолженностей и т.д.);

2) адаптация к исполнению служебных обязанностей, к служебной деятельности – готовность к подчинению, соблюдению распорядка дня и воинской дисциплины, наличие поощрений и взысканий за несение службы в карауле или исполнение служебных обязанностей в наряде, хорошие или удовлетворительные взаимоотношения с командирами – офицерами и сержантским составом;

3) адаптация в коллективе, в общении, которая характеризуется социометрическим статусом, позицией в учебной группе, участием (или неучастием) в конфликтах, стилем поведения в конфликтной ситуации.

Факторы, влияющие на успешность протекания адаптационных процессов, можно разделить на две группы: объективные (средовые) и субъективные. В качестве объективных, т.е. независимых от конкретной личности, выступают: учебная программа по подготовке к выполнению служебных и специальных обязанностей, жилищные, бытовые условия, условия отдыха и досуга, обеспечение денежным и материальным довольствием.

В качестве субъективных факторов, т.е. зависящих от каждого конкретного курсанта, – биографические особенности, среда и методы воспитания, уровень подготовки к обучению в военной академии – состав семьи, уровень образования родителей, последнее учебное заведение (служба в войсках, работа), возраст, мотивация обучения в академии степень расхождения реальных и идеальных (до поступления) представлений об обучении, психологические особенности – уровень притязания и самооценка, уровень специальных и общих особенностей, коммуникативные и общие адаптивные способности, ценностные ориентации, направленность личности, наличие определенных личностных черт.

Информативными показателями адаптированности личности в коллективе являются активный социальный и удовлетворяющий личный статус, позиция, характер взаимоотношений с референтными лицами. К показателям адаптации относятся особенности поведения, возникающие в условиях стресса или конфликта.

Особое место в структуре факторов психологической адаптации занимает мотивация. Преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи является очень существенным фактором. Кроме этого, следует выделить особенности мотивации при поступлении в военную академию: было ли решение принято самостоятельно или с настойчивой «подсказки» родителей, был ли это сознательный выбор именно данной военной специальности или выбор обусловлен случайными факторами; естественно, следует учитывать и общую направленность на учебу, мотивацию к обучению, приобретению новых знаний и навыков.

Актуальность выполненной работы определяется высокой важностью сохранения эмоциональной устойчивости, самообладания в усложненных условиях самой различной производственной, военной, спортивной или какой-либо иной деятельности при развитии сильного психического напряжения. Это важно как для надёжного руководителя, так и для любого ответственного исполнителя. Специалистам по военной подготовке данное свойство особо необходимо, поскольку им представляется возможность не только применять его в целях обеспечения надёжности собственной профессиональной деятельности, но и для формирования эмоциональной устойчивости у своих подопечных: офицеров, солдат, курсантов, студентов и других лиц, проходящих обучение и тренировку, в частности на занятиях по физической подготовке и спорту.

Деятельность офицера всегда связана с вероятным воздействием различных экстремальных факторов, не говоря уже о реальных опасностях для жизни и здоровья на войне. Но уровень самообладания, как хорошо известно, в военном деле обеспечен далеко не у каждого военнослужащего.

Данная информация важна и для повседневного быта, многих видов профессиональной деятельности, где присутствует высокое психическое напряжение, эмоциональный стресс.

Формирование эмоциональной устойчивости курсантов.

Вопросы формирования эмоциональной устойчивости в аспектах
преодоления эмоционально-психической напряжённости, укрепления
самообладания - рассматривались применительно к особенностям деятельности представителей различных экстремальных профессий. Но не менее актуальным представляется вопрос о применении данной информации в подготовке курсантов военно-учебных заведений ВМФ.

Несмотря на высокий уровень общей физической и спортивной подготовленности, среди курсантов военного учебного заведения ВМФ, имеется значительное количество лиц, склонных к проявлению эмоциональной напряжённости, оцениваемой в аспектах эмоционального стресса, которые, в случаях их проявления, могут подвергаться эффективной коррекции.

Эмоциональная напряжённость имеет общие психологические и физиологические механизмы с эмоциональным стрессом, находится в корреляционной взаимосвязи с рядом показателей психических познавательных процессов, свойств, физических качеств. Несмотря на современные технологии, по-прежнему, морским транспортом управляют люди. На грузовых и пассажирских судах должны работать квалифицированные экипажи. Оторванность от дома в течение длительного времени, трудности в общении с коллегами, чувство изоляции, ностальгия – это особенности работы в море. Они, чаще всего, и являются причинами стресса.

Последние исследования показывают, что на борту судна моряки сталкиваются с: ограниченным пространством, вынужденным совместным проживанием, отсутствием связи с материком, монотонностью, изоляцией и т.д.

Кроме этого, моряк тоскует по дому, вырван из обычной социальной среды, вынужден жить с людьми разных культур и/или говорящих на разных языках. Учёные исследуют модели поведения членов экипажа на палубе, в машинном отделении, обслуживающего персонала. По результатам исследований, выпускают учебные материалы и пособия, адресованные студентам морских учебных заведений и уже работающим морякам. Это поможет найти новые методы управления стрессом на борту судна и повысить профессионализм членов экипажа. Представьте – вы делаете свою обычную работу на борту судна. Вас может раздражать, например, когда другие члены команды говорят на непонятном языке, или говорят по-английски с таким акцентом, что ничего не разобрать. Потом представьте, что после вахты, вы не уходите домой. Вы можете только дойти до своей каюты, отдохнуть. Но всегда остаётесь на рабочем месте: день за днём, неделя за неделей, месяц за месяцем. Смотря вокруг себя, вы осознаёте, что рядом нет друзей, семьи. За окном – один и тот же вид – бесконечное водное пространство. В такой обстановке, вы живёте несколько месяцев.

Сможете ли Вы сосредоточиться на работе, если что-то не можете контролировать? Если потеряете любимую, пока Вы в море? Или кто-то из близких заболеет? Будете ли Вы работать профессионально и компетентно? Как будете объясняться с начальством? Описанное выше – нормально для работы в море. Место работы и дом – расположены в одном месте. Судно, большую часть времени, находится вдали от берега. На борту полно людей с разными культурами и языками.

В такой среде, стресс может играть важную роль в благополучии членов экипажа и их отношениях. Старшие офицеры часто не замечают признаков стресса в себе или в своих подчиненных. Поэтому стресс – враг номер один. Если не держать его под контролем, он снижает и ухудшает внимание, знания, навыки. Исследования основных морских международных институтов признают, что «человеческий фактор» является причиной большинства аварий в море. Вот почему многие морские специалисты ищут работу на берегу. Это приводит к нехватке моряков и заставляет судоходные компании делать долгосрочные инвестиции в свои людские ресурсы.

Военная служба представляет собой деятельность, проходящую в особо экстремальных условиях: необходимость адаптации к быстро меняющимся условиям, высокая ответственность за принимаемые решения и результаты деятельности, внезапность возникновения аварийных ситуаций, неопределенность и недостаток информации, дефицит времени, опасность для жизни. Так, например, дальние походы корабля характеризуются длительным отрывом от земли, изоляцией от широкого социального окружения, изменением привычных жизненных условий.

Сложность и напряженность корабельной службы, требовательность к интеллектуальному уровню корабельных специалистов сопровождается повышением значения их психологического здоровья. Успешность несения военной службы напрямую зависит от психологического здоровья личности военнослужащего, следствием чего является повышение боеготовности корабля военно-морского флота.

По мнению ученых, психологическое здоровье личности представляет собой «ее социально-личностный статус, характеризуемый общественно-значимой реализацией личностного потенциала и самоограничением в удовлетворении индивидуальных потребностей, гармоничным взаимодействием с социальным окружением и автономным самодостаточным существованием, адаптированной интеграцией с окружающим миром и конструктивными стратегиями преодоления препятствий на пути к утверждению собственных жизненных идеалов».

В настоящее время в изучении феномена здоровья человека выделяется широкий спектр исследовательских подходов: дискурсивный, нормоцентрический, феноменологический, аксеологический, социокультурный, интегративный, синергетический и акмеологический. Эти подходы были сформированы в рамках следующих этапов развития представления о здоровье: античность, начало XIX в., XX в. по настоящее время.

Первый этап, античный, характеризуется развитием науки в рамках философии. Здоровье рассматривается как гармония, соразмерность, равновесие противодействующих сил.

Второй этап, начало XIX в., характеризуется активным развитием естественнонаучных дисциплин. Понятие здоровья рассматривалось через процесс адаптации человека к окружающей среде. В этот период были сформированы новые разделы в рамках медицины, это – гигиена, санология, валеология.

Для третьего этапа, XX в. и до настоящего времени, характерно рассмотрение понятия «здоровье» в рамках гуманистической психологии. Центральным вопросом являлась здоровая личность. В данный период разрабатываются психологические концепции здоровья.

Проблема стресса и стрессоустойчивости в жизни курсантов.

В числе приоритетных психологических проблем, психологии здоровья, выступает проблема стресса жизни, факторов его возникновения и способов психологической профилактики негативных последствий. Иными словами проблема стресса и стрессоустойчивости имеет непреходящую ценность.

Слово стресс в переводе с английского означает «давление, нажим, усилие», а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Один из основоположников теории стресса канадский ученый Ганс Селье показал независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействия или экстремальности. Ученый отмечает, что с точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Ф.Е. Василюк, осмысляя определение стресса в понимании Г. Селье, подчеркивает, что не любая ситуация вызывает стресс, а лишь та, которая оценивается как угрожающая, которая нарушает адаптацию, контроль, препятствует самоактуализации .

Под стрессом в жизни офицеров Вооруженных сил Российской Федерации А.М. Жуков понимает ««вид стресса, обусловленный длительным комплексным воздействием стрессогенных факторов служебной и общесоциальной сфер жизнедеятельности офицеров и опосредованный их индивидуальными и личностными характеристиками».

На интенсивность стресса жизни военнослужащих оказывают влияние две группы факторов: служебные и общесоциальные. К числу служебных факторов относятся: угроза жизни, служебная нагрузка, конфликтность, социальное отношение, разочарование. По мнению А.М. Жукова, факторы служебная нагрузка и конфликтность являются стабильно высокими для всех групп офицеров. Такие факторы, как «глобальные жизненные изменения» и «ежедневные бытовые проблемы» способствуют созданию условий для стресса жизни за счет интенсивности воздействия.

Стресс в жизни офицера может быть связан и с особенностями его профессиональной деятельности, и с жизненными событиями, которые сопровождаются психической напряженностью, могут послужить дополнительным источником стресса жизни военнослужащих и наложить негативный отпечаток на выполнение военнослужащим функциональных обязанностей. Следовательно, выявление причин возникновения стресса жизни необходимо проводить с учетом особенностей различных сфер жизни.

Специфика профессиональной деятельности военнослужащих, проходящих службу на надводных кораблях военно-морского флота, сопряжена с многочисленными стрессогенными ситуациями, к числу которых относятся:

1. Выполнение служебных обязанностей в условиях замкнутого пространства, сопряженных с опасностью для жизни.

2. Особый регламент служебного времени.

3. Высокая динамика профессиональной мобильности.

4. Включенность в различные управленческие системы: «человек-человек», «человек-человек-машина», «человек-техника», человек-знак».

5. Отсутствие соответствующих современным задачам Вооруженных Сил побудителей к образцовому выполнению обязанностей по службе, стремлению к военно-профессиональному совершенствованию.

В настоящее время принято говорить о стрессе как об особом функциональном состоянии, в котором организм человека реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угрозу физическому благополучию и существованию человека.

Г. Селье отмечает, что ответ на экстремальную ситуацию у каждого человека разный, т. е. внешнее поведение может быть разным. В этом случае в условиях экстремальности те или иные ситуации могут оказаться абсолютно стрессогенными в зависимости от отношения к ним человека и его опыта. Одни «пасуют» перед трудностями, другие мобилизируют все свои физические и духовные возможности, чтобы противостоять им.

Согласно разработанным Г. Селье стадиям стресса, первая стадия – реакция тревоги, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма, способствующих быстрому проявлению оборонительной реакции.

Вторая стадия – сопротивление, в ходе которого организму удается справиться с теми или иными опасными факторами. На этой стадии отмечается повышение стрессоустойчивости. Третья стадия – истощение. Организм человека устает, способность приспосабливаться снижается и накапливается усталость. Возникают новые сигналы тревоги, как в первой стадии, но в этом случае они возникают на фоне истощения адаптационной энергии.

По убеждению Г. Селье, есть два способа выживания в экстремальной ситуации: борьба и адаптация. Чаще всего к успеху ведет адаптация.

В условиях морской службы такая форма адаптации как сотрудничество дает возможность оказать помощь в сложившейся ситуации, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых действий и правильное решение задач в экстремальной ситуации.

Подробно освещая исследования стрессоустойчивости в психологической науке, А.М. Жуков приводит свое определение стрессоустойчивости. Это «психофизическое состояние человека, обеспечивающее оптимальную адаптацию к экстремальным условиям, позволяющую решать возложенные на него служебные и бытовые задачи без потерь (физических и психических), т.е. находясь в состоянии психофизического равновесия». Он приводит классификацию стратегий совладания человека с трудностями. С. Фолкман и Р. Лазарус выделили и классифицировали 8 стратегий совладания:

1. Стратегия противостоящего совладания. Она состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему.

2. Стратегия дистанцирования. Эта стратегия описывает попытки индивида отделить себя от проблемы, забыть о ней.

3. Стратегия самоконтроля. Заключается в старании регулировать собственные чувства и действия.

4. Стратегия поиска социальной поддержки. Являет собой усилия индивида найти в обществе информационную, материальную и эмоциональную помощь.

5. Стратегия принятия ответственности. Она заключается в признании своей роли в порождении проблемы и в попытке не повторить прежних ошибок.

6. Стратегия избегания. Складывается из усилий человека избавиться от проблемной ситуации, уйти от нее.

7. Стратегия планового решения проблемы. Она состоит в выработке плана действий и следования ему.

8. Стратегия позитивной переоценки. Описывает усилие человека придать позитивное значение происходящему, его попытку справиться с трудностями путем интерпретации обстановки в позитивных терминах.

Выбор личностью той или иной стратегии преодоления во многом зависит от выраженности у нее внутреннего или внешнего контроля над своей деятельностью. Одни проявляют уверенность в собственных силах, отсутствие необходимости во внешней поддержке. Другие же, напротив, отличаются неуверенностью в себе, необходимостью поощрений, болезненным реагированием на порицания, полаганием на «русский авось», случай или судьбу.

Иными словами, личностные особенности, которые влияют на выбор стратегий, являют собой одну из составляющих ресурсов – личностные и средовые.

Личностные ресурсы включают в себя такие составляющие, как физические (здоровье, выносливость и т. п.) и психологические (убеждения, самооценка, восприятие социальной поддержки, мораль, личностный контроль и т.д.).

Средовые ресурсы представлены составляющими социальными (индивидуальная сеть, социально-поддерживающие системы и т.д.) и материальными (деньги, оборудование и т. п.).

В качестве ресурсов рассматривает свойства личности, психические состояния и психические процессы М.В. Xватова, выявляя механизмы развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи, уделяя особое внимание трактовке термина «ресурсы» в психологии. Она пишет, что «ресурсы – это действительное, актуальное, реальные возможности человека, которые могут быть использованы в случае надобности; это средство достижения цели, результата, например, здоровья». К ресурсам она относит, во-первых, качественные характеристики; во-вторых, систему регуляции (механизм регуляции).

Таким образом, свойства личности являются акмеологическими внутренними ресурсами, если обеспечивают оптимизацию деятельности. Обращение к акмеологическим ресурсам психологического здоровья способствует успешному достижению укрепления и развития у военнослужащих, проходящих службу на надводных кораблях военно-морского флота, психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологическую устойчивость и готовность выполнять боевую, учебную, учебно-боевую задачу в любых ситуациях.

Совокупность акмеологических ресурсов психологического здоровья являет собой акмеологический потенциал психологического здоровья военнослужащих, проходящих службу на надводных кораблях военно-морского флота.

Акмеологический потенциал как системное понятие отражает не отдельное сочетание ресурсов, а систему ресурсов. В этом случае потенциал представляет собой некоторую характеристику стержня личности, способствующей осознанию силы достижения цели. Повышение боеготовности корабля военно-морского флота, успешность несения военной службы напрямую зависят от условий сохранения и поддержания психологического здоровья служащих на надводных кораблях военно-морского флота.

Формирование стрессоустойчивости как направление психологической работы.

Успешное воспитание стрессоустойчивости военнослужащего предполагает систематические упражнения в обстановке опасности и риска, в условиях учений, занятий, максимально приближенных к боевым.

Психологическая подготовка военнослужащих – это система целенаправленных воздействий, имеющая целью формирование и закрепление у военнослужащих психологической готовности и устойчивости, преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях боевой обстановки.

Сущность психологической подготовки раскрыта И.П. Павловым: «Дело тут не только в силе взаимодействующих раздражителей, сколько в их новизне...».

В ходе обучения и воспитания любого военнослужащего предусмотрено формирование широкого спектра необходимых для выполнения профессиональной деятельности качеств. И в целом задача решается успешно. Однако опыт боевых действий показывает, что не каждое качество ранее сформированное может проявиться у военнослужащего при изменении условий деятельности (погоды, рельефа местности, видимости, огневого воздействия и др.), особенно при переходе к ведению реального боя. Есть очень много примеров, когда военнослужащий успешно поражает мишень на учебных занятиях и далеко не лучшим образом ведет стрельбу при изменении условий боя. То есть фактор новизны порой играет решающую роль в проявлении у человека ранее сформированных качеств, а значит в выполнении упражнения. И задача состоит в том, чтобы еще в мирное время, в ходе обучения и воспитания, предусмотреть и поставить обучающегося в такие условия, в которых будут выработаны необходимые для выполнения боевой задачи психологические качества. Другими словами, в ходе повседневной учебно-боевой подготовки до минимума сократить всё то новое, неизвестное, с чем военнослужащий может встретиться в бою.

Каков же психологический механизм психологической подготовки? Основной задачей психологической подготовки является целенаправленное формирование и закрепление у военнослужащих психических образов модели предстоящих или будущих действий. Психический образ, или другими словами, что военнослужащий увидел, услышал, пережил и т.д. представляет собой психологическую модель действия (боя). Это достаточно сложный во времени процесс отражения не только объективной действительности, но и воссоздание ранее пережитых, увиденных образов, с целью построения будущей деятельности, адекватной реально сложившейся ситуации. Регулятором такой деятельности выступают мотивы и потребности военнослужащего, его установка, а операциональной структурой – профессиональные действия. Следовательно, в ходе всей повседневной деятельности психологическая подготовка должна быть направлена на формирование как понятийной, так и образной основ модели предстоящих действий.

Вместе с тем, одной только установки для решения задач психологической подготовки крайне недостаточно. Успешность действий военнослужащего во многом зависит от того, насколько сформированные у него психические образы соответствуют реальной действительности. Для этого военнослужащий должен чувственно наполнить психический образ модели боевой работы: выполнять практически действия в ходе тренировок, учений, стрельб, полетов днем и ночью. В этих условиях можно широко использовать методы, позволяющие закрепить образную основу модели боевых действий посредством закалки необходимых профессионально важных качеств. Они могут включать в себя: упражнения и тренировки на специальных тренажерах, имитаторах, учебных полях, на аэродромах; физические и спортивные упражнения по преодолению специальных полос препятствий, заграждений, завалов, водных рубежей; специальные спортивные игры и состязания; психологические упражнения для целенаправленного развития познавательных, эмоциональных и волевых качеств; психологический тренинг по сплочению коллектива, формированию совместимости, коллективизма и др.

В психологической науке сформировалось значительное число различных подходов к пониманию организации и проведению психологической подготовки. Учитывая то обстоятельство, что обучение, воспитание и собственно психологическая подготовка тесно между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены, важно рассмотреть, какие качества, свойства и состояния формируются в каждой из перечисленных областей.

В процессе воспитания у военнослужащих вырабатываются навыки и привычки поведения в различных условиях, а, следовательно, осуществляется развитие эмоционально-волевой сферы личности и ее адаптация к новым условиям; военнослужащие целенаправленно ориентируются на преодоление возможных трудностей в боевых условиях, им прививается стойкость, отвага, храбрость, мужество, убежденность в правоте своих действий и др.

В процессе обучения формируются необходимые морально-боевые качества и чувства (мужество, стойкость, смелость, решительность, инициативность, готовность к бою, чувство коллективизма), активизируются мотивационные установки; посредством накопления соответствующих знаний, формируются представления о современном бое, а закрепление навыков и умений способствует развитию психологической готовности, устойчивости и др.

Эффективность проводимой психологической работы будет во многом зависеть от того, насколько будут соблюдаться принципы психологического моделирования противоборства с противником; профессионально-тактической обусловленности содержания психологической подготовки решаемым задачам в различных видах Вооруженных Сил и родах войск, обеспечения безопасности действий в ходе выполнения упражнений и тренировок. Кроме того, очень важно обеспечить психологическое соответствие учебных и боевых задач; проблемность создаваемых учебно-боевых ситуаций; психологическое противоборство, моделирующее адекватность психических состояний и действий условиям боя.

Передовой опыт в войсках показывает, что психологическая модель современного боя создается путем:

1. Использования различных средств имитации (учебные взрывчатые вещества, имитаторы ядерного взрыва, ракетно-бомбовых ударов, учебные рецептуры отравляющих веществ, имитационные гранаты и фугасы, взрывпакеты, дымовые шашки, ракеты (сигнальные), огнесмеси, холостые патроны и т.д.).

2. Трансляции записей шумовых эффектов боя (выстрелы танков, орудий, разрывы снарядов, мин, звуков низколетящих самолетов и т.д.).

3. Создание пожаров, макетов поврежденной техники, всевозможных инженерных заграждений и препятствий, применяемых внезапно (имитационные минные поля, проволочные и малозаметные ограждения, рвы, ловушки, завалы, баррикады, разрушенные участки дорог и мостов).

4. Организация реального противодействия противника (подготовленная группа личного состава, двухсторонняя игра силами двух взводов и др.).

Безусловно, предложенный подход к организации и проведению психологической подготовки военнослужащих не является исчерпывающим. Могут быть различные методические приемы, которые существенно обогатят содержание проводимой работы по развитию у военнослужащих стрессоустойчивости.

Важно подчеркнуть, что курсант ВМФ может повысить устойчивость к фрустрации, если научится сознательно управлять своим поведением в экстремальных условиях путём построения его эффективных (конструктивных, адаптивных) моделей. Моряки живут и трудятся в специфических условиях, которые связаны с социальными и физическими ограничениями, длительным отрывом от привычной (береговой) среды и социального окружения. Стрессогенные факторы морского труда, которые вызывают хронический либо кратковременный стресс: угроза аварий и травм; сенсорная депривация (сенсорная недостаточность или недозагрузка системы анализаторов, наблюдаемая в условиях изоляции или при нарушении работы основных органов чувств); стрессоры, возникающие при взаимодействии человека с производственной средой судна (уровень шума, естественной и искусственной освещённости, электромагнитного излучения, вибрации, газового загрязнения воздушной среды); стрессоры, возникающие при взаимодействии человека с макросредой в морском рейсе (смена климатических и часовых поясов, штормы, тайфуны, особенности подводного и надводного морского пространства, слемминг, качка, перепады температуры и др.); утрата важных психических связей, относительная социальная изоляция; семейно-бытовые стрессоры; стрессоры, возникающие при взаимодействии человека с социально-психологической средой экипажа; экономические и коммерческие стрессоры; информационный голод; фрустрированность ряда потребностей; гиподинамия и гипокинезия и др. Необходимо отметить, что большинство факторов, негативно воздействующих на человека в море, либо неустранимы в ближайшие десятилетия (вибрация, излучение от работающих силовых установок и т.п.), либо принципиально неустранимы в обозримом будущем (штормы, тайфуны, смены часовых поясов и др.). Именно поэтому морским специалистам необходимы умения и навыки по саморегуляции, владение эффективными стратегиями преодоления стрессогенных воздействий.

В психологическом словаре готовность к действию определяется как «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающее эффективное выполнение определенных действий».

Заключение.

Состояние психологической готовности курсанта ВМФ имеет сложную динамическую структуру, включающую совокупность эмоциональных, волевых, мотивационных, познавательных, операциональных сторон, процессов, свойств, образований, состояний психики человека в их соотношении с внешними ситуационными условиями и предстоящими задачами.

Формирование готовности к профессиональной деятельности является целью и результатом длительного процесса подготовки специалиста, включающей формирование у курсантов положительного, эмоционального отношения к военной профессии, увлеченности, внутренней готовности к преодолению трудностей, связанных с деятельностью офицера в мирное и военное время, соответствующей эмоционально-волевой устойчивости, то есть таких особенностей психических процессов и черт личности, которые нужны им как военным руководителям.

Целостное выражение особенностей протекания этих процессов и черт личности характеризует психологическую готовность выпускника военно-учебного заведения к службе и профессиональной деятельности в войсках.

Исследование сущности профессиональной деятельности современного офицера позволило выделить семь компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности курсанта:

- мотивационный компонент включает в себя систему мотивов, стимулирующих профессиональную активность военнослужащего, положительное отношение к служебной деятельности;

- профессионально-ценностный: убежденность молодого офицера в правильности выбора военной профессии, военной специальности, уверенность, что именно в этой специальности он сможет максимально полно реализовать свои способности, осознание социальной значимости своей профессиональной деятельности и необходимости ее выполнения как своего общественного и профессионального долга;

- эмоциональный: патриотические чувства, ответственность за сохранение безопасности Родины, достойное отношение к военной службе;

- волевой: умение мобилизовать свои силы для выполнения служебной деятельности, преодолевать трудности и сомнения.

- когнитивный (познавательный): совокупность знаний, необходимых и достаточных для работы в начале самостоятельной деятельности и для дальнейшего совершенствования профессионального мастерства;

- операциональный: система умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности;

- личностный: профессионально-важные, индивидуально-психологические особенности личности офицера, такие, как наблюдательность, хорошая память, оптимизм, решительность, энергичность и другие.

Вычисление отдельных компонентов готовности носит условный характер, так как все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Исключение готовности любого из указанных компонентов или понижение уровня их сформированности влечет за собой снижение успешности, а соответственно, и результативности профессиональной деятельности будущих офицеров.

Выделение компонентов психологической готовности курсантов к профессиональной деятельности основывается на понимании того, что данная характеристика личности выступает сложным структурно-уровневым образованием, которое проходит длительный период становления, совершенствования и развития.

Высокий уровень готовности курсантов к будущей профессиональной деятельности достигается всесторонней подготовкой, которая в организационно-педагогическом аспекте представляет собой специально организованную, имеющую воинскую направленность учебно-познавательную деятельность, в процессе которой происходит формирование будущего офицера.

Формирование готовности курсантов к профессиональной деятельности должно осуществляться на протяжении всего времени обучения в военном вузе как система профессиональной подготовки в дифференциации и индивидуализации.

Таким образом, психологическая готовность - это существенная предпосылка целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности. Она помогает человеку успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать свою деятельность при появлении непредвиденных препятствий. Психологическая подготовка курсантов в вузе должна позволять формировать каждый элемент готовности.

Успешность данного процесса зависит от исходного уровня развития профессионально-важных качеств, от уровня обученности, наличия материально-технической базы, от индивидуальных характеристик будущего военного специалиста.

 

Количество человек

Экстраверт

12

Значительный экстраверт

4

Умеренный экстраверт

4

Устойчивые

100%

Список использованной литературы.

1. Ломакин A.A. Военно-профессиональная подготовка слушателей вузов Вооруженных Сил РФ в современных условиях: Монография. – М., 2004.

2. Феденко Н.Ф. Психологическая характеристика педагогической деятельности. Пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя. – М., 1975.

3. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. – Минск, М., 2001.

4. Корчемный П.А. Психические состояния личного состава в экстремальных ситуациях и управление ими // Гуманизация взаимоотношений военнослужащих, разрешение конфликтов и психотерапия. – М., 1995.

Просмотров работы: 400